Индустрию моды будут двигать микро­транснациональные компании

РБКModa

Индустрию моды будут двигать микротранснациональные компании

Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia

Маленькие дизайнерские бренды не всегда заметны на фоне гигантов мира моды, но их уже очень много: только в России более 3 тыс., не считая фабрик и предприятий легкой промышленности. Скорее  всего, именно эти маленькие компании будут новой движущей силой мировой fashion-индустрии, потеснив глобальные корпорации.  

Один из главных феноменов цифровой экономики, который проявился в полной мере, — появление микротранснациональных компаний (от англ. micromultinationals). Онлайн-торговля, дешевая логистика, прозрачные границы открыли возможности доступа на национальные рынки компаниям, размер которых не предполагал международной экспансии. То, что раньше было доступно только фирмам с большими деньгами и амбициями, вдруг открылось — почти бесплатно и для всех. В новой реальности, например, не надо даже тратить деньги на содержание онлайн-магазина: его запуск на платформе Shopify обойдется по подписке от $29 в месяц, а на Tictail, специализирующемуся на дизайнерских брендах, — еще дешевле. Вам еще предлагают сделать интернет-магазин за миллион рублей?  

По данным World Bank, 90% всех компаний в мире относится к малому и среднему бизнесу, в них работает половина всех занятых людей. Многие из этих предприятий получили возможности, всего десять лет назад доступные только большим компаниям, и уже вовсю пользуются этими возможностями. По данным компании McKinsey, объем трансграничной торговли к 2020 году  может вырасти до $1 трлн. По разным оценкам, от трети до половины этого «шопинг-трафика» приходится на торговлю одеждой, обувью и аксессуарами. International Apparel Federation уверена в том, что к 2025 году мировой рынок одежды удвоится. 

Маленькие нишевые бренды уже стали глобальным трендом, обладающим экономической мощью.  Для примера возьмем одного из  пионеров этого движения — британский сайт Not Just A Label (NJAL). В данный момент в его списке более 12 тыс. небольших марок из 100 стран (из России — 340 дизайнеров, хотя еще пару лет назад было меньше 50). Из русских на сайте «залистованы» многие известные в узких кругах имена — от Turbo Yulia и Lumiere Garson, реальный годовой оборот может составлять до миллиона рублей, до бренда A La Russe, выручка которого может исчисляться десятками миллионов. 

Даже если допустить, что в среднем по сайту годовая выручка  брендов находится на уровне всего $80‒100 тыс. (для США и Европы это мало даже для самого мелкого стартапа), общая относительная  выручка всех дизайнеров из директории NJAL превысит $1 млрд. Это условная и, вероятно, заниженная оценка. Но это всего одна платформа, объединяющая дизайнеров, и даже не самая большая, выручка которой сопоставима с одним большим fashion-брендом.

Сравнение с большим брендом  оправданно: молодые нишевые дизайнеры играют на люксовом поле и отбирают клиентов именно у основных игроков. Тот же Not Just  A Label несколько лет назад сделал поп-ап-магазин в Нью-Йорке, где американские дизайнеры из каталога сайта продавались с минимальной наценкой. Основная клиентура приходила с Пятой авеню, после  шопинга в Gucci и Prada: вещи независимых дизайнеров оказались привлекательными даже для этой аудитории за счет оригинальности, качества и разумной цены. 

Все три фактора важны для  развития новой fashion-экономики, которая строится на креативе и уникальности продукта. Есть еще так называемый cool-фактор, когда тенденции задают компании небольшого размера, способные возбудить молодую активную аудиторию. Это тоже результат развития цифровой экономики: контент доступен всем в считаные секунды после появления, вирусное распространение может охватить большую аудиторию. Современная мода — это контент, который создают не только  200‒300 глобальных брендов, как в эпоху «досоциальных сетей», но и 200‒300 тысяч небольших дизайнерских марок, появившиеся на рынке в последние десять лет. NJAL — это пример из последнего десятилетия, даже он уже кажется устаревшим.

Чтобы осознать влияние небольших дизайнеров на глобальную моду, стоит вспомнить недавний скандал, связанный с гигантом Inditex. Бренды Zara, Bershka, Stradivarius заимствовали графику из сети Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), собрав ее со страниц малоизвестных иллюстраторов и дизайнеров из Канады, Швеции, США и т.д. У некоторых художников не было и 10 тыс. подписчиков, что не помешало  крупнейшей fast fashion-корпорации использовать их идеи при создании новых коллекций в дополнение к рутинным интерпретациям моделей с подиумов Парижа и Милана. В итоге малозаметные художники повлияли на массовую моду наравне с лучшими дизайнерами мира. 

В России есть лишь одна проблема: у нас свои макротренды, мешающие микроигрокам стать настоящей силой. В понимании чиновников  мода — часть легпрома, и в 2017 году «легпромовское лобби» добилось  того, чтобы законодательно раздвинулись рамки микро-, малого  и среднего бизнеса в России — специально для предприятий легкой промышленности. По закону малым предприятием в РФ считается то, где работает от 15 до 100 человек и годовая выручка которого — от 120 млн до 800 млн руб. Все, что меньше, — микропредприятия, больше — средние и крупные. 

Легкая промышленность оказалась самой низкодоходной отраслью в России в пересчете на одного работающего человека: Минэкономразвития оценивает средний валовый доход по стране около 30 тыс. руб. на одного штатного работника в месяц. И швейные предприятия со штатом 500‒1000 человек не дотягивают  даже до верхней границы выручки малых предприятий, то есть по выручке они — малые, по штатному расписанию — крупные. Это ограничивало их доступ к федеральным и региональным программам поддержки малого и среднего бизнеса. Нормативы изменили, доступ к программам открыли. 

Наверное, такая поддержка —  единственно возможная для отрасли, построенной по советским лекалам. Парадокс в том, что для этих же компаний, которым раздвинули границы нормативов, государство разрабатывает программы экспортной поддержки. Никого не смущает некоторый диссонанс? Неужели кто-то реально думает, по-настоящему верит, не для формального отчета, что стимулирование сбыта и экспортной деятельности для таких вот малых — бывших крупных предприятий хоть что-то даст? Экспортная модель развития в моде — стратегия, построенная на талантах. Талантам нужна гибкая инфраструктура, читайте — местная промышленность, чтобы использовать открывающиеся экспортные возможности. Производство — колоссальная проблема для дизайнерских брендов в России и не проблема для брендов в Китае, Португалии или США. 

Новое поколение российских дизайнеров моды может побороться за внимание международной аудитории (и добивается в этом успехов, как показывает практика Mercedes-Benz Fashion Week Russia). Бороться стоит — прогнозы обещают глобальный рост продаж, в первую очередь у микротранснациональных компаний. На внутреннем рынке еще можно дублировать устаревшие западные модели, поддерживать неэффективные предприятия и симулировать импортозамещение, но за пределами страны победные отчеты Минпромторга вряд ли помогут. 

Россия так и не произвела на свет хотя бы одного коммерчески устойчивого  международного бренда  в этой сфере, идеология советского легпрома осталась. Новое поколение и не рассчитывает на государство, пытаясь реализовать свои творческие и предпринимательские таланты через самоорганизацию, как, например, это сделала группа российских дизайнеров на последней флорентийской выставке Pitti Uomo. Для потенциальных микротранснациональных игроков скромные, но реальные результаты важнее, чем большие, но бумажные отчеты.

Фото: TASS

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Первые сто Первые сто

Какую роль играют топ-100 компаний в рейтинге РБК 500 и в экономике страны

РБК
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Коми кукла Коми кукла

Живое воплощение народного искусства и культурного наследия

Знание – сила
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Открыть в приложении