Морской порт – открытые ворота в мир. Какая же история у морских ворот России?

Знание – силаReportaj

Морские ворота России

Разделение труда сыграло огромную роль в развитии человечества. Но оно предполагало специализацию и обмен, сначала внутри племени, группы людей, потом между племенами, позже – между городами, территориями, странами. Потребовались торговые пути, на суше и на воде. Реки, моря, океаны не нуждались в расчистке и выравнивании поверхности, возведении виадуков, мостов – построй судно и плыви, куда хочешь. Но водные пути требовали особых мест на суше, где можно было пришвартовать судно, загрузить его товарами, предварительно разгрузив те, что были на борту. А еще пополнить запасы продовольствия и пресной воды перед дальней дорогой. И называется это место порт1.

1. Древнейший из известных сегодня портов Библос был построен финикийцами примерно в 3000 году до н. э. Он расположен на берегу Средиземного моря недалеко от современной столицы Ливана Бейрута.

Слово это происходит от латинского portūs – гавань, место посадки, пристань. Или близкого слова porta – врата́, ворота; вход, выход. Место, расположенное на берегу или вблизи берега океана, моря, озера, реки, водохранилища и устроенное для стоянки кораблей и судов. Кораблями принято называть военные суда, и упомянуты они не без основания – долгое время порты существовали только по торговой или военной надобности. Пассажирские причалы и пирсы в портах появились в первой половине ХIХ века, когда люди начали широко использовать водный транспорт для перемещения по миру. (Не стоит забывать, что первый в мире пассажирский пароход «Клермонт» прошел по Гудзону от Нью-Йорка до Олбани лишь в 1807 году.) А отдельные пассажирские порты возникли в ХХ веке, когда морские и речные туристические путешествия стали массовым увлечением в развитых странах. Сейчас они служат местом для остановок круизных лайнеров. Порты бывают морские и речные. Речные обслуживают перевозки исключительно речным флотом. А вот морские порты принимают и речные суда, при этом могут располагаться не только на морском побережье, но и в устьях рек, даже на большом расстоянии вверх по течению. Например, морской порт Росарио на Паране в Аргентине находится в 300 километрах от побережья, а морской порт Игарка на Енисее – в 685 километрах от устья реки.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Неандертальское искусство кройки и шитья Неандертальское искусство кройки и шитья

Что использовали неандертальцы для изготовления одежды

Знание – сила
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
Протокол «Дубайск» Протокол «Дубайск»

Какие автомобили можно увидеть в новом «Мажоре»

Автопилот
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Коми кукла Коми кукла

Живое воплощение народного искусства и культурного наследия

Знание – сила
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Открыть в приложении