Код будущего

Внешний контур
На прошедшем недавно форуме Airbus Summit концерн представил свое видение гражданской авиации будущего, на несколько поколений самолетов вперед. Среди ключевых направлений было названо создание большого авиалайнера с электродвигателями, работающими на топливных элементах. Вместе с тем в компании не собираются отказываться от авиатоплива и надеются повысить экономичность таких полетов еще на 20–30%. Добиться этого планируют за счет использования новых композитов, еще более прочных и легких, и усовершенствованных реактивных двигателей. Уже сейчас совместно с CFM International прорабатываются две такие системы, включая довольно радикальный вариант двигателя без гондолы, с открытым вентилятором. Это позволит использовать очень большие лопасти – в разы длиннее, чем обычно. Они резко усилят течение воздуха во внешнем контуре – поток, который создает большую дополнительную тягу, обтекая сам двигатель и не проходя через камеру сгорания. По словам Airbus, степень двухконтурности (отношение расхода воздуха во внешнем и внутреннем контурах) здесь достигнет 60 против 10–12 у современных двигателей.
Летающий комбайн
Идея циклолета появилась еще в начале ХХ века, и, невзирая на череду неудач, инженеры не оставляют попыток создать надежный и эффективный летающий аппарат такого типа. По углам циклолета размещены четыре горизонтальных ротора с лопастями, похожие на мотовила комбайна для уборки зерна. Они вращаются намного медленнее обычных винтов, обещая меньший расход энергии и уровень шума, а еще отличную маневренность, если полет такой неустойчивой системы удастся стабилизировать. Решить задачу пытается австрийский стартап Cyclotech – их аппарат Blackbird не так давно впервые успешно поднялся в воздух. Впрочем, это лишь уменьшенный прототип, один из целой череды (читайте, например, наш журнал за октябрь 2021 года). Получится ли реализовать все в полноразмерном варианте, мы узнаем только в 2035 году, когда Cyclotech обещает представить готовый пассажирский циклолет.