Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

РБК

Современные покрытия / Рыночный расклад

Работаем над покрытием

Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

Текст Илья Носырев

Рынок напольных покрытий — древний: ему столько же веков, сколько пыли на мраморных плитах Парфенона и паркете готических замков Западной Европы. И все же этот мир знал свою революцию: бурное развитие химии в ХХ веке произвело на свет совершенно новые материалы, потеснившие традиционные. Такие покрытия, как ламинат, ковролин, линолеум, превратились в массовые и востребованные за считаные десятилетия.

Сейчас этот рынок живет в условиях острой конкуренции — соревнуются между собой не только производители, но и сами материалы: благодаря постоянному технологическому совершенствованию границы между ними размываются. Ламинат все сильнее напоминает настоящий паркет, керамогранит соперничает с настоящим камнем, линолеумы, наделенные новыми гибридными свойствами, покидают нишу полимерных покрытий. Покупатели, рассуждающие по принципу «Сделайте мне красиво», теряются в альтернативах.

Рекордсмены инноваций

Благодаря успехам химиков в прошлом столетии возникло несколько совершенно новых сегментов рынка напольных покрытий. Например, обширный сегмент полимерных материалов — от линолеума до наливных полов из метилметакрилатных и полиуретановых мастик — или сегмент ковролинов на основе искусственных волокон: нейлона, полипропилена, полиэстера (полиэфиров). Некоторые сегменты продолжают стремительно расти. Так, глобальный сегмент наливных полов, который в 2013 году оценивался в $745,8 млн, по прогнозу исследовательской компании Transparency Market Research, уже через четыре года вырастет более чем в полтора раза — до $1,2 млрд.

Знаменитый спринтер и чемпион по прыжкам в длину Джесси Оуэнс, используя свое влияние и связи, убедил Международный олимпийский комитет испробовать тартан на летних Олимпийских играх 1968 года в Мехико. За полвека тартан распространился в индустрии спорта почти повсеместно Фото: Getty Images Russia

Многие напольные материалы давно стали привычными. Например, трудно поверить, что ламинат стали применять лишь 20–30 лет назад. Разработанный в 1977 году небольшой шведской компанией Perstorp, в европейских салонах он появился лишь в середине 1980-х годов, в американских — десятилетием позже. Выросшее в отдельную компанию подразделение Perstorp под названием Pergo ныне выпускает одноименный ламинат и является самым известным производителем этого материала. Сам же ламинат за три десятилетия постоянно эволюционировал: на заре своего распространения поверхность легко вздыбливалась из-за пролитого на нее чая и требовала ручного склеивания при укладке. Современные ламинаты — бесклеевые и влагонепроницаемые.

Новые модификации напольных покрытий возникают практически ежегодно. Вот почему одна из лучших возможностей для нового материала — занять какую-то нишу, где у него не окажется конкурентов. В этом смысле поучительна история тартана, созданного полвека назад 3M Company из Миннесоты. Компания, которая до этого изобрела абразив из корунда и световозвращающую пленку для дорожных знаков, сделала себе имя на инновациях в области материалов, обратив внимание на то, что в мире спорта существует проблема: спортсменам трудно тренироваться и соревноваться под открытым небом в плохую погоду. Все, что могли предложить им стадионы того времени, — покрытия из асфальта и переработанных автомобильных шин, скользкие, жесткие, травмоопасные.

Поколдовав с материалами, инженеры 3M придумали тартан — покрытие из полиуретановой крошки. Спортсменам оно понравилось, но для того, чтобы о тартане узнала широкая публика, обычной рекламы оказалось недостаточно. Тогда 3M Company наняла знаменитого спринтера и чемпиона по прыжкам в длину Джесси Оуэнса: используя свое влияние и связи, атлет убедил Международный олимпийский комитет опробовать тартан на летних Олимпийских играх 1968 года в Мехико. Успех материала был поразительным — он быстро превратился в один из главных продуктов компании. Тартан полюбился не только за травмобезопасность и водопроницаемость, но и за удобство в укладке и эстетичность — его кладут по наливной технологии, в результате чего у покрытия отсутствуют швы. За полвека тартан распространился в индустрии спорта почти повсеместно: из него делают не только беговые дорожки, но и покрытие для баскетбольных и волейбольных площадок, покрывают полы в фитнес-центрах.

Структура российского рынка напольных покрытий
Источник: Discovery Research Group, 2013

Химические братья

Сегодня одна из основных тенденций на глобальном рынке твердых напольных покрытий, который по прогнозам вырастет в 2020 году до $93 млрд (сейчас он составляет около $67 млрд), — вытеснение новыми и более дешевыми материалами давно известных дорогих. Ярчайший пример — вытеснение паркета уже упомянутым ламинатом. Во всем мире его продажи для нежилых и коммерческих помещений год от года увеличиваются, а продажи паркета давно уже не растут. Еще десять лет назад ламинат конкурировал в основном с пластиковыми покрытиями, теперь же он самый грозный соперник материалам из дерева: к упомянутому выше сроку ламинатом предстоит покрыть в мире 1,6 млрд кв. м. Качество ламината в наши дни совсем другое, чем еще десять лет назад: технологии, по которым его делают сегодня, позволяют почти точно имитировать структуру древесных волокон, добиваться высокой влагостойкости материала.

Но дело не только в этом — и в Западной Европе, и в США одним из наиболее острых вызовов для рынка напольных покрытий стало законодательное регулирование вырубки лесов. Лишь около 5% древесины в мире, применяемой в декоративных целях, идет на напольные покрытия — теперь это дорогой материал, 60% объемов которого используется для изготовления мебели и еще 25% — для отделки стен и потолков. Выросшее качество ламината вполне позволяет заменять дерево, не вызывая при этом гнева «зеленых»: сегодня около 90% всего производимого в мире ламината соответствует принятым в ЕС и Северной Америке требованиям к экологичности материалов. А ведь здесь строго следят за количествами фенола и формальдегида, которые могут выделять покрытия из ДВП. Точно так же постоянное увеличение стоимости добычи камня приводит к росту востребованности керамогранита. Сложность утилизации является здесь одним из основных препятствий для использования ковролинов и пластиков. Конкуренция между материалами обостряется по мере роста их взаимозаменяемости. И здесь снова естественный путь — уход в узкую нишу. Материалы из многих видов дерева перемещаются в премиум-сегмент. Правда, и здесь свои проблемы. «Бамбуковые полы приобретают владельцы роскошных квартир и домов, причем для оснастки лишь некоторых комнат, — говорит начальник отдела продаж и снабжения группы компаний DIY Иван Конышев. — В основном они производятся за рубежом: например, на всем Северо-Западе России нет ни одного их производства. Раньше мы ввозили их в основном из скандинавских стран, однако в кризис цены взлетели настолько, что эта продукция оказалась не по карману даже многим состоятельным клиентам. Теперь в основном ввозим продукцию из Таиланда. Правда, если ты производишь продукцию в Азии, тебе приходится пристально контролировать качество».

Ниже плинтуса

В двухтысячные российский рынок отделочных материалов считался одним из наиболее быстро развивающихся, и рынок напольных покрытий, разумеется, не был исключением. Темпы жилищного строительства были высокими, спрос на квартиры — огромным. Однако рецессия и последующая стагнация экономики страны отразились и на рынке отделочных материалов. Он рухнул не сразу: в 2014 году сократился на 0,2%, а вот в 2015-м — сразу на 19%.

То, что рынок несильно упал сразу же после введения санкций против России и обострения экономических проблем, объясняется тем, что главным драйвером роста рынка было строительство — пока достраивались уже проинвестированные несколько лет назад здания, спрос на отделочные материалы сохранялся почти на прежнем уровне. «Крупные застройщики сначала доделывали существующие объекты, потом стали консервировать большинство проектов, — говорит Виталий Ермолаев, теперь уже бывший гендиректор строительной компании «ВельтМос», закрывшейся в прошлом году. — Сейчас доделывают тот мизер, который уже проинвестирован, без особой прибыли — просто ради того, чтобы не закрыться. Спрос на жилье упал катастрофически и потащил за собой и спрос на отделочные материалы».

Объем рынка напольных покрытий в России
Источник: Discovery Research Group

Ситуация усугубляется еще и тем, что «импортозамещать» на этом рынке почти нечего: основная доля самой массовой продукции и так отечественного производства — часть работающих в России заводов принадлежит иностранным компаниям. Из-за рубежа ввозятся в основном либо самые дешевые товары вроде плитки из Китая и бывших советских республик, либо не слишком популярные материалы, производство которых в нашей стране считается нецелесообразным. Объемы импортного ламината уже успели заметно сократиться — в 2014 году его ввезли на $241,8 млн, в 2015-м — лишь на $145,1 млн.

По данным Discovery Research Group, три года назад линолеум и напольная керамическая плитка занимали больше половины в структуре рынка напольных покрытий. В кризис сократились продажи обоих материалов, но если сейчас линолеум и ламинат быстро восстанавливают былую востребованность, то доля плитки, паркета и паркетной доски в структуре рынка напольных покрытий уменьшается. И обычные граждане, приобретающие эти материалы, и ремонтники, и строители сделали выбор в пользу «дешево и сердито». В ситуации с ламинатом плюс в том, что он востребован как экспортный товар: Россия продолжает экспортировать его в добрый десяток стран — Турцию, Азербайджан, Узбекистан, Киргизию, Молдавия, Болгарию и т.п., общей стоимостью на $17,9 млн в год. По оценкам аналитиков компании Kastamonu, внутреннее потребление ламината в нынешнем году составит около 80 млн кв. м. Спрос снизился, а предложение растет — совокупные мощности локализованных в России производителей за три последних года выросли на 30 млн кв. м, до 130 млн кв. м в год.

Спрос на некоторые другие материалы удерживается в основном потому, что их нечем заменить: например, у ковровых покрытий есть своя стабильная ниша. Никто не станет менять бесшумные и уютные ковры и ковролин на дешевый линолеум в гостиницах, кинотеатрах, офисах и отчасти в ресторанах.

Структура мирового рынка напольных покрытий
Источник: Transparency Market Research Analysis, 2015

Впрочем, ближайшее будущее обещает быть не столь суровым. В следующем году, как прогнозирует Discovery Research Group, рынок напольных покрытий в России вырастет на 2,3%, а к 2020 году его объем составит 294 950 тыс. кв. м. Практически все сегменты рынка, кроме паркетной доски, будут расти. Быстрее всего будет повышаться спрос именно на дешевые и при этом качественные материалы — ламинат и линолеум. Так, сектор ламината увеличит свою долю c 29,7 до 32,8%.

Кризис — хорошее время для того, чтобы предложить рынку оригинальные продукты: хотя спрос на всем известные материалы снижается, зато постоянно образуются новые ниши. В США и Европе происходит революция гибридных материалов — например, лакшери-винила, внешне неотличимого от дерева, но обладающего характерной для пластмассы устойчивостью к влаге и долговечностью, а также декоративного бетона — материала с низкой себестоимостью, прочного и при этом выглядящего не хуже керамической плитки. Пока никто даже не пытался предложить эти покрытия в России — и, вероятно, зря: сегодня как никогда потребитель готов вкладывать деньги в оптимальное сочетание качества, внешнего вида и цены.

Искусство «живой плитки»

У российских технологов есть свои истории успеха. Несколько лет тому назад инновационная компания 3DVL открыла в Санкт-Петербурге производство «живой плитки» — сверхпрочного покрытия, способного менять узор при нажатии. «На данный момент это самое прочное напольное покрытие — оно выдерживают нагрузку до 10 т на квадратный сантиметр, — рассказывает технический директор 3DVL Роман Задворнов. — По нему танк может ехать!» По словам Задворного, «живая плитка» сразу оказалась востребованной, поскольку попала в несколько свободных ниш: «До сих пор не существовало специального напольного покрытия для танцполов. Не было напольного покрытия, обладающего «педагогической» функцией: дети обожают нашу плитку, поскольку она развивает возможности для творчества, фантазии. Заинтересовались нашей продукцией и реабилитационные центры. Было подсчитано: если человек, восстанавливающий способность ходить, видит на полу свои следы, его мотивация повышается почти на треть».

Правда, в России достоинства этой плитки пока недооценивают: 90% идет за рубеж — в Германию, Финляндию, Италию, Испанию, Швейцарию, Израиль и еще в десяток стран Азии. Сделанная на петербургском заводе «живая плитка» украшает полы конгресса США, нью-йоркского Музея современного искусства, центральных офисов Google и Microsoft.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Гид в уверенное будущее Гид в уверенное будущее

Какие специалисты помогают выстроить образовательную и карьерную траектории

РБК
Тяжелый металл Тяжелый металл

Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли.

РБК
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Памятник старины Памятник старины

Архитек­тур­ное бюро Blockstudio офор­ми­ло для твор­че­ской се­мьи квар­ти­ру пло­ща­дью 77 м² с но­сталь­ги­че­ским интерьером.

AD
Начальник космодромов Начальник космодромов

Рано Джураева должна найти прибыль там, где раньше ее никто не искал.

РБК
Первое, второе и компот Первое, второе и компот

Где искать точки роста сетевого ресторанного рынка.

РБК
3D-обман в благородных целях 3D-обман в благородных целях

Объем нелегальной торговли органами диких животных, по данным организации United for Wildlife, в 2014 году достиг $20 млрд. Это четвертый по величине черный рынок после наркотиков, оружия и работорговли. Для борьбы с браконьерами американская Pembient решила наводнить рынок искусственными рогами носорогов, напечатанными на 3D-принтере.

РБК
Бизнес под огнем Бизнес под огнем

Недалеко от руин Донецкого аэропорта работает завод турецкого инвестора Казима Сериндага.

Forbes
Капитан «Кораблика» Как построить бизнес, не мечтая о лидерстве, инвесторах и экспериментах Капитан «Кораблика» Как построить бизнес, не мечтая о лидерстве, инвесторах и экспериментах

Сеть магазинов «Кораблик» пережила два финансовых кризиса, многих конкурентов и массовый отток менеджеров к главному из них, «Детскому миру». Как владелец сети Алексей Зуев построил и сохранил вторую по величине сеть магазинов детских товаров в стране? «Тихо и спокойно», — формулирует он главные принципы развития сети.

РБК
Важная малость Важная малость

Как выходцы из Сбербанка создали бизнес на идеях, не пригодившихся работодателю.

Forbes
Несуществующие потолки Несуществующие потолки

Проблема трудового равноправия женщин актуальна для многих стран. Решить ее пытаются, например, введением принудительного квотирования в найме. Нужны ли подобные меры в России, а главное, что формирует пресловутый «стеклянный потолок» — несовершенство законодательства или собственные стереотипы «семьи или карьеры»?

РБК
Легко и просто Легко и просто

Архитек­тор Никита Морозов уве­ря­ет, что оформ­ле­ние за­го­род­но­го дома в под­мос­ков­ном Павлово да­лось ему безо вся­ких усилий.

AD
Цена вкуса Цена вкуса

Самые дорогие картины в коллекциях десяти российских бизнесменов.

Forbes
Победить хемофобию Победить хемофобию

Хемофобия в потребительском обществе — не очевидная, но очень серьезная проблема для химической отрасли. Она ведет не только к падению спроса на определенные продукты отрасли, но и провоцирует государственные власти к введению запретов.

РБК
Вальц без цветов Вальц без цветов

Дизайнер Екатери­на Вальц офор­ми­ла в ком­плек­се “Легенда Цветного” бру­таль­ный муж­ской интерьер.

AD
Фото с маржой 56% Фото с маржой 56%

Первый инстамат — терминал для печати фото из Instagram — в России появился весной 2014 года. Сейчас их уже сотни, а заработок производителей терминалов исчисляется в сотнях миллионов рублей в год. В 2016 году начался новый этап — выход инстаматов на зарубежные рынки.

РБК
Подземные навигаторы. Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников Подземные навигаторы. Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников

Добыча нефти и разработка программного обеспечения — отрасли, обычно противопоставляемые друг другу как «старая» и «новая» экономика. На деле все сложнее: стартап «Геонавигационные технологии» успешно развивается благодаря спросу на его продукт со стороны крупнейших нефтяных компаний, а его основатели мечтают о выходе на глобальный рынок

РБК
Держать баланс Держать баланс

Зачем топ-менеджеру оборонного завода выигрывать чемпионаты по конному спорту.

Forbes
Альянс по расчету Альянс по расчету

Зачем Александру Мамуту разработчик софта для ресторанов.

Forbes
Беспилотные курьеры Беспилотные курьеры

Зарубежные логистические компании активно готовятся использовать беспилотники для доставки заказов: в сентябре тесты провели американская UPS и немецкая DHL. Дроны — это будущее логистики, настаивают крупнейшие операторы, преодолевая сопротивление регуляторов по всему миру.

РБК
Лидер номер два. Почему онлайн-магазин автозапчастей Emex.ru сдал рынок конкуренту Лидер номер два. Почему онлайн-магазин автозапчастей Emex.ru сдал рынок конкуренту

Онлайн-магазин автозапчастей Emex.ru впервые вошел в рейтинг РБК 500. За более чем 15-летнюю историю компания стала одним из крупнейших оптовых продавцов запчастей в Рунете, выжила в битвах с чиновниками и пережила смену владельца. Как Emex.ru борется с кармой «вечно второго» лидера рынка?

РБК
Дворец Султана Дворец Султана

Английский дизайнер Франсис Султана оформил в Лондоне роскошный особняк для пары любителей искусства из Болгарии.

AD
Преданный садовник Преданный садовник

В Провансе отреставрировали Шато‑де‑ла‑Коль‑Нуар, принадлежавшее Кристиану Диору. Об истории дома рассказывает Памела Макстоу.

AD
Испанское наследство Испанское наследство

Дизайнер Игнасио Курт унаследовал от родителей настоящий памятник архитектуры Испании 1960‑х годов — дом в горах Кади. И придал его интерьеру современное звучание.

AD
Человек из Рио Человек из Рио

Рио‑де‑Жанейро оказался мечтой не только Остапа Бендера. Канадский бизнесмен Ариф Нур влюбился в те края и построил себе там виллу с видом на океан.

AD
Открыть Америку Открыть Америку

Виды из окон квартиры напоминали хозяину Манхэттен, поэтому он попросил декоратора Марину Брагинскую сделать интерьер в американском духе.

AD
Картинка для привлечения внимания Картинка для привлечения внимания

Новый проект Жана‑Луи Денио — отель Nolinski в Париже: яркий пример французского стиля и творческой манеры дизайнера.

AD
Ливанский орден Ливанский орден

Современный Бейрут — одна из самых динамичных столиц Ближнего Востока. О своих любимых местах ливанской столицы, знаменитых и потайных, рассказывает интерьерный дизайнер Клод Миссир.

AD
Счастье в мелочах Счастье в мелочах

В нашем досье — десять квартир площадью от 38 до 78 м². А также миллион идей, как с удобством обустроить небольшое пространство.

AD
Думы в черном Думы в черном

Марк Мейре, директор креативного агентства и неутомимый путешественник, ведет яркую жизнь. Но в его доме господствует лишь один цвет — черный.

AD
Открыть в приложении