Американцы получили неукротимого и финансово мощного научного противника

НаукаFan

Лунный путь Китая: большая гонка-2

Николай Цыгикало

На снимке, сделанном луноходом «Юйту-2» («Нефритовый кролик-2») 11 января 2019 года, виден спускаемый аппарат «Чанъэ-4». Фото: CNSA / CLEP / NAOC

Мы уже дважды обращались к теме будущих экспедиций людей на Луну, почти создав на страницах «Коммерсантъ Науки» лунный клуб. И новый тип орбит для пилотируемых полетов, и средства посадки рассматривались лишь в рамках американской программы «Артемида». Но сегодня реализуется еще одна программа высадки людей на Луну. Технологически, организационно и финансово соответствуя этой цели. И развивающаяся с методичной бульдозерной неукротимостью. Это лунная программа Китая.

Зачем Китаю Луна? Разогнав за последние десятилетия экономику, Китай может теперь обратиться к технологическим вершинам, из которых высадка человека на Луну — несомненный Эверест. Стало ясно, кто соперники во второй лунной гонке, а не просто массовка участия. Считается, что за лунными программами большое будущее. Полеты людей и базы на Луне дадут новый технологический уровень, меняющий многие сферы жизни. Эта концепция не раз проверена практикой — от автомобилей и реактивной авиации до ракетной и космической техники.

Пилигримы Чанъэ

Космическая деятельность Китая сильно расширилась за последние годы. К Луне полетели автоматические станции, названные «Чанъэ» в честь китайской богини Луны. «Чанъэ-1» (2007, здесь и далее год запуска) и «Чанъэ-2» (2010) — чисто орбитальные станции, успешно отработавшие на окололунных орбитах. «Чанъэ-3» (2014) успешно выполнила мягкую посадку на Луну — впервые для Китая и первую за 37 лет с посадки советской «Луны-24» в 1976 году. Так Китай стал третьей страной Земли, посадившей аппарат на Луну. «Чанъэ-3» не только начала китайские прилунения, но и привезла луноход «Юйту».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Перепись птичьего населения Перепись птичьего населения

Ученые предложили новый способ оценки синантропизации птиц

Наука
Людовик, или История распада Людовик, или История распада

Быть сыном и наследником одного из творцов мировой истории нелегко

Знание – сила
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Солнце Тосканы Солнце Тосканы

«Темное прошлое» солнечного напитка вин санто, тосканского вина

Вокруг света
Премия за самый короткий импульс света Премия за самый короткий импульс света

Как электроны связаны с современной наукой?

Наука и жизнь
Восточный ветер Восточный ветер

Dongfeng – это вам не какой-то стартап, а компания более чем заслуженная

Автопилот
Удар шведкой Удар шведкой

Ищем Скандинавию в китайском кроссовере Geely Monjaro

Автопилот
Монстры, гедонисты и бесконечно красивые моллюски: готико-романтический взгляд британских исследователей Монстры, гедонисты и бесконечно красивые моллюски: готико-романтический взгляд британских исследователей

Идейный фон и повседневность ученых прошлого

Знание – сила
Как важно быть практичным Как важно быть практичным

Альберто Перроне — об относительно новом явлении на рынке частных яхт

Y Magazine
Энергия вулкана Энергия вулкана

Obsidian — первая суперъяхта, которую Feadship передала заказчику в 2023 году

Y Magazine
Гонимая и ненагражденная Гонимая и ненагражденная

Почему Лиза Мейтнер так и не получила Нобелевскую премию

Знание – сила
Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений

Зачем России XXI века нужны ледоколы?

Наука и техника
Размер имеет значение Размер имеет значение

Алексей Екимов, Луис Брюс и Мунги Бавенди обеспечили людей смартфонами

Наука
Дисней. Уолт Дисней Дисней. Уолт Дисней

Как появились мышонок, утенок, олененок и другие животные-миллиардеры

Наука
Биометрическая идентификация: миф или реальность? Биометрическая идентификация: миф или реальность?

Биометрическая идентификация: что это, насколько она безопасна и удобна

Наука и техника
Рабочий вариант Рабочий вариант

Изначально Sollers Atlant – это китайский малотоннажник Sunray

Автопилот
Издать любой ценой Издать любой ценой

У разных исторических периодов – свои «главные» энциклопедии

Вокруг света
Анатомия Жар-птицы Анатомия Жар-птицы

Кем могла бы быть волшебная Жар-птица с точки зрения науки?

Вокруг света
От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага» От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага»

Начиная с XVII века, Англия гордилась своими учеными и их научными достижениями

Знание – сила
Семь подземных королей Семь подземных королей

Удивительные машины, которые можно встретить только под землей

ТехИнсайдер
Моя золотая долина… Моя золотая долина…

Интервью с академиком Анатолием Деревянко

Наука и жизнь
Осень императора Осень императора

Пришло время, и король, а потом и император Карл Великий состарился

Знание – сила
Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО

В 1976 году в США на воду сходит ракетная лодка нового поколения «Огайо»

Наука и техника
Зажечь плазму для термояда и сделать зеркало для рентгена Зажечь плазму для термояда и сделать зеркало для рентгена

Академик Григорий Денисов — чем занимаются физики в ИПФ РАН Нижнего Новгорода

Наука и жизнь
«Новый вызов для лидеров нашего времени» «Новый вызов для лидеров нашего времени»

Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться

РБК
Василий Розанов: возле русской идеи Василий Розанов: возле русской идеи

«Покажите мне Ленина. Ужасно интересуюсь. Я – монархист Розанов»

Знание – сила
Титан на небесах и в морских глубинах Титан на небесах и в морских глубинах

Как открыли, изучали, добывали и использовали титан

Наука и техника
Энергия на длинную дистанцию Энергия на длинную дистанцию

Сможет ли управляемый термоядерный синтез заменить углеводородное топливо

Наука и жизнь
Сохранить написанное Сохранить написанное

Что позволяет сохранить написанное для потомков?

Знание – сила
Константин Маслаков: «Эволюция городов связана с развитием метро» Константин Маслаков: «Эволюция городов связана с развитием метро»

Метро остается одним из самых экологичных видов транспорта

РБК
Открыть в приложении