О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБКHi-Tech

Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ, изменении зрительских предпочтений, а также о том, как в телевидении используются ИИ и нейросети, рассказывает директор «ЧЕ!» Елена Карпенко

Беседовал Георгий Сыпченко

Елена Карпенко, директор телеканала «ЧЕ!» с 2018 года. Ранее работала в «СТС Медиа». Карьеру на телевидении начинала в ВГТРК

Нелинейное ТВ, мистический контент и турецкие сериалы

РБК: Какие ключевые изменения сейчас происходят в российском телевидении?

Е. К.: Растет конкуренция с нелинейным телевидением, которое дает возможность смотреть контент с разных носителей, в записи, со стриминговых платформ и т.д. Однако просмотр ТВ лидирует в суточном объеме просмотра видео, занимая долю более 80%, что не сравнимо ни с онлайн-платформами, ни с видеосервисами. При этом телеканалы диверсифицируют способы доставки контента зрителю, выходят в соцсети и на онлайн-платформы.

Кроме того, в последнее время отрасль стала активнее создавать свою продукцию, делая упор на кино и сериалы. А «ЧЕ!» еще до пандемии сделал ставку на собственное производство. И сегодня сетка канала на 80% состоит из своих программ.

РБК: Какому контенту в 2023 году отдавал предпочтение зритель?

Е. К.: До 2022 года интерес аудитории к развлекательному контенту на ТВ оставался стабильным. После изменения геополитической ситуации произошли некоторые трансформации:

  • резко, в два раза, вырос спрос аудитории на информационно-аналитический контент;
  • в 2022-м наблюдалось снижение спроса на развлекательные ТВ-программы. Во второй половине 2023 года интерес к ним возвращается;
  • российское кино набирает популярность. Так, «Чебурашка» и «По щучьему велению» добились масштабных успехов в кинопрокате;
  • аудитория ностальгирует, и крупные телеканалы возвращаются к своим успешным сериальным хитам. Например, коллеги из СТС сняли продолжение «Папиных дочек»;
  • увеличился спрос на мистический контент. Проекты с мистической направленностью стали выходить не только на каналах с соответствующим позиционированием, а почти на всех площадках. Я говорю о сериалах «13-я клиническая», «Территория», «Вампиры средней полосы», «Библиотекарь», о программах «Экстрасенсы. Битва сильнейших» на ТНТ и «Голоса ушедших душ» на «Домашнем». Мы также реагируем на этот тренд, но встраиваем его в ДНК канала «ЧЕ!». Так, нашим новым проектом стала «Антимагия», реалити — разоблачение в сфере магических услуг;
  • телеканалы также экспериментируют с турецкими и азиатскими сериалами. Но пока такой контент не приживается ни у кого, кроме канала «Домашний», где он традиционно транслировался.

РБК: Вы не переориентировались на Азию после 2022 года?

Е. К.: После ухода мейджоров существенных изменений в контентной политике у нас не было. Мы продолжаем разрабатывать собственные форматы и развивать свою вселенную телегероев. У нас уже сформировалась линейка экшен-реалити — проекты «Решала», «Охотники», «Опасные связи», «Заступницы». В 2023 году прибавилась «Антимагия», в 2024-м запустим проекты «Притворщики» и «Найди по ID». Для небольшого канала с ограниченными ресурсами такой объем оригинального контента — большое достижение. Мы закупаем контент лишь точечно для праздничных и выходных дней.

ИИ для ТВ и нейросети-сценаристы

РБК: Насколько технологично российское телевидение? Можно ли его сравнивать с такими продвинутыми отраслями, как банкинг или e-commerce?

Е. К.: Это совершенно разные отрасли. Банкинг и e-commerce ориентированы на оказание услуг и, соответственно, поддержание инфраструктуры: логистики, хранения и защиты персональных данных, онлайн-платежей и т.д. Наша производственная цепочка состоит из создания контента, разных способов его доставки до зрителя и рейтингов, то есть системы измерений и оценок со стороны зрителя. По производственной части телевидение исторически— самая технологически развитая отрасль с сильной школой инженеров, графических дизайнеров, IT-специалистов. Российское телевидение сейчас—это лучшие решения для информационных и аналитических программ, развлекательных шоу. Посмотрите, как выглядит любая новостная программа, насколько технологичны студии, трансляции матчей или интеллектуальные шоу. Это инфографика, графика, моушен-дизайн, дополненная реальность.

РБК: Используют ли российские телекомпании новейшие технологии, такие как ИИ и нейросети?

Е. К.: Наш маркетинг пользуется ИИ для обработки больших объемов данных, сбора основной информации. Естественно, эти данные потом проверяют специалисты, без этого не обойтись.

Кроме того, мы используем ИИ для поиска и обработки визуальных базовых элементов эфирной графики. Например, часть графики в проекте «Антимагия» прорисовывалась с помощью нейросетей. А при взаимодействии с потенциальными мошенниками из этических соображений мы используем фотографии «людей», которые сгенерировала нейросеть. Сгенерированные портреты также полезны для кастинга: режиссеры могут задать нужные параметры внешнего вида их героев, что упрощает работу кастинг-директорам.

Еще один пример — наши коллеги из СТС сделали сериал «Сидоровы». Сценарий к нему полностью написала нейросеть.

РБК: Существуют ли ИИ-решения, заточенные под доставку или под просмотр контента?

Е. К.: Сейчас некоторые онлайн-кинотеатры активно занимаются внедрением функции поиска контента на основе ИИ. Алгоритмы помогают пользователю сформировать персонализированную подборку контента согласно его вкусам и предпочтениям. Человек по сути своей ленив, и в определенный момент у каждого заканчивается лимит принятия решений. В этот момент хочется, чтобы кто-то сделал выбор за тебя. Так что все вновь возвращаются к принципу эфирного телевидения и построения программной сетки. Даже в сервисах, где одним из главных конкурентных преимуществ был самостоятельный выбор контента, сейчас тестируются сетки вещания, которые составлены с помощью ИИ. Но по сути своей они являются традиционной телевизионной программной сеткой.

Основа медиапространства и технологии будущего

РБК: Какое будущее ждет телевидение?

Е. К.: Телевидение придумали 100 лет назад, за это время сильно изменились способы доставки контента зрителю. Но самым главным по-прежнему остается контент. Это основа всего медиапространства. Если контент качественный и интересный, его будут смотреть на любых устройствах.

Я думаю, что и в дальнейшем будет развиваться тренд на экосистемы, на синтез телекома, IT-компаний, телеканалов и творческих команд. Творчество и технологии продолжат сближение. Например, на зарубежных рынках IT-компании покупают студии и телеканалы, встраивают их в свои экосистемы.

РБК: Какие технологии будут определять облик телевизионной отрасли через 5–10 лет?

Е. К.: Их несколько. Например, гибридное телевидение, то есть смешение традиционных и диджитал-форматов. Хороший пример здесь — шоу «+100500» с интернет-звездой Максимом Голополосовым. Проект, созданный для YouTube, удалось интегрировать в традиционный формат телевидения. А в новом сезоне у нас будет премьера от создателей «+100500», где ведущей будет девушка.

Кроме того, увеличится скорость интернета и мощность сигнала. Все это улучшит качество картинки и скорость загрузки видео.

Из-за изменений в структуре потребления контента появилась необходимость в общепринятой системе измерений, которая учитывала бы потребление контента на всех площадках. Думаю, эти технологии появятся в ближайшем будущем и станут общей «валютой» на рынке.

Распространятся портативные технологии. Например, переносные проекторы, которые позволят смотреть кино или спортивные трансляции на природе, в путешествии в формате HD или 4K.

Фото: пресс-служба телеканала «ЧЕ!»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы

Как ESG-технологии помогают повышать производительность бизнес-процессов

РБК
Дороги без дураков Дороги без дураков

Разбираемся, как именно строится транспортная система будущего

РБК
Итоги-2023 Итоги-2023

Уходящий год был насыщен событиями, и вот некоторые из них

Агроинвестор
Сколько стоит адаптироваться к климату Сколько стоит адаптироваться к климату

Изменения погодных условий как один из драйверов инвестиций в перспективе

Агроинвестор
Фермерский продукт в законе Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

Агроинвестор
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Дороги в России. Век восемнадцатый Дороги в России. Век восемнадцатый

Из чего и как сложилась сеть крупных сухопутных дорог в России

Знание – сила
От авторства до монополии От авторства до монополии

Как лучше защищать свои творческие и инновационные достижения

Наука и техника
Выйти из «зловещей долины» Выйти из «зловещей долины»

Что такое ИИ-тревожность и как с ней справляться

РБК
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

С каждым годом майнинг биткоинов требует больше ресурсов, но не останавливается

ТехИнсайдер
Размер имеет значение Размер имеет значение

Алексей Екимов, Луис Брюс и Мунги Бавенди обеспечили людей смартфонами

Наука
«Мы учились понимать историю минерала» «Мы учились понимать историю минерала»

Александр Ферсман — великий российский минеролог и кристаллограф

Наука
Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф

Как успех ученого может обернуться его же трагедией

Знание – сила
Российские компании переписывают утиную историю Российские компании переписывают утиную историю

В чем причина резкого роста производства утки

Агроинвестор
Как важно быть практичным Как важно быть практичным

Альберто Перроне — об относительно новом явлении на рынке частных яхт

Y Magazine
Искусство оживлять: эволюция палеоарта. Часть 1 Искусство оживлять: эволюция палеоарта. Часть 1

Что такое палеоарт, молодой жанр на стыке науки и искусства?

Наука и техника
Энергия вулкана Энергия вулкана

Obsidian — первая суперъяхта, которую Feadship передала заказчику в 2023 году

Y Magazine
Планета номер Икс Планета номер Икс

Гипотетическую девятую планету до сих пор не увидели ни в один телескоп

ТехИнсайдер
Людовик, или История распада Людовик, или История распада

Быть сыном и наследником одного из творцов мировой истории нелегко

Знание – сила
Умный нос Умный нос

«Электронный нос» поможет избежать вредных примесей в упаковке

Наука
Интеллектуальная проходимость Интеллектуальная проходимость

Как электроника увеличивает внедорожные возможности машины

ТехИнсайдер
Идем на восток Идем на восток

Увидеть 3 архитектурные эпохи, пожить в XVIII веке и отведать арзамасских гусей

Вокруг света
Плоды революции Плоды революции

В каком направлении идет развитие «тихой» яхтенной революции?

Y Magazine
Выйти из тени Выйти из тени

В некоторых местах планеты бороться с нехваткой света приходится уже сейчас

Вокруг света
Да будет свет! Да будет свет!

Познакомимся с некоторыми особенностями катамарана Sól от Sunreef Yachts

Y Magazine
Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений

Зачем России XXI века нужны ледоколы?

Наука и техника
Роза севера Роза севера

Самые могущественные во Франции «спонсоры» подарили Шартрскому собору розу

Вокруг света
«Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной» «Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной»

Академик Александр Латышев — нужны ли вообще академические институты

Наука
Отдать нельзя выбросить Отдать нельзя выбросить

Какими темпами в России развивается фудшеринг

Агроинвестор
Качество жизни Качество жизни

В чем секрет успеха новой модели Arcadia A96?

Y Magazine
Открыть в приложении