Какие цифровые данные оставляют пользователи в Сети и для чего их собирают

РБКHi-Tech

Попали в историю

Какие цифровые данные ежедневно оставляют пользователи в Сети и для чего их собирают

Автор: Антон Алексеенко

Практически каждое действие, которое мы совершаем в интернете, оставляет свой цифровой след. Храниться он может бесконечно долго. Вопрос лишь в том, когда и кто решит воспользоваться этой информацией без нашего ведома.

Посещая сайты, подписываясь на рассылки или публикуя сообщения в социальных сетях, около 5,2 млрд пользователей интернета по всему миру постоянно распространяют информацию о себе, иногда даже не подозревая об этом. В России на начало 2024 года насчитывалось 130,4 млн интернет-пользователей, и каждый из них в той или иной мере оставлял свой след в сети. Разберемся в том, что такое цифровой след, можно ли его «замести» и как сбор информации о пользователях регламентирован с точки зрения закона.

Виды цифровых следов

Цифровой след — это информация, которая остается в интернете или компьютерных системах в результате действий человека. Существует два типа цифрового следа — активный и пассивный.

Активный состоит из сведений, которые пользователь публикует в Сети по собственной инициативе. Сюда относятся посты в соцсетях, заявки на участие в конкурсах, заполненные формы и анкеты.

Пассивный цифровой след — это сведения, которые собирают сайты, приложения или «умные» устройства. Это могут быть:

  • персональные данные (имя, возраст, пол);
  • поведенческие данные (история поиска, просмотренные страницы);
  • финансовые данные (история покупок, информация о банковских картах);
  • геолокационные сведения (местоположение, IP-адрес);
  • технические данные (тип устройства, операционная система).

Анализируя действия пользователя в интернете, можно влиять на его поведение, предлагать ему услуги и товары, в которых есть актуальная потребность. Такие данные используются компаниями для лучшего таргетирования (адресации) рекламы, а также для сбора аналитики, необходимой для принятия бизнес-решений.

Например, пользователь посетит сервис по поиску авиабилетов, ничего не купит, но его интерес уже будет зафиксирован различными системами. С большой степенью вероятности этот человек уже в ближайшее время увидит на разных сайтах рекламу рейсов в город, который его интересовал, расположенных там гостиниц или доступных экскурсий. А когда все-таки купит билет, получит от банка ненавязчивое сообщение: «Собираетесь в путешествие? Не забудьте купить страховку».

Методы сбора информации

Самый распространенный способ собрать информацию о пользователях — это куки-файлы (cookies). Так называется инструмент, который позволяет владельцам сайтов отслеживать активность на их страницах. Они фиксируют, какие действия пользователь совершал и какие настройки устанавливал. Скажем, для сервиса поиска авиабилетов из примера выше будут собраны такие данные, как язык браузера, валюта для оплаты, планируемые к посещению города, даты путешествия, а также характеристики заказа, добавленного в корзину.

Куки могут интегрироваться с другими данными. Так, если пользователь входит в учетную запись через аккаунт соцсети, владелец сайта видит не анонимного посетителя, а вполне конкретного человека с набором личной информации. Эти сведения можно использовать для персонализации контента, который видит пользователь.

В теории согласие на обработку куки-файлов — дело добровольное, и пользователь может его не давать. Но в реальности многие сайты перестают работать корректно, если отказаться от использования cookies, ведь благодаря их передаче ускоряется авторизация, сохраняются персональные настройки страниц.

Есть и другие способы отслеживания активности в интернете, и один из них — через разрешения, которые пользователи дают мобильным приложениям. Приложения чаще всего передают информацию о местонахождении пользователя — такие сведения помогают рекламодателям точнее таргетировать объявления. Например, показать рекламу торгового центра в тот момент, когда пользователь находится недалеко от него.

Кроме того, приложения могут получить информацию об истории интернет-заказов и поиска, а также финансовых транзакциях. По данным платформы для проведения рыночных исследований Gitnux, мобильные устройства к началу 2024 года генерировали 53,3% мирового интернет-трафика. Так что с их помощью бизнес также может получить большой объем информации, полезной для использования в маркетинговых целях.

А еще, добавляет Statista, в мире уже работают более 15 млрд устройств IoT (интернета вещей), иными словами — «умных» девайсов, которыми пользователь может управлять через глобальную сеть. И все они агрегируют информацию о своем владельце и его пользовательских привычках. Поэтому-то фитнес-трекер знает все о здоровье и местонахождении человека, а устройства «умного» дома — о режиме дня хозяина жилья: когда и как глубоко он спит, в каком парке бегает, в какие часы уходит на работу и возвращается с нее.

Уникальный след обычного пользователя

Среднестатистический пользователь смартфона может оставлять более 180 цифровых следов каждый день, используя всего девять приложений разных типов: соцсеть, поисковик, аудио- и видеостриминги, агрегатор путешествий, мессенджер, маркетплейс, банковское приложение и сервис доставки. Чаще всего пользователи могут «наследить» в соцсетях, музыкальных и поисковых приложениях, меньше всего — в сервисах доставки.

Некоторые данные генерируются сразу, как только человек открыл приложение, другие — в процессе использования. Среди них могут быть, например, имя, данные банковской карты, адрес, список контактов и многое другое. В среднем каждый из этих типов данных используется семью приложениями.

Евгений Черешнев, основатель и генеральный директор компании Future Crew («Экипаж будущего»), член правления, вице-президент по стратегии и инновациям МТС: «Нужно исходить из логики бритвы Оккама («все лишнее не должно существовать»), спрашивая себя, зачем сервис просит предоставить ваши данные. Например, если это служба доставки еды, то помимо почты и номера мобильного телефона понадобится адрес проживания. Без знания последнего компания не сможет оказать услугу. А если сетевой ретейлер при оформлении скидочной карты просит помимо номера телефона указать дату рождения, адрес, второй контакт, то это уже просто маркетинговая активность. Лучший способ не допустить утечки данных — попросту их никому не давать».

В одних только США более 500 компаний продают пользовательские данные, доступные через интернет. Крупнейший брокер данных в мире — Acxiom. Он хранит информацию о более чем 2,5 млрд человек из 62 стран, и его данными в маркетинговых целях пользуются, в частности, крупнейшие социальные сети. Его и несколько других крупных брокеров данных, например, Experian, Equifax и Epsilon, критикуют за непрозрачность. Одна из главных претензий заключается в том, что такие компании не заинтересованы во взаимодействии с людьми, данные которых они собирают и продают.

Что можно противопоставить такой заинтересованности компаний в ваших данных? Вот несколько простых советов:

  • не публикуйте личную информацию в соцсетях,
  • не загружайте подозрительные приложения и не регистрируйтесь на сомнительных сайтах,
  • удаляйте онлайн-аккаунты, которыми не пользуетесь,
  • выходите в интернет через браузеры с инструментами блокировки трекеров и рекламы.

Как не наследить в цифровом мире

Главная проблема, которая может возникнуть при сборе информации о пользователе, — это нарушение конфиденциальности и несанкционированный доступ к личной информации. Если меры безопасности в компании, собирающей информацию, недостаточны, данные могут быть украдены или скомпрометированы. Кроме того, сбор данных можно использовать для создания профилей пользователей и потенциальной дискриминации, манипулирования выбором и поведением людей, например, с помощью навязчивой рекламы. Пользователи могут нести и финансовые потери, если чувствительная информация попадает к мошенникам. Не стоит недооценивать и психологические последствия из-за потери чувства конфиденциальности.

Заботиться о сохранности чувствительной информации о себе важно и самому пользователю: например, использовать сложные и уникальные пароли, включить двухфакторную аутентификацию, регулярно обновлять программное обеспечение, с осторожностью делиться личной информацией публично, удалять историю браузера и чистить куки-файлы. Старые аккаунты и посты в социальных сетях, которые сегодня могут навредить, лучше тоже удалить.

Для компаний, собирающих информацию о пользователях, важно использовать шифрование, многоуровневую аутентификацию для доступа к данным и регулярно проводить аудит безопасности.

Евгений Черешнев: «Компании мирового уровня, та же Google, за годы своей деятельности изобрели методологии работы с данными, которые систематически показывают свою надежность. Тратится много времени и сил, чтобы каждому новому сотруднику компании привить понимание рисков, связанных с утечками, и объяснить базовые правила цифровой гигиены. Это дает прекрасные результаты в паре с таким инструментом, как «второй ключ»: когда для доступа к данным недостаточно быть топ-менеджером Google, необходимо присутствие в офисе двух и более сотрудников, которые обязаны подтвердить права друг друга для определенных операций».

Следование букве закона

На распространение своего цифрового следа можно влиять. Около ста стран мира приняли законы о защите данных и конфиденциальности. Например, один из самых строгих и всеобъемлющих законов о защите данных — GDPR (Общий регламент по защите данных), который действует в Европейском союзе. Он предоставляет пользователям права на то, чтобы:

  • запросить копию своих личных данных;
  • потребовать исправления неточных данных;
  • потребовать удаления своих данных; ограничить обработку своих данных;
  • переносить свои данные от одного сервиса к другому;
  • возражать против определенных форм обработки данных.

Благодаря GDPR обработка пользовательских данных стала прозрачнее, теперь проще отказаться от нежелательных электронных писем и подписок, которые больше не актуальны, и запретить компаниям использовать личные данные без разрешения. Кроме того, за нарушения требований закона легко подать жалобу — это можно сделать по месту жительства, работы или по месту нарушения.

В июле 2019 года самый крупный штраф в истории GDPR — 183 млн британских фунтов — получила авиакомпания British Airways. Причиной стало нарушение безопасности, в результате которого произошла утечка персональных данных более 500 тыс. клиентов.

В других странах также существуют свои законы и нормативные акты. Например PIPEDA (Personal Information Protection and Electronic Documents Act) в Канаде устанавливает правила сбора, использования и раскрытия личной информации в ходе коммерческой деятельности. Организациям, собирающим персональные сведения, необходимо выполнить ряд требований, чтобы соответствовать закону. В частности, они должны получить согласие человека на передачу его личной информации. Сам пользователь, если захочет, может запросить доступ к своим персональным данным, которые хранятся в организации, и оспорить их точность.

LGPD (Lei Geral de Proteção de Dados Pessoais) в Бразилии схож с GDPR — благодаря ему граждане страны получают возможность контролировать свои персональные данные, а национальные регулирующие органы получают полномочия жестко штрафовать организации-нарушителей на сумму до 50 млн бразильских реалов (более 900 млн руб.), или 2% от оборота компании.

В России основным законом, регулирующим обработку личных сведений, является федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ. Он требует получать согласие у граждан на сбор и обработку их данных, а на компании, собирающие такую информацию, возлагает обязанность хранить ее безопасно. Кроме того, в законе обозначены права граждан на доступ к своим данным, их исправление или удаление. Например, заводя карту в медицинской клинике или заселяясь в отель, россияне подписывают согласие на обработку их данных и по закону могут попросить организацию удалить информацию о своем посещении.

Чистка истории для безопасного будущего

Статистики фиксируют прогресс в обеспечении глобальной безопасности данных. Если, по сведениям Statista, к 2023 году 65% населения мира могли защищать свои личные данные современными правилами конфиденциальности, то к концу 2024 года эта доля, по прогнозам Gartner, вырастет до 75%.

Что делать со своим цифровым следом обычному пользователю, чтобы не допустить утечек чувствительной информации и ее несанкционированного использования?

Прежде всего использовать инструменты для сохранения конфиденциальности. Так, в браузерах, как уже говорилось выше, можно настроить регулярное удаление своих следов, в частности, проводить чистку куки-файлов и историю посещения сайтов. Расширения для браузеров, например, uBlock Origin и Privacy Badger, помогают блокировать трекеры и рекламу, которые собирают данные о пользователях.

Кроме того, существуют сервисы, такие как DeleteMe, которые помогают удалять информацию о пользователе из различных онлайн-источников. Также для передачи важных сведений лучше использовать мессенджеры с высоким уровнем шифрования, такие как Telegram и Signal.

К сожалению, полностью «стереть» свой цифровой след практически невозможно, но можно значительно уменьшить его размер и влияние на личную жизнь.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
«Рынки вернулись к привычному росту» «Рынки вернулись к привычному росту»

Как экономика Рунета адаптировалась к высоким рискам

РБК
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Чистая работа Чистая работа

Как избавляться от цифрового мусора и кому можно поручить эту работу?

РБК
Ольга Пескова: «Человечеству не нужно бояться альтернативной реальности» Ольга Пескова: «Человечеству не нужно бояться альтернативной реальности»

Как не раствориться в цифровом мире и сохранить свою человеческую идентичность?

РБК
Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка» Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка»

Как надо строить роботов-гладиаторов

ТехИнсайдер
Ледовая жизнь Арктики Ледовая жизнь Арктики

Мало кто знает, какая разнообразная жизнь скрывается во льдах Арктики

Наука и жизнь
Ген памяти Ген памяти

Какие альтернативные накопители предлагают на рынке хранения данных

РБК
Новые археологические открытия и альтернативные пути развития человечества Новые археологические открытия и альтернативные пути развития человечества

Ряд археологических открытий, не вписывающихся в привычную со школы картину

Наука и техника
Электрокарский cловарь. Мужская версия Электрокарский cловарь. Мужская версия

Толковый словарь электромобилиста

Автопилот
Семья и школа Семья и школа

Демисезонное авто с актуальными принтами

Автопилот
Продуманно и бездымно Продуманно и бездымно

Почему никотин сам по себе не является канцерогеном

Наука
Третье испытание «Старшипа» Третье испытание «Старшипа»

Очередной и очень ощутимый шаг вперед гигантского гибрида ракеты и звездолета

Наука
История одной звездной системы История одной звездной системы

В 366 световых годах от нас находится гигантская звезда Дзета Змееносца

Наука и техника
Одуванчик: сорняк, еда, лекарство Одуванчик: сорняк, еда, лекарство

Самый распространенный и самый полезный российский сорняк

Наука
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Физик-математик Дмитрий Горбунов – о космологии как науки об эволюции Вселенной

Знание – сила
Цейлон Форт Галле Цейлон Форт Галле

Форт Галле: одна из крупнейших крепостей в Азии, созданная колонизаторами

Знание – сила
По следам Америго Веспуччи По следам Америго Веспуччи

Как менялись роли Америго Веспуччи в мировой науке?

Знание – сила
Полет Гагарина Полет Гагарина

Как на самом деле проходил первый полет Гагарина в космос?

Знание – сила
Памяти советского Гайд-парка Памяти советского Гайд-парка

История преследуемого и одновременно удобного для власти театра на Таганке

Наука
Построил Джек Построил Джек

Гибрид начинает и выигрывает

Автопилот
Академик Андрей Книппер Академик Андрей Книппер

Жизнь и труды советского и российского геолога Андрея Книппера

Знание – сила
Когда ужасные птицы правили Антарктидой Когда ужасные птицы правили Антарктидой

Какой была Антарктида, когда по её поверхности бродили древние птицы

Наука и техника
Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах

За чей счет существуют классические погонофоры?

Наука и жизнь
Царь Ирод Царь Ирод

Царь Ирод: злой гений или величайший строитель?

Знание – сила
Чудесные миры Чудесные миры

Фрагменты из романа немецкого писателя-фантаста Фридриха Мадера

Наука и жизнь
Лучшие люди Лучшие люди

В Осетии часто так бывает: сквозь современный быт проступает древняя традиция

Вокруг света
Урал Бажова Урал Бажова

Как Павел Бажов собрал и сформулировал образ Урала

Знание – сила
Остаться в живых Остаться в живых

10 навыков, необходимых путешественнику. Советы Миклухо-Маклая

Вокруг света
Открыть в приложении