О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБКHi-Tech

Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ, изменении зрительских предпочтений, а также о том, как в телевидении используются ИИ и нейросети, рассказывает директор «ЧЕ!» Елена Карпенко

Беседовал Георгий Сыпченко

Елена Карпенко, директор телеканала «ЧЕ!» с 2018 года. Ранее работала в «СТС Медиа». Карьеру на телевидении начинала в ВГТРК

Нелинейное ТВ, мистический контент и турецкие сериалы

РБК: Какие ключевые изменения сейчас происходят в российском телевидении?

Е. К.: Растет конкуренция с нелинейным телевидением, которое дает возможность смотреть контент с разных носителей, в записи, со стриминговых платформ и т.д. Однако просмотр ТВ лидирует в суточном объеме просмотра видео, занимая долю более 80%, что не сравнимо ни с онлайн-платформами, ни с видеосервисами. При этом телеканалы диверсифицируют способы доставки контента зрителю, выходят в соцсети и на онлайн-платформы.

Кроме того, в последнее время отрасль стала активнее создавать свою продукцию, делая упор на кино и сериалы. А «ЧЕ!» еще до пандемии сделал ставку на собственное производство. И сегодня сетка канала на 80% состоит из своих программ.

РБК: Какому контенту в 2023 году отдавал предпочтение зритель?

Е. К.: До 2022 года интерес аудитории к развлекательному контенту на ТВ оставался стабильным. После изменения геополитической ситуации произошли некоторые трансформации:

  • резко, в два раза, вырос спрос аудитории на информационно-аналитический контент;
  • в 2022-м наблюдалось снижение спроса на развлекательные ТВ-программы. Во второй половине 2023 года интерес к ним возвращается;
  • российское кино набирает популярность. Так, «Чебурашка» и «По щучьему велению» добились масштабных успехов в кинопрокате;
  • аудитория ностальгирует, и крупные телеканалы возвращаются к своим успешным сериальным хитам. Например, коллеги из СТС сняли продолжение «Папиных дочек»;
  • увеличился спрос на мистический контент. Проекты с мистической направленностью стали выходить не только на каналах с соответствующим позиционированием, а почти на всех площадках. Я говорю о сериалах «13-я клиническая», «Территория», «Вампиры средней полосы», «Библиотекарь», о программах «Экстрасенсы. Битва сильнейших» на ТНТ и «Голоса ушедших душ» на «Домашнем». Мы также реагируем на этот тренд, но встраиваем его в ДНК канала «ЧЕ!». Так, нашим новым проектом стала «Антимагия», реалити — разоблачение в сфере магических услуг;
  • телеканалы также экспериментируют с турецкими и азиатскими сериалами. Но пока такой контент не приживается ни у кого, кроме канала «Домашний», где он традиционно транслировался.

РБК: Вы не переориентировались на Азию после 2022 года?

Е. К.: После ухода мейджоров существенных изменений в контентной политике у нас не было. Мы продолжаем разрабатывать собственные форматы и развивать свою вселенную телегероев. У нас уже сформировалась линейка экшен-реалити — проекты «Решала», «Охотники», «Опасные связи», «Заступницы». В 2023 году прибавилась «Антимагия», в 2024-м запустим проекты «Притворщики» и «Найди по ID». Для небольшого канала с ограниченными ресурсами такой объем оригинального контента — большое достижение. Мы закупаем контент лишь точечно для праздничных и выходных дней.

ИИ для ТВ и нейросети-сценаристы

РБК: Насколько технологично российское телевидение? Можно ли его сравнивать с такими продвинутыми отраслями, как банкинг или e-commerce?

Е. К.: Это совершенно разные отрасли. Банкинг и e-commerce ориентированы на оказание услуг и, соответственно, поддержание инфраструктуры: логистики, хранения и защиты персональных данных, онлайн-платежей и т.д. Наша производственная цепочка состоит из создания контента, разных способов его доставки до зрителя и рейтингов, то есть системы измерений и оценок со стороны зрителя. По производственной части телевидение исторически— самая технологически развитая отрасль с сильной школой инженеров, графических дизайнеров, IT-специалистов. Российское телевидение сейчас—это лучшие решения для информационных и аналитических программ, развлекательных шоу. Посмотрите, как выглядит любая новостная программа, насколько технологичны студии, трансляции матчей или интеллектуальные шоу. Это инфографика, графика, моушен-дизайн, дополненная реальность.

РБК: Используют ли российские телекомпании новейшие технологии, такие как ИИ и нейросети?

Е. К.: Наш маркетинг пользуется ИИ для обработки больших объемов данных, сбора основной информации. Естественно, эти данные потом проверяют специалисты, без этого не обойтись.

Кроме того, мы используем ИИ для поиска и обработки визуальных базовых элементов эфирной графики. Например, часть графики в проекте «Антимагия» прорисовывалась с помощью нейросетей. А при взаимодействии с потенциальными мошенниками из этических соображений мы используем фотографии «людей», которые сгенерировала нейросеть. Сгенерированные портреты также полезны для кастинга: режиссеры могут задать нужные параметры внешнего вида их героев, что упрощает работу кастинг-директорам.

Еще один пример — наши коллеги из СТС сделали сериал «Сидоровы». Сценарий к нему полностью написала нейросеть.

РБК: Существуют ли ИИ-решения, заточенные под доставку или под просмотр контента?

Е. К.: Сейчас некоторые онлайн-кинотеатры активно занимаются внедрением функции поиска контента на основе ИИ. Алгоритмы помогают пользователю сформировать персонализированную подборку контента согласно его вкусам и предпочтениям. Человек по сути своей ленив, и в определенный момент у каждого заканчивается лимит принятия решений. В этот момент хочется, чтобы кто-то сделал выбор за тебя. Так что все вновь возвращаются к принципу эфирного телевидения и построения программной сетки. Даже в сервисах, где одним из главных конкурентных преимуществ был самостоятельный выбор контента, сейчас тестируются сетки вещания, которые составлены с помощью ИИ. Но по сути своей они являются традиционной телевизионной программной сеткой.

Основа медиапространства и технологии будущего

РБК: Какое будущее ждет телевидение?

Е. К.: Телевидение придумали 100 лет назад, за это время сильно изменились способы доставки контента зрителю. Но самым главным по-прежнему остается контент. Это основа всего медиапространства. Если контент качественный и интересный, его будут смотреть на любых устройствах.

Я думаю, что и в дальнейшем будет развиваться тренд на экосистемы, на синтез телекома, IT-компаний, телеканалов и творческих команд. Творчество и технологии продолжат сближение. Например, на зарубежных рынках IT-компании покупают студии и телеканалы, встраивают их в свои экосистемы.

РБК: Какие технологии будут определять облик телевизионной отрасли через 5–10 лет?

Е. К.: Их несколько. Например, гибридное телевидение, то есть смешение традиционных и диджитал-форматов. Хороший пример здесь — шоу «+100500» с интернет-звездой Максимом Голополосовым. Проект, созданный для YouTube, удалось интегрировать в традиционный формат телевидения. А в новом сезоне у нас будет премьера от создателей «+100500», где ведущей будет девушка.

Кроме того, увеличится скорость интернета и мощность сигнала. Все это улучшит качество картинки и скорость загрузки видео.

Из-за изменений в структуре потребления контента появилась необходимость в общепринятой системе измерений, которая учитывала бы потребление контента на всех площадках. Думаю, эти технологии появятся в ближайшем будущем и станут общей «валютой» на рынке.

Распространятся портативные технологии. Например, переносные проекторы, которые позволят смотреть кино или спортивные трансляции на природе, в путешествии в формате HD или 4K.

Фото: пресс-служба телеканала «ЧЕ!»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Бизнес с восточным акцентом Бизнес с восточным акцентом

Новые возможности требуют учитывать особенности ведения бизнеса с партнерами

РБК
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Ферма будущего Ферма будущего

Как семейное увлечение мыловарением выросло в большой бренд

Seasons of life
Шекспировская трагедия в стенах Царьграда Шекспировская трагедия в стенах Царьграда

Борьба за власть по-византийски

Знание – сила
Теория вырождения: вниз по лестнице, ведущей вверх Теория вырождения: вниз по лестнице, ведущей вверх

«Раньше было лучше», или «Золотой век» и теория вырождения

Знание – сила
the makers the makers

Победители конкурса «Мейкеры» 2023 года

Seasons of life
Бить или не бить Бить или не бить

Эксперимент, поставленный на аукционных торгах

Автопилот
Дешево и сердито Дешево и сердито

Дискаунтеры захватывают российский рынок

Агроинвестор
Император и историческая память Император и историческая память

Как Карл Великий превратился во «второго короля Артура»

Знание – сила
Сердечные орешки! Сердечные орешки!

Как растут орешки кешью?

Наука и жизнь
Ветроэнергетика: освоение новых территорий Ветроэнергетика: освоение новых территорий

Что произошло с ветроэнергетикой за последнее десятилетие?

Наука и жизнь
Сквозные и критические: как изменилась стратегия развития технологий Сквозные и критические: как изменилась стратегия развития технологий

Сектор инноваций в России продолжает развиваться благодаря господдержке

РБК
От авторства до монополии От авторства до монополии

Как лучше защищать свои творческие и инновационные достижения

Наука и техника
Русско-японская война и манипуляции памятью Русско-японская война и манипуляции памятью

Как война с Японией прочно вошла героический раздел русской истории

Знание – сила
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Спутник Echostar–24 Спутник Echostar–24

Был осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon Heavy со спутником EchoStar–24

Наука и техника
Танец разведчицы Танец разведчицы

Карл фон Фриш — человек, открывший пчелиный язык танцев

Знание – сила
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Переучреждение Московской патриархии в 1943 году и наследие Поместного собора 1917–1918 годов Переучреждение Московской патриархии в 1943 году и наследие Поместного собора 1917–1918 годов

Чем являлись события 1943 года с точки зрения канонов Русской церкви?

Наука
Софт-минимализм Софт-минимализм

Квартира, которая подкупает своим спокойствием и простотой

Идеи Вашего Дома
Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку

Иван Ефремов оставался признанным классиком жанра и при жизни, и после смерти

Наука и техника
Фильм начинается Фильм начинается

Небольшая студия с интерьером в стиле «Криминального чтива»

Идеи Вашего Дома
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
Растениеводы вновь теряют маржу Растениеводы вновь теряют маржу

Зарегулированность отрасли, низкие цены на продукцию и активный рост затрат

Агроинвестор
Разум толпы Разум толпы

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
Спокойная среда Спокойная среда

Элегантный, функциональный и психологически комфортный интерьер

Идеи Вашего Дома
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
Кредиты становятся роскошью Кредиты становятся роскошью

Где агросектору брать деньги на ведение и развитие бизнеса

Агроинвестор
Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций

Москва начала создавать комплексную систему поддержки инновационного бизнеса

РБК
Открыть в приложении