Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техникаJamiyat

Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Константин Ришес

Сегодня эту историю уже можно рассказывать с конца. Минуло без малого 18 лет с того печального для многих тружеников советского, затем российского ВПК (Военно-промышленного комплекса) дня 13 ноября 2006 года, когда на технической базе под Брянском вершился процесс утилизации последнего боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) – недавней грозы вероятного противника и гордости советской оборонки.

Его уничтожение, как и предшествующих 11 комплексов, проходило под бдительным непосредственным наблюдением контрольной инспекции США в соответствии с договором СНВ–1. «Антисозидательные работы» выполнялись, можно сказать, за счет «заказчика», то есть финансировались из бюджета США.

Как все начиналось

А начиналась история БЖРК лет 60 назад. В начале 60-х годов прошлого века, в разгар «холодной» войны и ракетно-ядерной эйфории по обе стороны океана, в Советском Союзе возникла идея о постановке боевых ракет на рельсы с целью придания им мобильности и скрытности. В 1966–1968 годах был разработан эскизный проект БЖРК. Однако в те времена по самым разным причинам работа не получила дальнейшего развития.

Реально действия в этом направлении начались лишь в 1977 году.

К работе по столь новаторской теме было привлечено множество научных, конструкторских и производственных организаций. Головным было назначено КБ «Южное», Днепропетровск. Возглавлял его в те времена главный конструктор Владимир Федорович Уткин. Разработчиком пускового модуля для будущей ракеты стало ленинградское КБ средств механизации (КБСМ), где работы возглавил родной (младший) брат Владимира Уткина – Алексей. Здесь уместно упомянуть, что эту славную семейную когорту ракетостроителей возглавлял самый старший брат – Николай Уткин, на момент описываемых событий – проректор по науке Ленинградского военно-механического института (ныне Балтийский технический университет «Военмех»), многие ученые и инженеры-выпускники которого активно включились в работы по созданию БЖРК. Все три брата Уткины были выпускниками «Военмеха» разных лет, а в 50-е годы Николай Федорович уже стал деканом факультета, на котором в те далекие годы учился автор настоящей статьи.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Царство янтаря: Самые удивительные находки из бирмита Царство янтаря: Самые удивительные находки из бирмита

О нескольких удивительных находках, обнаруженных в бирмитах

Наука и техника
Видел номер? Видел номер?

Журнал «Автопилот», спасибо за готовый штамп, «появился в совсем другой стране»

Автопилот
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
Марина Мнишек и ее мужья Марина Мнишек и ее мужья

Марина Мнишек – царица всея Руси и первая коронованная в Российском государстве

Знание – сила
Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки» Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки»

Мегахейры – «прототип креветки-богомола, созданный на базе аномалокариса»

Наука и техника
Государство недооценивает проблемы в АПК Государство недооценивает проблемы в АПК

Какие риски угрожают развитию АПК

Агроинвестор
Эмоциональное техно Эмоциональное техно

Как можно описать стиль эмоциональной архитектуры?

ТехИнсайдер
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

«Изобретение концлагеря» начиналось в стране буров...

Знание – сила
Смешанный стиль Смешанный стиль

Volkswagen, который пришел с Востока

Автопилот
Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа

Удивительные встречи. Одно из таких знакомств — с путешественником Юрием Лыхиным

Seasons of life
Разумом, молотком, пистолетом Разумом, молотком, пистолетом

Какими приспособлениями пользуются полевые исследователи

ТехИнсайдер
Для чего может пригодиться пушка Гаусса? Для чего может пригодиться пушка Гаусса?

Поиск параметров конверсии энергии магнитного поля в кинетическую энергию

Наука и техника
Понемногу о многом Понемногу о многом

Забытые плавания в Индию

Знание – сила
«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа «Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

Наука
Немного ностальгии Немного ностальгии

Квартира в каменном доме XIX в. находится в историческом центре Краснодара

Идеи Вашего Дома
Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна

Как и с чего начиналась «пароходная лихорадка»?

Наука и техника
Быстро, удобно и вкусно Быстро, удобно и вкусно

Прогноз развития food-сегмента до 2030 года

Агроинвестор
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
«Африка-Алкебулан: sentio ergo sum» «Африка-Алкебулан: sentio ergo sum»

Чему нам следует поучиться у Африки и африканцев?

Знание – сила
Сжатие при нагреве — это нормально! Сжатие при нагреве — это нормально!

Сжатие при нагреве: силы взаимодействия атомов сложны и ведут себя несимметрично

Наука и жизнь
Защитники команды «Локомотив» Защитники команды «Локомотив»

Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техника
Насколько безопасно использование интернет-банкинга? Насколько безопасно использование интернет-банкинга?

Что такое интернет-бакинг и надежен ли он?

Наука и техника
Зарождение гидроавиации Зарождение гидроавиации

Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – сила
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему маленькая выставка и действительно ли большого художника?

Наука и жизнь
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Открыть в приложении