Об инвестиционном потенциале Курской области рассказал Роман Старовойт

РБКReportaj

«Имея низкую базу, мы можем сделать резкий скачок»

Об инвестиционном потенциале Курской области рассказал врио губернатора Роман Старовойт.

Каким вы нашли регион? Его болевые точки?

Даже если посмотреть по статистике — население, площадь региона, его 46-й номер, — мы в стране где-то посередине. Об этом говорят и темпы роста, и все показатели экономики.

У нас сбалансирован бюджет, одна из самых низких бюджетных задолженностей. Развитое сельское хозяйство, которое за последние годы особенно крепко встало на ноги. Практически нет свободного земельного участка, ни гектара не купить. Только вторичный рынок — 100 тыс. руб. и выше за гектар.

В регионе развита промышленность. Локомотивы — Михайловский ГОК и Курская АЭС. Ряд предприятий работает на территории региона еще с советских времен: «Курскхимволокно», «Курскрезинотехника», «Фармстандарт-Лексредства», Курский электроаппаратный завод, «Электроагрегат» и другие. Сравнительно новое предприятие — «Композит», которое производит ленты для снегоходов и квадроциклов, резиновые трубопроводы для горнодобывающей, горноперерабатывающей промышленности и гидромеханизации; продукция экспортируется.

База неплохая. Но у населения Курской области настроение ниже среднего. То ли от усталости предыдущей власти, то ли — и мы это видим на улице — проблем с комфортной городской средой. Разбитые дороги, засилье вывесок рекламных, отсутствие единого узнаваемого дизайн-кода городов. Конечно, беспокоят относительно невысокий уровень доходов населения области, необеспеченность необходимым количеством и качеством социальной инфраструктуры. В общем, есть над чем работать. Поэтому моей задачей было сформировать команду из тех, кто имеет силы, желание, компетенции выполнять задачи по улучшению жизни курян, по формированию дополнительных источников в бюджет, в том числе для того, чтобы можно было заниматься городской средой, социальным блоком, здравоохранением.

Команда сформирована на данный момент?

Команда переходного периода сформирована: нужно было соблюсти преемственность власти, чтобы вникнуть в ситуацию с экономикой области, реализуемыми проектами. Но, безусловно, без обновления не обошлось. У нас в администрации средний возраст руководителей области был 61 год, сегодня — 47 лет. Обновление прошло без резких движений, скандалов. В этом смысле я действовал аккуратно и до сих пор так работаю, потому что понимаю, что этот корабль большой, тяжелый, и если шарахаться из стороны в сторону, то укачает всю команду.

Очевидно, чтобы сделать рывок, региону нужны дополнительные инвестиции. Как вы планируете их привлекать при наличии таких сильных соседей, как Белгородская и Воронежская области?

С сильными соседями сложнее, с одной стороны. С другой — имея низкую базу по сравнению с ними, мы можем сделать резкий скачок. Я не говорю о том, что у нас тут чистое поле. Инвестиции, безусловно, были: здесь и земля, и климат, и исторически кооперационные связи. И спрос есть, потому что кадры действительно высококлассные. Но, для того чтобы в регионе открылось второе дыхание, работа в инвестиционном блоке, на мой взгляд, велась недостаточно активно. Область плохо продвигалась, инструменты по сопровождению крупных инвестиционных проектов не применялись. Законодательство в части создания режима наибольшего благоприятствования нам пришлось менять с учетом анализа лучших региональных практик. И сегодня, как нам видится, неплохие условия для привлечения дополнительных инвестиций созданы. Предварительная сумма всех реализуемых на данный момент в регионе инвестиционных проектов составляет более 260 млрд руб.

Сейчас мы формируем новую команду Агентства по привлечению инвестиций. Одновременно заполняем промышленные парки. В регионе четыре парка, один уже практически заполнен.

Например, к нам заходит X5 Retail Group: будет строить крупнейший в Черноземье распределительный центр, откуда продукты и товары будут развозиться по регионам вокруг. Мы удобно расположены — Брянск, Орел, Воронеж, Белгород рядом. Кроме того, мы проговариваем с Х5 преференции, хотим продвигать через сеть свою сельхозпродукцию.

Санкции помогли АПК? Какие здесь точки роста?

Еще как. Небо и земля. Конечно, в первую очередь помогла государственная политика, которая развернулась в сторону сельского хозяйства. Ну и второй волной, которая нас подбросила вверх, были санкционные мероприятия. Еще десять лет назад у нас брошенный чернозем был, бурьяном весь порос. Повторю: сейчас не найдете свободного клочка земли — очень высокий спрос.

Доля продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте сегодня составляет 18%. По урожайности, да и многим другим позициям мы лидеры не только в Черноземье, но и с южными регионами конкурируем. Некоторые хозяйства занимаются семеноводством — «Агропромкомплектация», например. Компания «АгроТерра» к нам зашла. Мы уже имеем собственные семена.

Дальше мы смотрим в сторону переработки. Это одна из точек роста: глубокая переработка позволяет формировать добавленную стоимость.

«Агропромкомплектацией» уже введена в эксплуатацию мясохладобойня, где производится мясо свиней. Там 500 человек круглосуточно работают в смене. В этом году «Мираторг» должен закончить строительство крупнейшей в Европе мясохладобойни на 4,5 млн голов. Я сам посещаю объекты — это удивительно: на заводах стерильная чистота, процессы роботизированы.

Строятся комбикормовые заводы. «Мираторг» запустил в эксплуатацию в начале этого года завод по производству кормов для домашних животных. Первая очередь — сухие корма, второй будут консервированные. Отхода на хладобойне будет ноль: костная мука, корма для домашних животных, гепарин планируют получать.

В конце прошлого года мы подписали соглашение с компанией «Содружество», по которому в регионе будет построен крупнейший в европейской части России маслоэкстракционный завод по переработке 1 млн т сои в год. Сейчас заканчивается проектирование, в 2021 году завод должен быть введен в эксплуатацию. Производство соевого масла и шрота — экспортно ориентированное. А наращивание экспортного потенциала — в числе приоритетов региона. Так, мы уже экспортируем свинину в Гонконг, ждем открытия рынка КНР. Если это произойдет, мы на низком старте, готовы увеличивать объемы. Нам понятно, куда двигаться.

Инвестиционная привлекательность неразрывно связана с транспортной доступностью. Как у региона обстоят дела здесь?

Безусловно, мы это понимаем и работаем в этом направлении. Первое — воздушное сообщение. Аэропорт у нас старенький. Работает, но здание аэровокзала не соответствует современным нормам, а также нет стабильного расписания, которое позволило бы бизнесу оперативно решать задачи за пределами региона. Нам удалось договориться с перевозчиками, и в начале сентября у нас появится новое расписание с утренними и вечерними рейсами из Москвы и Курска. Лететь удобно — всего 45 минут. Также рассчитываем построить в 2021 году новый аэровокзальный комплекс на 100 тыс. пассажиров в год. Инвестор есть, сейчас заканчивается проектирование, далее госэкспертиза.

Второе — железная дорога. Мы договорились с РЖД создать на базе Курского железнодорожного вокзала транспортный логистический комплекс. Половину здания РЖД готовы нам передать под автовокзал. Реализация этого проекта сильно облегчит жителям и гостям логистику по региону.

И конечно, активно строим дороги. В этом году «Росавтодор» приступил к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог на четырех объектах в Курской области. Задача — до конца 2024 года довести до четырехполосного исполнения с осевым барьерным ограждением и освещением федеральную автомобильную дорогу М-2 «Крым». В первую очередь эта работа будет вестись на участках, где заканчиваются гарантийные сроки на ранее выполненные работы. Свежие двухполосные пока останутся. Но это федеральная история. Тем не менее в этой части нам тоже удастся транспортную инфраструктуру подтянуть.

По региональным дорогам. Мы активно участвуем в программе сельских дорог, которую финансируют «Росавтодор» и Министерство сельского хозяйства. По ней всем регионам ежегодно предоставляется порядка 6,5–7 млрд руб. на сельские дороги. Только мы забираем 500 млн руб. Это хороший объем, он позволяет нам подтянуть нашу региональную сеть. В целом дороги находятся в состоянии порядка 35% от норматива, это средний показатель по стране. К 2024 году по майскому указу президента мы должны довести состояние региональных дорог до 50% от норматива, а основные магистрали Курской агломерации — до 85%.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Наталья Зубаревич: «Массовый переезд россиян на Дальний Восток пока нечем мотивировать» Наталья Зубаревич: «Массовый переезд россиян на Дальний Восток пока нечем мотивировать»

Какие барьеры сильнее всего удерживают российский экспорт и импорт

РБК
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
Открыть в приложении