Негосударственные компании собираются добывать ресурсы на Луне

РБКHi-Tech

Вселенная возможностей: частные стартапы начинают осваивать космос

Негосударственные компании собираются добывать ресурсы на Луне и астероидах, разрабатывают робототехнику для внеземных экспедиций и готовятся отправить на орбиту первых космических туристов

Автор: Максим Момот

0:00 /
858.481

Космос становится привлекательной сферой для инвестиций: по данным отчета Start-Up Space, опубликованного в апреле 2019 года компанией Bryce Space and Technology, в прошлом году частные стартапы, разрабатывающие различные космические технологии, привлекли $3,2 млрд. Это примерно на $680 млн больше, чем в 2017 году. 80% всех инвестиций достались стартапам из США. Среди компаний, которые инвестировали в эти проекты или приобрели их, такие гиганты, как Boeing, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Raytheon и Rolls Royce: самим им не до полетов, но они торопятся вложиться в возникающую на их глазах отрасль.

Неземной майнинг

Одна из основных проблем, сдерживающая развитие космонавтики, — высокая стоимость доставки грузов за пределы Земли. Существуют разные способы решения этой проблемы. Один из них предлагает американская компания Planetoid Mines Corporation. Основная идея — добывать необходимые ресурсы непосредственно в космосе, перерабатывать их и использовать там, а не доставлять с родной планеты.

«Мы разрабатываем оборудование для добычи полезных ископаемых, работающее при нулевой гравитации, методику сегментации и переработки минералов, а также технологию создания твердых оксидных топливных элементов», — рассказал РБК основатель и CEO компании Кевин Дюприс. Работу над оборудованием для добычи полезных ископаемых в космосе компания планирует завершить к 2021 году. В 2022 году свои технологии компания намеревается опробовать на Луне, к 2025 году — на астероидах.

Дюприс видит у добычи полезных ископаемых в космосе колоссальный потенциал: некоторые астероиды содержат в себе сотни тонн ценных металлов — железа, никеля, титана, золота и т.п. «Тем, кто инвестируют в долгосрочные запуски на Луну, потребуется терпение, но отдача от добычи ресурсов в космосе будет велика, — предсказывает он. — Как только инфраструктура для автономной добычи вступит в строй, разработка астероида общей стоимостью, например, $100 трлн даст фантастические ресурсы для развития бизнеса».

В отличие от астероидов, Луна окажется полезной скорее для развития самой космонавтики. Planetoid Mines Corporation рассчитывает, что переработка реголита (лунного грунта) в материал, пригодный для 3D-печати, позволит создавать посадочные площадки и подземные жилища, а в конечном итоге — космопорты и форпосты, что откроет большие возможности уже в следующем десятилетии. По словам Кевина Дюприса, добыча воды на Южном полюсе Луны даст ресурсы для жизнеобеспечения миссии и возможности для коммерческих полетов. «Для защиты от космической и солнечной радиации, а также от гамма-излучения необходим слой воды толщиной четыре дюйма (10 см. — РБК)», — говорит он.

«Сапсан» до Луны

В США правовая основа для этого вида деятельности была создана еще в 2015 году: Закон о конкурентоспособности коммерческих космических запусков разрешил американским гражданам и компаниям добывать ресурсы за пределами земной атмосферы. В России ее пока нет, а поторопиться бы не мешало. «Без освоения технологий извлечения, обработки и использования ресурсов небесных тел дальнейшая экспансия человечества в космос сложно представима», — отмечает вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий Фонда «Сколково» Алексей Беляков. Эксперт подчеркивает, что от добычи внеземных ресурсов, по сути, зависит само будущее космонавтики: она имеет экономический смысл только при использовании полученных ресурсов непосредственно в космосе.

«В настоящее время космонавтика переживает смену парадигмы, связанную с приходом новых частных игроков, реализующих иные подходы: быстрее, чаще, дешевле, — поясняет Беляков. — Это касается и производства мегагруппировок спутников (например, проектов по отправке сотен спутников для раздачи с них интернета из космоса. — РБК), и малых ракет, и многоразовых носителей». Среди направлений, интересных бизнесу и вдобавок поддерживаемых NASA, — создание аппаратов для полетов на спутник Земли и другие планеты. Так, американская компания Astrobotic Technology, сумевшая привлечь $12,5 млн, в 2019 году получила контракт NASA на $79,5 млн на доставку грузов на Луну в 2021 году. Компания разрабатывает два посадочных модуля (Peregrine и Griffin — в переводе «Сапсан» и «Гриф») и предлагает государству, университетам и компаниям услуги по доставке грузов на соседку Земли.

«Один из самых больших вызовов для наших проектов — это убедить мир в том, что время для отправки коммерческих грузов на Луну настало», — отметил в комментарии для РБК гендиректор компании Astrobotic Technology Джон Торнтон. По его словам, в основе лунных проектов будет лежать стремление добывать там ресурсы, включая воду для производства на ее основе топлива, а также, потенциально, драгоценные металлы. «Ресурсы будут поначалу добываться для использования в космосе же — для дозаправки топливом и производства запчастей, — уточняет Джон Торнтон. — По мере того как стоимость добычи будет снижаться, эти ресурсы можно будет начать доставлять на Землю».

Лифт на орбиту

Другой способ снизить стоимость доставки грузов на орбиту — космический лифт. Идея была предложена еще основоположником теоретической космонавтики Константином Циолковским. В 1960-е годы над подобным проектом работал советский инженер Юрий Арцутанов. План состоит в том, чтобы протянуть трос от экватора Земли к искусственному спутнику, находящемуся на геостационарной орбите. Спутник на этой орбите вращается с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси, и всегда находится над одной и той же точкой нашей планеты. По тросу смогут подниматься подъемники с грузами.

Советский проект остался на бумаге, однако сама идея не была забыта землянами. «Мы считаем, что космический лифт станет дополнительной инфраструктурой, будет действовать наряду с ракетами и со временем превратится в основной метод отправки материалов и ресурсов по Солнечной системе, — рассказал РБК Питер Свон, президент Международного консорциума по созданию космического лифта (ISEC, штабквартира — в Калифорнии). — По нашему мнению, космический лифт можно создать в течение 18 лет за $18 млрд. Он станет постоянной инфраструктурой для доступа в космос. Это как построить мост через большую реку — дорого, но потом появляется огромный стимул для развития экономики».

Питер Свон подчеркивает, что в распоряжении Консорциума уже есть достаточно прочный материал для троса лифта — однокристаллический графен. А вот деньги остаются острым вопросом: ученый ожидает, что когда-нибудь идею оценят частные инвесторы. «Лучше, если бы созданием космического лифта занимался частный бизнес, — говорит он. — Но лифт мог бы стать и прорывным проектом какой-то конкретной страны, пытающейся стать крупным игроком на космической арене будущего».

Небыстрый старт

Парадокс: космический туризм, о котором вот уже десятилетие говорят как об одном из главных направлений частной космонавтики, пока так и не озолотил компании. «Барьер входа для инвесторов достаточно велик, экспертиза в таких проектах имеется у немногих, а срок реализации проектов, как показывает опыт Virgin Galactic, составляет 10−15 лет», — поясняет Алексей Беляков.

Если говорить про суборбитальные путешествия — полеты по баллистической траектории с «заходом» в космос, то Virgin Galactic уже начинает тренировку первых коммерческих пассажиров, которые могут отправиться в вояж уже в середине 2020 года. С орбитальным туризмом сложнее: фактически он возможен лишь при участии национальных космических агентств. «Роскосмос» совместно со Space Adventure заявлял о возобновлении туристической программы, SpaceX Илона Маска и Boeing также смогут возить людей в космос, начиная с 2020 года, — рассказывает Беляков. — Так как в соответствии с контрактами NASA многоразовые корабли Dragon и CST-100 остаются в собственности компаний, они могут быть использованы и для туристических полетов. Но все же не стоит забывать об амбициозном проекте SpaceX Starship, который должен осуществить облет Луны в 2023 году с туристами на борту».

В России зарабатывать на суборбитальных полетах собирается компания «КосмоКурс», которая планирует отправлять туристов в космос за $250 тыс. с пассажира. Первый пуск запланирован на 2025 год. Когда проект выйдет на полную мощность, предполагается отправлять 700 туристов в год. По мере роста числа путешественников компания будет снижать цену билета — через несколько лет после первого полета она может упасть до $150 тыс., рассказал РБК гендиректор «КосмоКурса» Павел Пушкин.

Работу над ракетой-носителем и многоразовым космическим аппаратом затруднила необходимость создания собственной производственной и испытательной площадки. «Конечно, мы прорабатываем с разными предприятиями «Роскосмоса» возможности их участия в проекте. Но мы сталкиваемся, например, с тем, что на крупных предприятиях все производство создано под выпуск конкретной ракеты. Даже если мы туда придем, мы получим от этого предприятия голые стены, нужно будет закупать все оборудование, отрабатывать все технологии, а то и набирать персонал», — поясняет Пушкин.

Собеседник РБК оценивает стоимость реализации всего проекта примерно в $200 млн. По его словам, у «КосмоКурса» есть частный инвестор, чье имя он не раскрывает. Распространенное мнение, что безопасность суборбитальных полетов никогда не будет превышать 99% (то есть каждый сотый полет будет заканчиваться катастрофой), Пушкин категорически отвергает. По его словам, к технике, которую планирует эксплуатировать «КосмоКурс», предъявляются более высокие требования безопасности, чем к «Союзам», которые доставляют космонавтов на орбиту, — они приближаются к требованиям безопасности, предъявляемым к самолетам.

Проекты, в которых заинтересованы частные лица, могут придать космонавтике новый импульс, считает Пушкин. «Пока космонавтика не встанет на рельсы обслуживания интересов частных лиц, пока люди не смогут сами заказывать запуск спутника или напрямую со спутника заказывать какие-то услуги и получать их достаточно дешево, всплеска новой космонавтики, которая перешла бы в реальное освоение космоса, мы, наверное, не увидим», — уверен он.

Стать марсианином

А вот перспективы колонизации других планет по-прежнему граничат с научной фантастикой. Самый известный энтузиаст освоения Марса — основатель SpaceX Илон Маск — предлагает радикальные меры: терраформировать Красную планету. Для разогрева Марса, который позволил бы создать у планеты более плотную атмосферу, он предлагает либо устроить над ее поверхностью низкорадиоактивные ядерные взрывы, либо запустить тысячи спутников с отражающими зеркалами.

По словам Маска, создание самостоятельной цивилизации на Марсе будет возможно, если стоимость переезда туда приблизится к цене медианного дома в США — примерно $200 тыс. Для радикального снижения цены полета на Марс (которая сейчас, по оценке Маска, составляет примерно $10 млрд) он предлагает использовать только многоразовые системы, при этом заправлять корабли на орбите, а топливо для ракет производить непосредственно на Марсе.

У других основателей частных космических компаний планы скорой колонизации Марса вызывают усмешку. «Я не считаю возможным отправиться на Марс в ближайшие 20−30 лет, — говорит Кевин Дюприс. — Совместные космические проекты человечества пока должны фокусироваться на защите планеты от крупных метеоритов».

Скептически относится к идее колонизации Марса и Павел Пушкин. «Колонизация этой планеты — странная цель, — считает он. — Там есть проблемы с гравитацией, магнитосферой и, конечно, с радиацией. Наверное, можно сделать так, чтобы человек на Марсе выжил, но нельзя сделать так, чтобы после этого это был человек в привычном виде. Это будет какое-то другое существо, видоизмененное. Оно будет марсианином в прямом смысле этого слова».

Фото: NASA

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Рейтинг работодателей РБК 2024 Рейтинг работодателей РБК 2024

Кто вошел в рейтинг ведущих российских работодателей?

РБК
Практичная квартира для творческих людей, 42 м² Практичная квартира для творческих людей, 42 м²

Хозяева этой квартиры выбрали дизайнера по чувству юмора и не прогадали

AD
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Квартира с единорогом, 55 м² Квартира с единорогом, 55 м²

Хозяйка хотела темную квартиру, но в итоге проект получился светлым и сказочным

AD
Станислав Дробышевский: «Для выживания у человечества есть от силы 200–300 лет» Станислав Дробышевский: «Для выживания у человечества есть от силы 200–300 лет»

Есть ли у людей шанс спастись от себя самих?

РБК
Чистое дело Чистое дело

Германия справилась с мусором и вышла на экологически безопасный рост экономики

РБК
Как опознать НЛО? Как опознать НЛО?

В ответе на этот вопрос сошлёмся на журнал «Skeptical Inquirer»

Наука и жизнь
Цифровые джинны: как поменяют жизнь людей виртуальные ассистенты Цифровые джинны: как поменяют жизнь людей виртуальные ассистенты

Цифровые помощники способны помочь в решении почти любой проблемы

РБК
Сказка о будущем: каким видели наше настоящее футурологи прошлого Сказка о будущем: каким видели наше настоящее футурологи прошлого

Описывать доселе несуществующие вещи ученые начали еще в эпоху Возрождения

РБК
Мощное средство Мощное средство

Бытовая химия стала популярной после создания яркого бренда

Forbes
Эклектичная квартира для девушки, 45 м² Эклектичная квартира для девушки, 45 м²

Квартира с глубокими, насыщенными цветами, которая никого не оставит равнодушным

AD
Студия для романтических встреч, 36 м² Студия для романтических встреч, 36 м²

Квартира, в которой многодетная пара проводит время наедине

AD
Итоги года: Апрель, май, июнь Итоги года: Апрель, май, июнь

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Квартира с необычной геометрией, 43 м² Квартира с необычной геометрией, 43 м²

Скругленные углы и полусферы добавили проекту эргономичности

AD
Квартира в историческом доме, 49 м² Квартира в историческом доме, 49 м²

Квартира с историческими чертами, которым придали современного лоска

AD
Грааль: Инструкция по эксплуатации Грааль: Инструкция по эксплуатации

Человечество нуждается в неразгадываемой тайне, такой как Святой Грааль

Вокруг света
Квартира фотографа, 82 м² Квартира фотографа, 82 м²

Брутальный интерьер квартиры наполнен винтажной мебелью

AD
Аккумуляторы, изменившие жизнь Аккумуляторы, изменившие жизнь

Нобелевка по химии 2019 года присуждена за разработку литий-ионных аккумуляторов

Наука и жизнь
Женственная квартира, 76 м² Женственная квартира, 76 м²

Акцент в квартире сделан на ярких цветах — фисташковом, фиолетовом и желтом

AD
Зимний букет Зимний букет

Вознёсшись в пространство виртуальной вселенной, он достиг подлинного бессмертия

Наука и жизнь
Парамагнитный резонанс Парамагнитный резонанс

Явление парамагнитного резонанса было открыто в 1944 году советским ученым

Наука и жизнь
Новые километры нацпроекта Новые километры нацпроекта

Начальная стадия проекта о безопасных и качественных дорогах близка к реализации

РБК
Яркая квартира с эркером, 58 м² Яркая квартира с эркером, 58 м²

Один из оттенков для интерьера был подсмотрен на коробке шампанского

AD
Раздел истории Раздел истории

Отказ от частной собственности в пользу шеринга меняет многовековые устои

РБК
Портрет с натуры Портрет с натуры

Дизайнер написала портрет заказчицы, отразив ее вкусы и предпочтения в интерьере

AD
Новогодние приключения Новогодние приключения

Зимние праздники - прекрасное время для путешествий на автомобиле всей семьей

Вокруг света
Сильный бренд Сильный бренд

«Звездные Войны» — огромная франшиза, проникнувшая во все сферы нашей жизни

Вокруг света
Неронные связи: 7 мифов о римском императоре Неронные связи: 7 мифов о римском императоре

Правда и мифы о римском императоре Нероне

Вокруг света
Вышли в тираж Вышли в тираж

Как в Российской империи развивались книгоиздание и печатное дело

Forbes
Басманные бабушки Басманные бабушки

Художник Аня Десницкая о зарисовках из жизни и разговоров бабушек

Seasons of life
Открыть в приложении