Основатель агентства МИАН запускает стартап, подбирающий тексты к музыке

РБК

Лаборатория — музыка

Фабрика песен

Основатель агентства МИАН запускает стартап, подбирающий тексты к музыке

Александр Сенаторов почти 20 лет назад основал агентство недвижимости МИАН. Теперь он с партнерами строит новый бизнес — сервис поиска текстов песен для музыкантов. Опрошенные журналом РБК участники рынка скептически относятся к идее проекта, но сам Сенаторов надеется, что со временем стартап будет стоить $100 млн

Текст: Елизавета Архангельская
Фото: Арсений Несходимов для РБК

Акционер инвестиционной группы «Коперник», основатель и экс-владелец группы МИАН Александр Сенаторов с детства играет на гитаре и сочиняет музыку, но с написанием слов к песням часто испытывал проблемы. Однажды бизнесмен через друзей познакомился с поэтом-песенником, но тот предложил слишком высокую цену за свои услуги и сотрудничество не сложилось, рассказал Сенаторов в интервью журналу РБК.

Около двух лет назад бизнесмен решил, что помочь с поиском текстов могло бы публичное объявление конкурсов на сочинение текста к музыке по определенным параметрам — ритм, тема будущей песни, ключевые слова, которые должны быть использованы, и т.д. Будучи программистом по образованию, Сенаторов решил автоматизировать процесс подбора — разработать алгоритмы, которые проанализируют уже созданные кем-то и предлагаемые на продажу тексты и «посоветуют» их музыканту.

Зимой 2015 года Сенаторов поделился идеей с другом детства и бывшим заместителем гендиректора «Мосметростроя» Леонидом Астриным — тому задумка понравилась. Вскоре нашелся и третий партнер — Анатолий Старостин, руководитель группы исследования технологий извлечения информации в ABBYY. В последние годы Старостин, сам музыкант и автор песен, занимался компьютерной лингвистикой и разрабатывал программы для автоматического анализа стихов.

После нескольких встреч партнеров было принято решение запустить «фабрику песен» Musimatix: Сенаторов и Астрин стали инвесторами, а Старостин в качестве своей доли внес в стартап технологию анализа стихов. Доли партнеры не раскрывают, а операционным управлением занимаются сами. «В стартапе довольно сложно делить роли», — говорит Астрин.

Инвестиции в запуск Musimatix не раскрываются, но окупить их партнеры собираются менее чем через год. Сенаторов говорит, что это «небольшие» личные вложения партнеров. «По сравнению со стоимостью недвижимости в Москве это сущие копейки», — отметил он. Деньги пошли на зарплату, аренду помещения и серверов. Однако сейчас Musimatix ищет соинвесторов и уже подает заявку на присвоение статуса участника сообщества «Сколково», что позволит в дальнейшем претендовать на гранты фонда, рассказал Астрин.

Параллельно с запуском стартапа Сенаторов окончательно расставался с прежним бизнесом: в августе 2016 года «Коперник» продал принадлежащие ему площади в доме Наркомфина, памятнике конструктивизма на Новинском бульваре в Москве, который он в разное время планировал превратить то в отель, то в жилой комплекс. Покупателем площадей стала компания «Лига прав» бывшего гендиректора «Коперника» Гарегина Барсумяна. Сумму сделки стороны не раскрывают, эксперты агентств недвижимости Kalinka Group и «Метриум Групп» оценивали долю Сенаторова в $1,5–6 млн, писала газета «Коммерсантъ».

Офис «Коперника» все еще занимает в доме Наркомфина двухэтажную квартиру, но Сенаторов говорит, что недвижимостью больше не занимается.

Собери песню

Летом 2016 года Сенаторов с командой из восьми человек представил Musimatix друзьям. Официальный запуск сервиса запланирован на ноябрь. Musimatix помогает «собирать» песни: например, музыкант сочинил мелодию и может задать сервису параметры нужных стихов, а система на основе лингвистических алгоритмов подыщет подходящий по ритму текст. В компании работают около десяти сотрудников (в основном разработчики), в следующем году их будет до 30 — добавятся новые разработчики, маркетологи, специалисты по продвижению и работе с клиентами.

До официального запуска партнеры не занимаются продвижением сервиса, поэтому пока в нем зарегистрировано всего около 100 пользователей, которые тестируют сервис. После официального старта компания начнет продвижение: запустит конкурс песен с денежными призами, рекламу в социальных сетях среди профессиональных сообществ, а в будущем планирует продвигать «молодых поэтов и композиторов». На продвижение до конца года выделено 12 млн руб.

У Сенаторова есть понимание, что можно будет считать «успешным сервисом»: если через год-два аудитория Musimatix составит 1% населения стран присутствия. Именно столько человек профессионально занимаются музыкой и пишут стихи, объясняет бизнесмен. «К ним добавятся пользователи, для которых музыка — это хобби», — говорит он, ссылаясь на проведенное по заказу Musimatix маркетинговое исследование о перспективах сервиса и его потенциальной аудитории.

Музыка на потоке

«Неинтересно заниматься тем, что делают все. Поэтому мы делаем то, что не делает никто», — говорит Сенаторов, уверяя, что у Musimatix нет аналогов в мире. Опрошенные журналом РБК участники рынка не слышали об аналогичных сервисах.

По словам Астрина, чем-то похожим занимается американская Hitrecord, основанная в 2004 году актером Джозефом Гордоном-Левиттом. Платформа позволяет авторам, музыкантам, дизайнерам и режиссерам совместными усилиями создавать видео, фильмы, песни и даже книги. Hitrecord работает как продюсерская компания, и авторы получают деньги за те произведения, права на которые она выкупает. С 2010 года Hitrecord, по собственным данным, выплатила авторам более $2 млн, всего у нее более 80 тыс. пользователей.

Существуют и другие сервисы, которые так или иначе позволяют создавать музыкальные произведения в сети. В июне 2016 года о запуске механизма создания мелодий и видео искусственным интеллектом Magenta объявила корпорация Google. С технологиями автоматического создания музыки работает и японская Sony: ее парижская Лаборатория информатики работает над несколькими проектами. Среди них система VirtualBand, которая анализирует музыкальные записи и на их основе учится распознавать стили. Музыканты могут использовать VirtualBand для проигрывания аккомпанемента: например, распознав игру на саксофоне, программа «пишет» партию ударных и гитары. Другой пример — проект Virtuoso: программа сама создает джазовые импровизации.

Научить компьютер писать музыку и заработать на этом пытаются небольшие стартапы. Например, в 2013 году композитор Дрю Сильверстейн основал сервис Amper, который умеет сочинять мелодии по заданным характеристикам, таким как «радостный классический рок» или «мрачный и эпичный». Сервис рассчитан в основном на создание саундтреков, писало издание Business Insider.

Тем же занимается британский стартап Jukedeck. На его сайте пользователь может выбрать музыкальный стиль, настроение композиции (например, «меланхоличная» или «энергичная») и ее продолжительность, и система моментально создает мелодию. Стоимость услуги составляет от $0,99 до $199 (в этом случае покупателю передаются права на произведение) за одну скачанную композицию, причем физические лица и малый бизнес могут использовать сервис бесплатно, если при публикации трека указывают, что он был создан в Jukedeck. В июне 2016 года компания получила приз Каннского фестиваля в номинации «Инновации».

«Сейчас активно развиваются технологии анализа текстов и аудиосигналов, алгоритмы все лучше понимают эту информацию», — говорит руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» Андрей Гевак. Компания тоже экспериментировала с автоматическим созданием музыки: летом 2016 года сотрудники «Яндекса» Алексей Тихонов и Иван Ямщиков выпустили альбом «Нейронная оборона», тексты к песням которого написал робот. «Нейронные сети, благодаря которым это стало возможным, научились писать тексты в стиле Егора Летова, основателя группы «Гражданская оборона», — говорит Гевак.

«Пойди туда, не знаю куда»

Разработанный партнерами бизнес-план показывает, что потенциальная стоимость компании — $100 млн, уверенно говорит Сенаторов, вырасти до него он планирует «достаточно быстро». Musimatix планирует зарабатывать в первую очередь на подписке на расширенный функционал: например, с личным кабинетом, где за $20 в год можно сохранять созданные композиции.

Пока стихи в систему загружают их авторы. Но предполагается, что на Musimatix музыканты смогут не только искать готовые стихи, но и проводить конкурсы на создание текстов. За организацию таких конкурсов сервис будет брать «символический взнос» (его размер еще обсуждается), а судить конкурсы будет жюри из профессиональных музыкантов. С несколькими сервис сейчас ведет переговоры, рассказывает Сенаторов.

Партнеры-основатели Musimatix также собираются зарабатывать на исполнении созданных на их площадке композиций. За такие услуги сервис хочет брать с заказчика комиссию — 10–20%.

Станет ли стартап прибыльным, будет зависеть от того, удастся ли компании привлечь пользователей и создать «творческий котел», считает гендиректор Warner Music Russia Александр Блинов. С ним согласен Андрей Гевак: «Успех проекта складывается из точности работы алгоритмов подбора и востребованности продукта у музыкального сообщества». Технологически задача Musimatix решаемая, считает он.

Создать хиты в Musimatix вряд ли получится, считает гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов. По его словам, за последние 20 лет в большинстве случаев самыми популярными становились песни, написанные одним человеком, либо те произведения, над которыми авторы текста и композиторы изначально работали вместе. Сенаторов не отрицает: на вершине музыкального олимпа действительно находятся универсалы, которые умеют писать музыку и стихи и исполнять песни. Но Musimatix создается в первую очередь для коллаборации тех, кто может создавать только часть произведения — музыку или стихи.

В перспективности идеи Коннов не уверен: по его мнению, схема подбора текста Musimatix может подойти только для стилей, где текст вторичен, например электронной танцевальной музыки (EDM). Сенаторов готов принять неудачу: «Мы создали не имеющий аналогов сервис — у нас игра в «пойди туда, не знаю куда». Если проект быстро не окупится, мы поймем, что пошли не туда и потеряли наши инвестиции. Поплачем и займемся чем-то другим».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Технологии без границ Технологии без границ

Текстильная промышленность может стать драйвером индустрии высоких технологий

РБК
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Лесные домишки Лесные домишки

Дизайнер Катерина Сизова офор­ми­ла для сво­ей по­дру­ги 37‑мет­ро­вую квар­ти­ру в доме, сто­я­щем на гра­ни­це леса.

AD
Деньги в клетке Деньги в клетке

Мир переключился с бокса на более кровавые бои смешанных единоборств. Как устроен этот бизнес.

Forbes
Моби не дик Моби не дик

Музыкант, пи­са­тель, фо­то­граф и апо­ло­гет здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни, из­вест­ный миру под име­нем Moby, по­ка­зал AD свой дом в Лос‑Анджеле­се, где он об­рел сча­стье и покой.

AD
Не все «О’кей» Не все «О’кей»

Каким еще бизнесом занимаются владельцы крупной сети супермаркетов.

Forbes
Буря в бокале Буря в бокале

На рынке бордоских вин намечается очередной передел статусов.

Forbes
Бизнес в груди Бизнес в груди

Для чего Наталья Мантурова реформирует российскую пластическую хирургию?

РБК
Женское дело Женское дело

Проблема любого женского бизнес-рейтинга, своего рода «первородный грех», — в самом факте гендерного деления участников коммерческой деятельности. Но доля топ-менеджеров или предпринимателей мужчин в подобных списках так велика, что женщин часто просто не видно, будто их нет совсем. В рейтинге крупнейших компаний России РБК 500 доля женщин-CEO — чуть больше 5%, и по мировым меркам это еще очень неплохой результат и вполне заслуженный повод показать их отдельно.

РБК
Беспилотные курьеры Беспилотные курьеры

Зарубежные логистические компании активно готовятся использовать беспилотники для доставки заказов: в сентябре тесты провели американская UPS и немецкая DHL. Дроны — это будущее логистики, настаивают крупнейшие операторы, преодолевая сопротивление регуляторов по всему миру.

РБК
Домик удачи Домик удачи

На рынке пряников 200000 рублей стартового капитала можно превратить в 100 млн рублей годовой выручки.

Forbes
Альянс по расчету Альянс по расчету

Зачем Александру Мамуту разработчик софта для ресторанов.

Forbes
Держать баланс Держать баланс

Зачем топ-менеджеру оборонного завода выигрывать чемпионаты по конному спорту.

Forbes
Победить хемофобию Победить хемофобию

Хемофобия в потребительском обществе — не очевидная, но очень серьезная проблема для химической отрасли. Она ведет не только к падению спроса на определенные продукты отрасли, но и провоцирует государственные власти к введению запретов.

РБК
Венчурные инвестиции Венчурные инвестиции

Венчурные инвестиции у многих ассоциируются с вложением в интернет или IT - проекты. Это давно уже не так. Венчурные инвесторы ищут новые сферы, где вырастут новые гиганты. И такие сферы есть. Forbes выбрал пять перспективных направлений для инвестиций и посмотрел, кто их уже осваивает.

Forbes
Красота по‑американски Красота по‑американски

Дизайнер Ольга Мальева офор­ми­ла квар­ти­ру в Москве, на­пол­нив ее ме­бе­лью из лю­би­мой эпо­хи — Америки се­ре­ди­ны XX века.

AD
Легко и просто Легко и просто

Архитек­тор Никита Морозов уве­ря­ет, что оформ­ле­ние за­го­род­но­го дома в под­мос­ков­ном Павлово да­лось ему безо вся­ких усилий.

AD
Первое, второе и компот Первое, второе и компот

Где искать точки роста сетевого ресторанного рынка.

РБК
Девушка и миллиард Девушка и миллиард

Как Екатерина Лапшина cтала управлять инвестиционным фондом основателей Yota.

РБК
Важная малость Важная малость

Как выходцы из Сбербанка создали бизнес на идеях, не пригодившихся работодателю.

Forbes
Капитан «Кораблика» Как построить бизнес, не мечтая о лидерстве, инвесторах и экспериментах Капитан «Кораблика» Как построить бизнес, не мечтая о лидерстве, инвесторах и экспериментах

Сеть магазинов «Кораблик» пережила два финансовых кризиса, многих конкурентов и массовый отток менеджеров к главному из них, «Детскому миру». Как владелец сети Алексей Зуев построил и сохранил вторую по величине сеть магазинов детских товаров в стране? «Тихо и спокойно», — формулирует он главные принципы развития сети.

РБК
Победа над солнцем Победа над солнцем

Архитек­тор Николай Белоусов по­стро­ил в Подмоско­вье мо­дер­нист­ский сруб с па­но­рам­ны­ми ок­на­ми, на­зван­ный “Ловушка для солн­ца”. Рассказы­ва­ем почему.

AD
Торг уместен Торг уместен

Кризис скорректировал цены на арт-рынке. Но не во всех сегментах.

Forbes
Чем бо­га­ты, тем и рады Чем бо­га­ты, тем и рады

Декоратор Женя Жданова офор­ми­ла в Подмоско­вье дом с эле­мен­та­ми им­портозамещения.

AD
Начальник космодромов Начальник космодромов

Рано Джураева должна найти прибыль там, где раньше ее никто не искал.

РБК
Работаем над покрытием Работаем над покрытием

Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

РБК
Памятник старины Памятник старины

Архитек­тур­ное бюро Blockstudio офор­ми­ло для твор­че­ской се­мьи квар­ти­ру пло­ща­дью 77 м² с но­сталь­ги­че­ским интерьером.

AD
Дорогие наши Дорогие наши

Эмигрант, рок-музыкант, литератор — кто из российских художников пользуется наибольшим спросом.

Forbes
Эффект погружения Эффект погружения

VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми.

РБК
Открыть в приложении