Непрерывное обучение от рождения до смерти и карьера длиною в 50–60 лет

РБКJamiyat

Светлана Миронюк: « Инвестирование в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив»

Непрерывное обучение от рождения до смерти и карьера длиною в 50–60 лет в разных профессиональных областях — новая реальность для среднестатистического офисного работника 21-го века?

Идеи о том, что образование должно быть длиною в жизнь и «вся жизнь — это обучение, поэтому у образования не может быть конечных точек», появились в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но реальностью эти идеи становятся почти 100 лет спустя в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает известная цитата футуролога Элвина Тоффлера о том, что безграмотностью в 21-м веке будет считаться не неумение читать и писать, а неумение учиться и переучиваться. Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее. Сегодня непрерывное образование перестает быть дорогой игрушкой для элиты, превращается в осознанную повседневность современного человека и в часть рабочего процесса компаний.

Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом скатывался с этой лестницы на пенсию, в российских реалиях — на дачу, в огород. Теперь в этом многолетнем сценарии появились интересные развилки, наполняющие жизнь новым содержанием. Жизнь стала в среднем гораздо длиннее, и карьера стала длиннее вместе с ней. Каждые десять лет продолжительность жизни увеличивается на один-два года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года. На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а, значит, период его активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?

Карьера человека длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового и нового образования.

Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно. Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.

Как научиться учиться, чтобы не оказаться безграмотным в терминологии Тоффлера?

Взрослые люди учатся не так, как дети, они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.

Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.

Известно, что в США люди в возрасте 55 лет гораздо чаще успешно начинают свой бизнес, чем те, кому нет 35-ти. В нашем представлении стартаперы и предприниматели — в основном молодые люди, энергичные, еще «не стрелянные» и более свободные, без семейных и поколенческих обязательств. Так вот, это миф. Подчеркну: люди заканчивают одну карьеру в 50+, начинают свой бизнес в другой области и становятся успешными предпринимателями. Это как раз и есть смена одного профессионального сценария на другой.

Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на новое и непрерывное образование?

Образовательные институты оказались не готовы к таким социальным и экономическим сдвигам. Не готовы к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на непрерывное и при этом индивидуализированное развитие, запросам на гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным. Похоже, выживут в этой ломке только адаптивные образовательные модели. Что мы наблюдаем: финансовая успешность традиционных образовательных учреждений становится неустойчивой, а, с другой стороны, растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые никогда раньше не занимались образованием, они выходят с новыми решениями и добиваются успеха.

Иногда кажется, что все или учатся, или учат, или делают и то и другое одновременно. Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.

В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, на мой взгляд, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека, и под глобальные изменения на рынках труда одновременно. Гибкое глобально-локальное образование.

Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?

По опыту МШУ «Сколково» самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают новые подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.

Если говорить об образовательных программах «Сколково», то сюда приходят не за готовыми знаниями, а за умением выстраивать проектную работу, научиться выявлять и разрешать комплексные проблемы, умением договариваться и убеждать, получать обратную связь, развивать способность к рефлексии. В школе не обучают, а создают условия, в которых слушатели обучаются сами, а преподаватели организуют их образовательную деятельность.

Вообще, результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умение анализировать, работать с информацией, критическое мышление, решение проблем, творчество, инновации.

Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет. Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.

Светлана Миронюк — руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PricewaterhouseCoopers (PwC). Профессор практики Московской школы управления «Сколково». Руководила маркетингом и коммуникациями в Сбербанке. Более 10 лет возглавляла «РИА Новости». Получила МВА в Школе бизнеса Чикагского университета.

Фото: Юлия Спиридонова для РБК. Брукс Москоу энд Сэйнт Петерсбург

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Полуфабрикат Полуфабрикат

Архитекторы Моретти и Матрикарди построили себе дом из готовых бетонных панелей

AD
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Круговое движение Круговое движение

Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи

Forbes
Поводырь Поводырь

Любителям фантастики

Наука и жизнь
Все цветы мне надоели Все цветы мне надоели

Декоратор Жан-Луи Денио дома легко обходится без ярких красок

AD
Авангардист номер один Авангардист номер один

Экспозицию выставки «Михаил Ларионов» расположили в залах Новой Третьяковки

Наука и жизнь
Гранит науки: 7 необычных школ Гранит науки: 7 необычных школ

Новое содержание требует новых форм и новых школьных зданий

Вокруг света
Венский дневник Венский дневник

В Вене много всего модного и нового, о чем стоит узнать

Seasons of life
Оказался он живой Оказался он живой

Поговорили о невероятной витальности, жизненной силе западной цивилизации

Seasons of life
Сестры и братья вайнеры Сестры и братья вайнеры

Блогеры зарабатывают миллионы на рекламе в Instagram

Forbes
Давай на Патрики! Давай на Патрики!

Интерьер мечты от архитекторов бюро Yodezeen.

AD
В лабиринтах альтернативной истории В лабиринтах альтернативной истории

Имеют ли право на жизнь иные варианты развития известных исторических событий?

Наука и жизнь
Льды — это сама жизнь Льды — это сама жизнь

Льды ученые считают важнейшей составляющей планеты, без которой не было бы жизни

Наука и жизнь
Драма рубля Драма рубля

В последние полтора года российской экономике везло с нефтяными ценами

Forbes
Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов

Наука и жизнь
«Карфагенское» яблоко «Карфагенское» яблоко

О красоте и полезности граната

Наука и жизнь
Асфальтовые джунгли Асфальтовые джунгли

Современные мегаполисы стремятся впустить в себя леса

Forbes
Медленно, по-европейски Медленно, по-европейски

Настоящий прогресс — добиться того, чтобы новое естественно вырастало из старого

Seasons of life
Машины времени Машины времени

Так заботиться об автомобилях, как это делают жители Кубы, не умеют нигде в мире

Вокруг света
Жизнь как чудо Жизнь как чудо

Квартира в историческом районе Москвы, в которой живет декоратор Юлия Голавская

AD
То, чего нельзя вообразить То, чего нельзя вообразить

Живем мы именно в пространстве и времени. Но что это значит на самом деле?

Наука и жизнь
Львиная доля Львиная доля

Если разобраться, оказывается, что лев — чрезвычайно «разносторонний» зверь

Вокруг света
Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне

Рассказы о науке

Наука и жизнь
Как люди заселяли Америку? Как люди заселяли Америку?

Из всех обжитых человеком частей света Америка была заселена в последнюю очередь

Наука и жизнь
Новейшая история Новейшая история

Бюро Commune Design оформило дом 1915 года постройки в Калифорнии

AD
Скорая помощь Скорая помощь

Дизайнер Олеся Федоренко смогла довести до ума проблемный “долгострой”

AD
Папа перуанцев Папа перуанцев

Картофельный салат кауса для перуанца — все равно что оливье для россиянина

Вокруг света
Мечта путешественника Мечта путешественника

Предприниматель из Новосибирска создал единую сим-карту для 200 стран

Forbes
Почвы внутри камня Почвы внутри камня

Когда появились первые почвы на Земле и как они выглядели?

Наука и жизнь
Открыть в приложении