Виталий Алтухов о тонкостях профориентации и карьерного трека

РБКBiznes

Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»

Беседовала Мария Бадамшина

Виталий Алтухов, сооснователь, директор по разработке и исследованиям, руководитель федеральных проектов платформы «Профилум». Эксперт в области профориентации, карьерной навигации и аналитике занятости. Более 15 лет занимается исследованиями рынка труда

Согласно исследованию платформы «Профилум», полностью уверены в выборе будущей профессии всего около 17,5% современных учащихся, более или менее со специальностью определились около 68% учащихся, остальным же школьникам еще только предстоит сделать выбор. Тонкости профориентации и карьерного трека «РБК Тренды» обсудили с сооснователем сервиса «Профилум» Виталием Алтуховым.

От купца до гейм-дизайнера

РБК: Как раньше дети выбирали профессии?

В. А.: Практика профориентации зародилась еще в конце XIX века. Мне попадались любопытные и даже забавные материалы социологических опросов тех лет, где подростков опрашивали, кем они хотят стать и почему. Ответы были обычно вроде «Хочу стать мясником, потому что у него всегда есть мясо» или «Я хотел бы быть купцом, чтобы спать на нормальной кровати». Это были бытовые факторы выбора профессии.

С тех пор ситуация сильно изменилась — в первую очередь с ростом доступности образования. В начале XX века даже школьное образование было эксклюзивным, а вот сейчас среднее профессиональное или высшее получают практически все. И в целом концепция современности — это обучение в течение всей жизни. Во-вторых, с каждым годом растет многообразие профессий и специализаций. В XX веке ассортимент выбора был крайне ограничен, сейчас число специальностей выросло в сотни раз. Поэтому возрастает и важность профориентации: в таком разнообразии и многогранности очень важно найти что-то свое и понять, куда применить свои способности и таланты.

РБК: А что еще отличает детей XXI века?

В. А.: Конец 1990-х и начало 2000-х в нашей стране — это время приоритета высшего образования, менеджерских и экономических профессий. Они были наиболее востребованными, точнее — популярными. Сейчас акцент сместился в сторону специальностей из сфер информационных технологий, инженерных и производственных профессий. Более того, айтишники уже не так востребованы рынком, как об этом по-прежнему думают очень многие. Не так давно мы провели опрос среди почти 12 тыс. учащихся 6–11-х классов из разных регионов страны.

Во время исследования удалось выяснить, что в топ-5 у российских школьников входят профессии дизайнера интерьера, веб-дизайнера, художника, гейм- и графического дизайнера.

Мальчики чаще всего хотят стать дизайнерами интерьера, работать в области гейм- и веб-дизайна, а также 3D-моделирования, проявить себя в качестве художника. У девочек профессии мечты расположены несколько в другом порядке: художник, дизайнер интерьера, веб- и графический дизайнер, а также психолог.

Уроки карьерной грамотности

РБК: Что влияет на выбор профессии?

В. А.: Сейчас время выбора профессии приходится на 8–9-е классы, когда нужно принимать решение — оставаться в школе и поступать в вуз или идти в колледж. Поэтому профориентацией важно заниматься уже с 5–6-го класса, чтобы к концу средней школы человек хотя бы примерно понимал, где ему интересно и куда можно пойти. Ранняя профориентация к тому же помогает повысить карьерную грамотность как умение ориентироваться в рынке труда, недостаток которой влияет в том числе на выбор профессии.

На первый взгляд может показаться, что дети чаще выбирают то, что подсказывает им окружение, то, что находится в информационном поле и популярно. Однако наши исследования показывают, что при выборе будущей профессии современные дети опираются в первую очередь на собственные желания, интересы и способности (почти 83% учащихся выбрали именно этот вариант ответа). Причем девочки выбирают специальность таким образом чаще мальчиков (85,2 против 78,9%). Именно поэтому важно формировать адекватные представления школьников о мире профессий, чтобы они полагались на достоверные знания.

Также школьники опираются на мнение родителей и близких, информацию из интернета, рассказы представителей профессии. Реже всего для этого прибегают к информации от образовательных учреждений, мнению учителей и наставников, друзей, а также известных персон. Но — интересный факт — мальчики чаще девочек прислушиваются к наставникам и тренерам, учителям.

РБК: Вы сказали, опираются на собственные интересы. А чем интересуются современные дети?

В. А.: Что касается интересов, то, согласно многим исследованиям, мальчики больше ориентированы на так называемые STEM профессии — Science, Technology, Engineering, Mathematics. Девочки же предпочитают творческие, социальные и гуманитарные профессии. Но в целом в средних классах очень многие интересуются творческими, социальными профессиями и так далее вне зависимости от пола. Ближе к старшим классам выбор детей становится более прагматичным, и они уже заинтересовываются и инженерными профессиями, и прикладными. Однако нужно понимать, что помимо интересов есть факторы возможности поступления, бюджетных мест, рынок труда — они очень сильно корректируют интересы людей.

В нашем исследовании мы говорили об интересах (исходя из которых многие и делают выбор в пользу той или иной профессии) — они у девочек и мальчиков значительно отличаются, и в пятерке самых выраженных пересекаются только спорт и творчество. Согласно исследованию, больше половины девочек интересуются творчеством (51%), также многие стремятся заниматься помощью людям (18%), спортом (15%), языками и живой природой (по 13%). Мальчикам же интереснее технологии и информатика, техника и прикладное мастерство, финансы и бизнес, а также — как и у девочек — творчество и спорт. Суммарно 24% современных школьников показывают высокий уровень интереса к творчеству, 14% — помощи другим, 13% — технологиям и информатике, 12% — спорту и 11% — финансам и бизнесу.

РБК: А способности у них какие?

В. А.: Среди наиболее развитых способностей современных детей чаще всего встречаются организационные (31%), социальные (29%) и физические (23%). Среди российских школьников около трети как мальчиков, так и девочек с ярко выраженными организационными способностями (30 и 32% соответственно). Кроме того, у девочек ярче выражены социальные и физические способности (31 и 22%), а у мальчиков — прикладные и социальные (28 и 25%).

РБК: Что в приоритете у современных школьников — вуз или колледж?

В. А.: На бакалавриат или специалитет планируют поступать около 50% от всего числа школьников. Причем девочки больше настроены на учебу в вузе (53,2 против 44,7%). В учреждения СПО планируют подать документы почти четверть учащихся российских школ — 24,3%. Хотя к моменту поступления эта ситуация может корректироваться и реальный процент поступающих в колледжи может доходить до 80 в ряде регионов и субъектов страны.

Сейчас становится все больше треков, когда дети (и родители, ведь выбор профессии — это чаще всего семейное решение) выбирают трек «колледж — работа» или «колледж — вуз — работа».

Колледж дает ребятам возможность быстрее выйти на рынок труда, а профессии, которые можно освоить в колледже, иногда приносят даже более высокий доход, чем те, которые можно получить в рамках высшего образования.

Правильный выбор направления

РБК: Какие направления подготовки наиболее популярны у школьников?

В. А.: Что касается выбора направления, самыми популярными стали науки об обществе и технические дисциплины (15,6 и 15,2%). Однако экономикой, социологией и другими общественными науками чаще интересуются девочки (19,1 против 10,6%), а вот инженерное дело, технологии и электроника больше привлекают юношей (26,5 против 7,4%). Также в списке наиболее популярных направлений — информатика и компьютерные науки, здравоохранение и медицина, искусство и культура.

Выбор вуза — это выбор «длинной» карьеры, включая академическую, которая требует долговременных вложений. Если человек хочет получить высшее образование, он должен понимать, что ему сначала нужно на два года дольше учиться в школе, потом в вузе провести 4–6 лет (а то и больше, например среди врачей). И не факт, что это принесет больше денег и возможностей для самореализации, чем среднее профессиональное образование.

Выпускники СПО тоже в цене — например, для ребят, которые планируют заниматься прикладным трудом, работать в сфере сервиса, инженерии и пр. Зачастую у них зарплата даже выше. Это более короткий выход на старт карьеры, а еще отличный способ получить несколько образований сразу — после колледжа доступен бюджет в вузах.

РБК: Что, по вашим прогнозам, будет в тренде через несколько лет?

В. А.: Мир меняется быстро, и периодически нас пугают исчезновением профессий. Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся! Поменяется их работа: конечно, там все больше проявят себя нейросети и другие технологии, которые будут выполнять определенные действия за человека. Они смогут помогать врачам быстрее принимать решения, учителям — проверять домашние задания. Но не заменят их. Постепенно могут уходить те специальности, где все основано на простых интеллектуальных алгоритмах и операциях. Такую работу легко автоматизировать. Например, кредитные специалисты. Раньше человек решал, дать клиенту банка кредит или нет. Теперь это все могут сделать алгоритмы.

Будут ли появляться новые профессии? Да, каждый год будут появляться 1–2% каких-то новых сложных профессий. В сфере того же искусственного интеллекта, например, в перспективе двух-трех лет. В течение 10–15 лет, конечно, возможны более колоссальные изменения, но их всегда достаточно трудно прогнозировать на такую перспективу.

Кредит, бюджет и ценность знаний

РБК: Как поддержать ребенка в выборе профессии?

В. А.: Во-первых, существуют специальные платформы и сервисы, которые помогают ребенку определиться и лучше узнать свои интересы и возможности. Во-вторых, безусловно, нужны профориентационные мероприятия для детей, связанные с пониманием их особенностей, склонностей, интересов, их применением. Третье — несомненно, практика: поездки, экскурсии, профессиональные пробы. Здесь очень важно давать полноценный выбор, давать возможность посмотреть и узнать как можно больше, развить карьерный кругозор и насмотренность. Ведь выбор профессионального трека — это надолго. Если сейчас ему что-то очень поверхностно нравится, но потом он разочаруется, то эффекта будет мало. Важно, чтобы профориентация работала «вдолгую».

РБК: Что делать, если ребенок хочет на определенную специальность, а денег на оплату учебы нет?

В. А.: Тут несколько вариантов. Как правило, получить бюджетное образование можно практически всегда. Если интересует какое-то направление, но поступить на него получается только платно, а денег вообще нет, можно попробовать пойти на специальность, которая близка к текущей, хоть и не идентична. Где при этом конкурс будет ниже. Можно поискать другие образовательные учреждения, куда возможно пройти по имеющимся результатам экзаменов на бюджет. Если же хочется в определенное учебное учреждение, где только платные места, можно попробовать поступить на вечернее или заочное отделение и параллельно работать. Сейчас есть и образовательные кредиты, которые выплачиваются по особой схеме после получения диплома. Еще можно попробовать поступить на платное, а потом перевестись на бюджет. И еще всегда есть платформы и возможности для самообразования, на которых можно освоить профессии самостоятельно. В ряде сфер такие ребята ценятся даже выше, чем те, кто просто получил формальное образование.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Россия по-итальянски Россия по-итальянски

Все подробности жизни и «невероятных приключений итальянца в России»

2Xplore
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
«Неизвестное» плато «Неизвестное» плато

«Глаз», «Ступа», «Ромашка» и секреты Вилюйского плато

Наука и жизнь
Зловещие пятна на теле планеты Зловещие пятна на теле планеты

16 июля 1945 года человечество, само еще не подозревая, вступило в атомную эру

Наука и техника
Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки

Форумы и выставки становятся главными площадками для формирования деловых связей

РБК
Нобелевские премии по физике в контексте истории Нобелевские премии по физике в контексте истории

Как Карл Озеен сделал все, чтобы Эйнштейн получил заслуженную Нобелевскую премию

Наука и жизнь
Душа над тарелкой Душа над тарелкой

Почему, когда мы слышим хруст хлеба, у нас пробуждается аппетит?

Bones
Солнечные гибриды Солнечные гибриды

Как прокладывается путь к созданию серийных солнцемобилей

ТехИнсайдер
Рационализаторское предложение или изобретение: что регистрировать? Рационализаторское предложение или изобретение: что регистрировать?

Основные преимущества осуществления рационализаторской деятельности

Наука и техника
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
Про запас Про запас

Сезонные заготовки — дело выгодное с любой стороны

Bones
Шитьё: нaряд вне очереди Шитьё: нaряд вне очереди

Вышивка — один из верных способов сделать внешний вид более ярким, праздничным

КАНТРИ Русская азбука
Николай Бобров: «Перу — это севиче и чича морада» Николай Бобров: «Перу — это севиче и чича морада»

Николай Бобров о стажировке в Перу, колорите и четырех тысячах видов картошки

Bones
Гастротуризм Гастротуризм

Что российские регионы готовы предложить гастротуристам

Bones
Фиаско Илона Маска Фиаско Илона Маска

Почему не сработала идея вакуумного транспорта – гиперлупа?

ТехИнсайдер
Будущее из розетки: чего ждать от электромобилей Будущее из розетки: чего ждать от электромобилей

В каком направлении развивается электротранспорт?

ТехИнсайдер
Цепляет с первого дня Цепляет с первого дня

Кавказ: как окружить себя принципиально другой реальностью

2Xplore
«Изменилось только название» «Изменилось только название»

Андрей Пантюхов о том, чего стоило компании расставание с бывшим владельцем

РБК
Утерянное человечество: кем мы станем через миллионы лет? Утерянное человечество: кем мы станем через миллионы лет?

Антиутопия, космический ужас, утопия и наука – «Все грядущие дни»

Наука и техника
Ангелы прилетели Ангелы прилетели

Мастер-класс по самодельным ангелам, дарящим ощущение праздника и чудес

КАНТРИ Русская азбука
Уильям Гершель и музыка небесных сфер Уильям Гершель и музыка небесных сфер

Уильям Гершель, великий астроном, раздвинувший для нас границы Солнечной системы

Наука и техника
«Уже и китайские бренды заменяются отечественными» «Уже и китайские бренды заменяются отечественными»

О растущей локализации производств и госпрограммах поддержки промышленности

РБК
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Деяния Витте: сталь Транссиба и сохранение русского Дальнего Востока

Знание – сила
Все суета Все суета

Какие предметы использовали художники в качестве символов быстротечности жизни?

Вокруг света
«Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет» «Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет»

Александр Сафиулин о переходе российских компаний на новые цифровые решения

РБК
Любовь наперекор Любовь наперекор

Haval H3 просто обречен на любовь – и плевать на законы физики

ТехИнсайдер
Дом из дерева Дом из дерева

Деревянный дом — это целый мир со своими правилами, устоями и обычаями

КАНТРИ Русская азбука
Новые школьные проекты: фармакология и терапия дислексии Новые школьные проекты: фармакология и терапия дислексии

Работы школьников, обратившие на себя внимание авторитетных специалистов

Наука и техника
Многоразовый космический корабль Многоразовый космический корабль

Как космический корабль «Буран» опередил свое время

Наука и техника
Открыть в приложении