В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

РБК

Элементы — Технологии

Искусство на ощупь

В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

Текст: Анна Левинская

Главное правило посещения всех музеев мира — не прикасаться к экспонатам. За его исполнением следит «армия» музейных смотрителей, которые пресекают любые попытки даже подойти слишком близко к прекрасному. В ноябре 2016 года в России впервые открылась выставка «Видеть невидимое», на которой трогать картины — необходимость.

Технология Didu, разработанная компанией Estudios Durero позволяет создавать копии шедевров живописи, к которым можно прикасаться и делает искусство доступным для незрячих людей

Инклюзивная экспозиция представлена в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина, состоит из шести репродукций — «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена, «Благовещение» Сандро Боттичелли, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо. На картине Шардена изображен стол художника с разбросанными на нем вещами — атрибутами искусства. У репродукции, представленной в российском музее, заметно, что изображение не плоское, а выпуклое: при прикосновении, например, к статуэтке бога Меркурия, возникает ощущение, что трогаешь мрамор. Палитра, свитки чертежей, ящик для красок и готовальня — все предметы искусства, изображенные на картине, имеют как свою текстуру, так и разную высоту выпуклостей. «Видеть невидимое» рассчитана в первую очередь на посетителей с нарушениями органов зрения. Выставка сопровождается аудиогидом с записанной речью актера Евгения Миронова, подписи к картинам и информационные буклеты продублированы азбукой Брайля.

Спонсором выставки в Пушкинском музее стал Сбербанк. Как рассказал журналу РБК представитель финансовой организации, банк вложил в проект около 10 млн руб. — в эту сумму входит стоимость производства картин и организация выставки.

Фотографии произведений подверглись «специальной обработке», текстура и другие особенности изображения подобраны исходя из важности для понимания сюжета незрячими и слабовидящими людьми, говорит собеседник из Сбербанка. Все объемные изображения «воспроизведены максимально близко к оригиналам, поскольку подобные выставки привлекают не только посетителей с нарушениями зрения. «Именно поэтому классическая технология 3D-печати не подходит для наших картин», — объясняет в разговоре с журналом РБК Кристина Веласко, представитель компании Estudios Durero, создавшей экспозицию «Видеть невидимое».

Испанская студия делает тактильные картины по технологии рельефной печати Didú. Большую часть «ингредиентов» студия держит в секрете.

В общих чертах это выглядит так: картины печатаются на алюминиевых листах — на них послойно наносятся полимеры, необходимые для тактильной стороны, а в результате специально вызванных химических реакций вещества приобретают различные заданные текстуры, пояснил представитель компании в разговоре с журналом РБК.

Все изображения печатаются на принтере, разработанном специалистами компании Canon для Estudios Durero. Эффект мазков краски на картинах достигается благодаря «высокой точности позиционирования печатной головки», объяснила представитель Canon в России Эльмира Алиева. Других технологических особенностей печати она не раскрыла. Для Estudios Durero это не первый опыт создания тактильных картин. Компания на постоянной основе ведет подобный проект для национального испанского музея Prado: например, изготовила для выставки Touching the Prado репродукции картин Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и др., рассказала Кристина Веласко.

Саму идею создания выставки «Видеть невидимое» директор Пушкинского музея Марина Лошак привезла как раз из мадридского Prado.

Срок изготовления каждой картины индивидуален, речь идет о нескольких месяцах работы, объясняет Веласко. «Для создания репродукции нам нужен контекст изображения и наиболее важных элементов в композиции, поэтому мы погружаемся в историю создания картины, изучаем другие работы автора», — рассказывает представитель Durero.

Специалисты компании изучают оригиналы, выставленные в музеях, сравнивают их с полиграфическими репродукциями. Затем разрабатывается объемная модель с разным уровнем рельефа и печатаются изображения, а на финальном этапе приглашаются сторонние эксперты-искусствоведы для оценки картин и консультанты с нарушениями зрения.

По окончании выставки в Пушкинском музее в феврале 2017 года экспозиция поедет по России. Первым городом в туре станет Екатеринбург.

Фото: Артем Голощапов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Зачем нужно развивать промышленный туризм Зачем нужно развивать промышленный туризм

Почему туристы посещают промышленные предприятия?

РБК
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Открыть в приложении