Наскальное искусство каменного века

Знание – силаHikoya

Когда буква была бизоном

Татьяна Соловьева

Знаменитый бизон, изображенный кроманьонцем на своде пещеры Альтамира в Испании. Эпоха верхнего палеолита

Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Иван Бунин

Люди рано, еще в доисторические времена, почувствовали необходимость запечатлевать в памяти те или иные события, передавать во времени ту или иную информацию и стали придумывать, как бы половчее это сделать. Как мы теперь знаем, дело закончилось изобретением букв. Но прежде чем человеческой рукой был выведен первый письменный знак, средством «письменного» общения между людьми были наскальные рисунки, в которые наши прапредки вкладывали то, что хотелось бы рассказать друг другу, или забредшему в их пещеру иноплеменцу, или детям своих детей.

Открытие наскальной живописи – потрясающего по объему и информативности пласта ранней человеческой истории, произошло, как это обычно и бывает, случайно. К нему привело увлечение археологией испанского юриста Марселино Санса де Саутуола из Кантабрии. К концу 1870‑х годов у любителя древностей собралась уже довольно приличная коллекция первобытных орудий труда, когда в поисках новых артефактов Саутуола решил отправиться в пещеру Альтамира, о которой ему как-то рассказывал местный охотник. Вместе с отцом в этой увлекательной прогулке участвовала его девятилетняя дочь Мария. Собственно, именно она первой и увидела зубров, нарисованных на потолке и стенах пещеры черной, коричневой и красной красками.

Саутуола доложил о находке на доисторическом конгрессе, проходившем в 1880 году в Лиссабоне, высказав предположение, что рисунки, найденные в пещере Альтамира, относятся к эпохе верхнего палеолита, но его… высмеяли и обвинили в подделке. Сама мысль о том, что в детстве человечества могли быть созданы столь совершенные произведения искусства, ученому сообществу XIX века казалась нелепой. Лишь в следующем – ХХ столетии – более тщательные исследования пещеры доказали, что картины Альтамиры действительно созданы древними художниками (вдуматься только!) более 20 тысяч лет назад. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который прежде не скупился на острую критику Саутуолы, письменно признал ошибку в журнале «L’Anthropologie», и выразил испанскому археологу-любителю свое восхищение. Увы, запоздалое. Марселино Санса де Саутуолы к этому времени уже не было в живых – он умер 2 июня 1888 года, в возрасте пятидесяти шести лет. Одной из причин смерти стала душевная травма – честный человек не смог перенести клеймо обманщика.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Будьте здоровы Будьте здоровы

Устройство, которое может помочь парализованным и ученые в поисках новых вирусов

Знание – сила
Понемногу о многом Понемногу о многом

Первые железнодорожные линии от Дикого Запада до сонного Востока

Знание – сила
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
То самое чувство моря То самое чувство моря

Элегантная яхта с корпусом из стали и надстройкой из легкого сплава

Y Magazine
Мастера маскировки Мастера маскировки

Козодои, вертишейки и гага: обычные птицы, которых так сложно найти в лесу

Наука и жизнь
Индийская космическая программа Индийская космическая программа

Планы, которые строит Индийская организация космических исследований ISRO

Наука и техника
Турне за океан Турне за океан

Что же это за яхта, которую британская верфь не стала показывать в Каннах?

Y Magazine
Секреты успешной защиты патентных прав Секреты успешной защиты патентных прав

Какие бывают объекты патентования и в чем отличия между ними

Наука и техника
Двойственное восприятие литовцев в Северо-Восточной Руси XV века в контексте «Сказания о нашествии Едигея» Двойственное восприятие литовцев в Северо-Восточной Руси XV века в контексте «Сказания о нашествии Едигея»

Образ Великого княжества Литовского и двойственность его восприятия народом Руси

Знание – сила
А мы идем на Север! А мы идем на Север!

Почему растет спрос на северные экспедиции и зачем вообще туда едут люди

Y Magazine
Как металл превращается в крыло Как металл превращается в крыло

Как алюминиевые сплавы стали основным материалом в авиастроении

Наука и техника
Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания

Королева Элизабет и её свита

Наука и техника
Долететь до горизонта Долететь до горизонта

Иногда кажется, будто быстроходные яхты летят между поверхностью воды и небом

Y Magazine
Ум как следствие любви Ум как следствие любви

Эволюция выбирает сильнейших и умнейших – чтобы делать их еще сильнее и умнее

Вокруг света
Владимир Зотов, ГК «Агро-Белогорье»: «Чем больше мы занимаемся социальными проектами, тем лучше у нас дела в агробизнесе» Владимир Зотов, ГК «Агро-Белогорье»: «Чем больше мы занимаемся социальными проектами, тем лучше у нас дела в агробизнесе»

После завершения инвестиционного периода ставка делается на социальную сферу

Агроинвестор
Экстремалы в природе, или о пределах выносливости Экстремалы в природе, или о пределах выносливости

Они выбрали себе жизнь, какой не позавидуешь, и везде сумели освоиться

Наука и жизнь
Как развивалось протезирование Как развивалось протезирование

От протезов из дерева и телячьей кожи до современных биомеханических моделей

Наука и техника
Обаяние антуража Обаяние антуража

Суперъяхта Amels 60 Entourage, второе судно линейки Amels 60 Limited Editions

Y Magazine
Каждая личинка — индивидуальность Каждая личинка — индивидуальность

Эти небольшие червячки красного цвета — объект пристального внимания биологов

Наука и жизнь
Инструменты семенного продвижения Инструменты семенного продвижения

Доля российских семян может быть существенно больше при грамотном маркетинге

Агроинвестор
Тональная система Джона Нистрома Тональная система Джона Нистрома

Проект новой системы арифметики, веса, меры и монет Джона Нистрома

Наука и жизнь
Новые рубежи российского агроэкспорта Новые рубежи российского агроэкспорта

Стоимостной объем отгруженного за рубеж продовольствия превысит $45 млрд

Агроинвестор
Две стороны «Честного знака» Две стороны «Честного знака»

Производители и инициаторы «Честного знака» не сходятся в оценке работы системы

Агроинвестор
Искусственный интеллект для физики белка Искусственный интеллект для физики белка

Что искусственный интеллект AlphaFold «знает» о физике белка?

Наука и жизнь
Немного об измерении очень больших объектов Немного об измерении очень больших объектов

Километр в секунду – как пользоваться этой единицей длины?

Наука и техника
Знаки природы, сигнатуры судьбы Знаки природы, сигнатуры судьбы

Всё в Природе – учение о сигнатурах, ставшее основой многих эзотерических теорий

Знание – сила
Зонд Неймана Зонд Неймана

Серая слизь: сценарий апокалипсиса

Вокруг света
Платежные аксессуары: что это и безопасны ли они? Платежные аксессуары: что это и безопасны ли они?

Платежные стикеры, кольца и другие аксессуары для бесконтактной оплаты

Наука и техника
Статус обязывает Статус обязывает

Бюро Officina Italiana ответственно за дизайн всех яхт Riva c 1994 года

Y Magazine
Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится» Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится»

«Именно камчатские медведи разожгли во мне искру страсти к съемке дикой природы»

Y Magazine
Открыть в приложении