По одежде встречают
Мода переменчива, традиция постоянна. Тибетский традиционный костюм – это и средство сохранения идентичности, и живое и гибкое культурное явление в быстро меняющемся мире.

Загадочную страну Шангри-Ла, в честь которой названы многочисленные казино и отели, придумал в 1930-е годы английский писатель Джеймс Хилтон. Путешественники-европейцы из его романа «Потерянный горизонт» оказываются там в результате авиакатастрофы. Они попадают в закрытый город-монастырь, в котором правят буддийские ламы, – волшебное место, последнее прибежище безмятежности. Судя по тому, что самолет героев пересек Гималаи с юга и приземлился на западе, они высадились на Цинхай-Тибетское плато. Его часто называют Крышей мира: это самое высокое (в среднем 4–5 тысяч метров над уровнем моря) и самое большое нагорье нашей планеты. После выхода книги Хилтона многие путешественники устремились в эти места на поиски Шангри-Ла. А меня сюда привели прежде всего научные интересы: экспедиция, в которой я исследую, как коренные жители Тибета адаптируются к изменениям климата, как это выражается в быту и культуре.
Ландшафт и климат
Климат Цинхай-Тибетского нагорья суров. Чтобы выжить на такой высоте, организму нужно адаптироваться к холоду, нехватке кислорода и прямым лучам ультрафиолета. Но тибетцы за сотни лет приспособились. Живя тут, они создали уникальную культуру.
Из-за экстремальной высоты климатические изменения здесь одни из самых быстрых на планете. Глобальное потепление сказывается на этом регионе в 2–3 раза сильнее, чем в среднем по Земле. Среднегодовая температура на нагорье выросла на 2 °C за последние 50 лет, вдвое быстрее общемирового тренда. Зимы становятся менее суровыми, а лето – длиннее и теплее. Вечная мерзлота тает, что угрожает инфраструктуре (дорогам, трубопроводам) и местным экосистемам и влияет на то, как живут люди. При такой смене температуры на севере Тибета уже можно засевать ячмень, которому здесь раньше было холодно, а популяция эндемиков нагорья, самых дорогих в мире грибов кордицепсов, быстро сокращается.