Какие тренды преобладают в индустрии внутреннего туризма

РБКBiznes

В своих пределах: как растет индустрия путешествий в России

Внутренний туризм развивается рекордными темпами и охватывает все новые регионы. В этом году в лидерах — Тыва, Чечня и Дагестан. Среди трендов — креативный туризм, изучение ремесел и наблюдение за дикими животными

Текст: Елена Шиян

Фото: Shutterstock

Количество туристических поездок внутри страны за первые девять месяцев 2024 года выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11,1%, до 65,5 млн поездок. Такие данные в конце октября представило российское правительство.

По оценке компании «СберАналитика», летний сезон этого года установил рекорд за всю историю: за июнь—август оборот внутреннего туризма достиг 917 млрд руб., что на 24% превышает результат аналогичного периода прошлого года. Число турпоездок летом, по данным сервиса, выросло по сравнению с прошлым годом на 10%. Минэкономразвития подсчитало, что с мая по сентябрь россияне совершили 42 млн туристических поездок. При этом в 20 регионах число туристов было сопоставимо с численностью трудоспособного населения или превысило ее, указано в исследовании «СберАналитики». Лидером здесь стала Республика Алтай — летом туда прибыло около 530 тыс. гостей, этот показатель в 2,5 раза превышает население региона.

Аудитория внутреннего туризма тоже растет — основной прирост турпоездок произошел благодаря молодежи, а также людям предпенсионного и пенсионного возрастов, так прокомментировал результаты исследования вице-президент «Сбера» Станислав Карташов.

Новая география

Расширяется и география поездок. Если в 2017 году только десять регионов принимали более 1 млн туристов в год, то в этом году, по данным Росстата, их уже вдвое больше. И самые быстрорастущие туристические направления в этом году, по данным правительства, это не традиционные лидеры вроде Краснодарского края, Москвы и Санкт-Петербурга, а Тува (турпоток за девять месяцев вырос на 78%), Чечня (+66%), Дагестан (+46%), Рязанская область (+46%) и Якутия (+40%).

Первое место по приросту числа турпоездок — у Сибирского федерального округа. Туристы совершили 5,5 млн поездок по регионам Сибири, что на 15,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вторую позицию в рейтинге занял Южный федеральный округ. Там туристов стало больше на 14,8%, а общее число поездок превысило 12 млн. Замыкает тройку лидеров Северный Кавказ, где турпоток вырос на 13,9%, до 2,3 млн поездок.

Креативный туризм

Традиционно популярные туристические направления, такие как черноморские курорты России, просто не могут быстро расти — их инфраструктура в высокий сезон и так работает на пределе, поэтому туристы вынуждены рассматривать новые направления. По мнению основателя бюро Basis, специализирующегося на создании общественных пространств и парков, архитектора Ивана Охапкина, огромный туристический потенциал страны еще практически не освоен. «Яркая идея и хорошая организация способны привлечь туристический поток практически в любое место», — считает коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах.

Самым востребованным видом туризма в своем регионе 71% представителей бизнеса называют культурно-познавательный, или креативный, говорится в совместном исследовании группы компаний Б1, Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив. Весной 2024 года авторы этого доклада опросили почти 4 тыс. туристов и около 500 представителей российских компаний, работающих в сфере туризма.

Речь о направлении, в котором акцент делается на активное участие туристов в различных культурных и творческих занятиях, то есть не просто знакомство с достопримечательностями, а погружение в культуру, ремесла и традиции места. Путешественники становятся не наблюдателями, а участниками процессов, осваивают навыки и создают что-то новое.

В ближайшие 12 месяцев в путешествия по России планируют отправиться 82% россиян, выяснила исследовательская компания Ipsos, опросившая более 3 тыс. жителей страны старше 18 лет. При этом примерно каждый шестой из них хотел бы путешествовать «с погружением». По данным Ipsos, в топ-3 самых популярных видов креативного туризма входит гастротуризм, посещение заповедных зон и погружение в атмосферу мест и жизнь местных жителей. Например, почти половина любителей креативного отдыха заинтересовались бы мастер-классом по выпечке пирога в русской печи, на иммерсивные экскурсии в музеи калача и пастилы записался бы 31% туристов, а еще 14% поучаствовали бы и в реконструкции поморских лодок.

Лидер по росту турпотока — Тува — привлекает туристов не только природными достопримечательностями — от горных озер до национальных парков, но и своей богатой культурой и шаманскими традициями. Принимая во внимание интерес путешественников к экологическому и этническому туризму, тувинские компании предлагают этнографические культурные программы — такие как фестивали горлового пения, шаманские практики и традиционные ремесла. В Дагестане турфирмы предлагают путешественникам провести время в горных аулах, где можно наблюдать за жизнью местных жителей и познакомиться с укладом жизни коренных народов региона.

Фото: Shutterstock

Животный интерес

По данным экспертов, по завершении пляжного сезона у российских туристов растет интерес к путешествиям на природу. Так, с сентября значительно вырос интерес путешественников к Дальнему Востоку: за месяц туристический трафик в этом направлении увеличился на 25%, в то время как число туристов, выбирающих южные направления, стало больше только на 17%, выяснил «МегаФон», проанализировав обезличенные данные пользователей мобильной связи о поездках. Впрочем, интерес к природе растет вне зависимости от сезона. Например, Забайкальский край стал самым динамично растущим дальневосточным регионом — путешественники приезжали сюда на 33% чаще, чем в прошлом году.

На Дальнем Востоке много особо охраняемых природных территорий, где организованы экотуры для наблюдения за природой. Среди них — Кроноцкий заповедник на Камчатке, известный своей Долиной гейзеров, Курильский заповедник и заповедник «Бикин», а также национальный парк «Земля леопарда» в Приморье, где можно увидеть редких амурских тигров и дальневосточных леопардов.

Регион предлагает и другие нестандартные возможности для наблюдения за редкими видами животных, и спрос на это растет, объясняют в Ассоциации туроператоров (АТОР). Например, на Камчатке популярны туры для наблюдения за бурыми медведями, которые ловят рыбу в реках во время нереста лосося. На побережье Сахалина и Камчатки проводятся экскурсии для наблюдения за китами и сивучами.

Транспортная доступность

Внутренний туризм летом рос, несмотря на повышение тарифов в отелях и транспортные расходы. По данным Ассоциации туроператоров, рост цен на размещение в гостиницах достиг 15–20% год к году, тарифы на железнодорожный транспорт увеличились на 15–17%, а на авиаперелеты — на 25%.

Пока эта динамика заставляет туристов выбирать вместо гостиниц частные дома и апартаменты и пересаживаться с самолетов на поезда и автомобили, но в будущем ограничит рост внутреннего туризма, опасаются эксперты АТОР. И регионам важно создавать инфраструктуру для доступного отдыха, например увеличивать количество современных гостиничных номеров в средней и бюджетной ценовой категории — этого ждут соответственно 61 и 35% респондентов исследования Б1, Минэкономразвития и АСИ.

Увеличение доступного номерного фонда — один из ключевых факторов для роста турпотока, соглашается и представитель министерства туризма Дагестана.

Помимо ценовой доступности путешественники ждут повышения качества гостиничных услуг. Среди главных потребностей — повышение уровня подготовки персонала (этого ждут 47% участников исследования), совершенствование систем бронирования в отелях (32%), также есть туристы (16%), которым нужно больше номеров, в которых разрешено селиться с животными.

Российский турист пока неприхотлив в выборе мест проживания, однако уже имеет четкий список пожеланий по улучшению сервиса, делают вывод авторы исследования.

Как показал опрос АТОР, около 70% предпринимателей из туриндустрии считают, что для развития внутреннего туризма в России прежде всего необходимо улучшить транспортную инфраструктуру. Высокие цены на авиабилеты замедляют пассажиропоток, считают эксперты Ассоциации туроператоров. «Летом перелет из Москвы в Сочи на семью стоил около 100 тыс. руб. Это очень много. Туристы пересаживаются на поезд, а другие с целью экономии едут на курорты на автомобиле», — констатирует вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. По его данным, поездов не хватает: «Дефицит мест в них стал одной из самых серьезных проблем для туристов в этом году, купить билет в южном направлении в высокий сезон очень сложно».

Фото: Shutterstock

В целом влияние транспортной доступности на туризм значительно: например, власти Тувы связывают рост турпотока именно с развитием аэропортовой инфраструктуры республики. В декабре 2023 года аэропорту Кызыла был присвоен статус международного — он начал принимать больше типов воздушных судов, и это сделало столицу республики доступнее для туристов, в том числе для гостей из Китая и соседней Монголии. В итоге в первой половине 2024 года пассажиропоток аэропорта вырос на 23,44% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

В министерстве туризма Дагестана рост турпотока также объясняют расширением маршрутной сети авиарейсов в республиканском аэропорту.

Что касается автодорог, то около трети российских туристов не полностью удовлетворены возможностями для путешествия по стране на автомобиле, а еще 14% считают их неудовлетворительными, показывает опрос Б1. И прежде всего речь идет не о самих дорогах, а о сопутствующей инфраструктуре — АЗС, местах отдыха, санитарных зонах, отмечают эксперты. Это то, над чем нужно работать регионам, заинтересованным в развитии туризма.

В Минэкономразвития РФ уверены, что фокус на развитии туризма сохранится и по итогам 2024 года туристический поток по России достигнет 99 млн поездок. По оценке чиновников, к 2030 году доля туристической отрасли в ВВП страны вырастет с прошлогодних 2,8 до 5%, а турпоток по стране увеличится до 140 млн поездок в год.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
Код нации Код нации

Генетическая база данных поможет бороться с наследственными заболеваниями

ТехИнсайдер
Открыть в приложении