Криптовалюта HumanCoin фонда «Альтернатива» должна помочь в искоренении рабства

РБКBiznes

Московский бизнесмен хочет выпустить криптовалюту для борьбы с рабством

Текст Андрей Захаров

«Освобождением людей из рабства я начал заниматься случайно: в 2011 году помогал знакомому вызволять друга в Дагестане», — сидя на широком диване в московском баре Chains и потягивая кальян, вспоминает 27-летний основатель фонда «Альтернатива» Олег Мельников. Отсюда он управляет несколькими очень разными по своей сути проектами: продает сухой лед, решает, как помочь человеку, освобожденному из 11-летнего трудового рабства на Кавказе, и разрабатывает стратегию продвижения криптовалюты HumanCoin.

Фонд «Альтернатива» прославился участием в нескольких громких спецоперациях. В 2012 году волонтеры фонда вместе со СМИ обнаружили в подсобке магазина в московском районе Гольяново более десятка трудовых рабов из стран Средней Азии. В 2013-м вызволяли незаконно удерживаемых работников кирпичных заводов в Дагестане, в 2018‑м — нигерийскую девушку из московского «дома терпимости». Всего за время работы «Альтернатива» освободила около 800 трудовых рабов, не только в России, но и за рубежом, рассказывает Мельников. В конце 2017 года фонд заявил о начале активной работы в Иордании, куда российские девушки часто попадают в сексуальное рабство.

При этом фонд никак не зарегистрирован и финансируется в основном из личных средств самого Мельникова: ежемесячный объем добровольных пожертвований — 50–100 тыс. руб. при минимальных тратах в 2 млн руб., утверждает основатель «Альтернативы». По его словам, деньги на освобождение людей из рабства он берет из бизнеса: семье Мельникова принадлежит завод по производству сухого льда в Подмосковье и мусороперерабатывающее предприятие в Кимрах. Оценить реальные обороты его активов из официальной отчетности затруднительно: так, бизнес в Кимрах записан на ИП сестры Мельникова. Нежелание регистрировать фонд он объясняет тем, что это «неизбежно ограничит возможности по помощи людям».

Новый криптопроект «Альтернативы», анонсированный в середине июля, лишь частично связан с освобождением людей из рабства. Фонд намерен выпустить собственную криптовалюту HumanCoin общим объемом 46 млн «коинов», планируемый выход на криптобиржи — сентябрь-октябрь 2018 года, рассказал журналу РБК Мельников. При номинале $1 в «Альтернативе» ждут кратного роста стоимости криптовалюты: по мнению основателя фонда, его обеспечат коммерческие проекты в странах третьего мира.

Летом 2018 года был запущен британский проект с идентичным названием Humancoin, суть которого заключается в использовании блокчейн-технологий для отслеживания благотворительных пожертвований. Руководитель британского Humancoin Гайлс Гайлер заявил журналу РБК, что не видит проблем в совпадении названий.

По плану Мельникова, с каждым освобожденным рабом из оборота будет изыматься один HumanCoin. «Сейчас в мире насчитывается около 46 млн рабов, так что после полной ликвидации этой проблемы исчезнет и наша криптовалюта», — делится красивой концепцией Мельников. Кроме того, вместе с запуском проекта все, кто поддерживают фонд благотворительными взносами, станут своеобразными соинвесторами фонда, если вместо традиционных платежей выберут покупку HumanCoin, считает основатель «Альтернативы».

40 млн чел. общее число рабов в мире, по данным Walk Free Foundation

Валюта для Африки и «антирабские» сертификаты

Сейчас «Альтернатива» ведет переговоры с министерством финансов Южного Судана об использовании 2 млн эмитированных HumanCoin для внутренних расчетов страны: есть идея по использованию криптовалюты в бытовых транзакциях населения, продолжает Мельников. Почти 90% граждан этой африканской страны по-прежнему пользуются обычными, кнопочными мобильным телефонами, однако, несмотря на это, переводы HumanCoin можно будет проводить через стандартные USSD-запросы (комбинации цифр и символов * и #). В качестве подтверждения серьезности суданского проекта «Альтернатива» опубликовала во «ВКонтакте» документ на бланке фонда, подписанный Мельниковым и техническим советником министра Джоном Дор Майоком. Согласно этому документу, Южный Судан готов включить HumanCoin в золотовалютный резерв государства.

В Министерстве финансов не ответили на вопросы журнала РБК, помощник экс-министра финансов Стефана Дау, ушедшего в марте 2018 года, заявил, что при нем таких переговоров не велось. Мельников говорит, что помощь в установлении контакта с чиновниками Южного Судана оказывает дагестанская компания «Сафинат», которая участвовала в строительстве нефтеперерабатывающего завода в этой стране. Исполнительный директор Safinat Limited South Sudan Александр Новиков подтвердил журналу РБК, что компания помогает «Альтернативе», в том числе в переговорах с министерством и местным Центробанком.

«Альтернатива» занималась освобождением рабов в Москве и Дагестане

«Альтернатива» намерена запустить еще один международный проект: фонд предложит компаниям, поставляющим свои товары в Европейский союз, пройти добровольную сертификацию на предмет использования рабского труда. В Европе с ее высоким уровнем политической сознательности подобный маркер на товаре может быть востребованным, говорит Мельников. Стоимость сертификата составит $1 с одного работника в месяц, получить его можно будет после визита аудиторов «Альтернативы», расчет может вестись в том числе с использованием HumanCoin. Сейчас ведутся переговоры с известным разработчиком программного обеспечения для майнинга криптовалюты Bitfury, основанным уроженцем Латвии Валерием Вавиловым. В Bitfury подтвердили факт проведения переговоров с «Альтернативой», но подробностей раскрывать не стали.

Сооснователь биржи EXMO Иван Петуховский отзывается о российском проекте критически: «Я с уважением отношусь к движению «Альтернатива», но на данном этапе на сайте я не вижу ни Whitepaper проекта, ни подробной токеномики (подробное обоснование стоимости и экономика криптовалюты. — РБК). Зато есть распределение полученных средств — 30% команде, 30% партнерам и 40% частным инвесторам».

Отсутствие проработанной экономической модели и фантастические замыслы действительно могут отпугнуть инвесторов, знакомых со статистикой крипторынка. Около 80% всех ICO-проектов изначально были «скамом», то есть создатели в реальности не планировали реализовывать свои обещания, считают аналитики американской исследовательской компании Satis Group. Ажиотаж вокруг ICO давно спал: по подсчетам портала CoinSchedule, уже в 2017 году около 60% всех проектов собрали менее половины от заявленных инвестиций.

Фото: Reuters, Василий Ильинский

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Опорная схема: что привлекает инвестиции в региональную промышленность Опорная схема: что привлекает инвестиции в региональную промышленность

Что становится основными факторами роста промышленности в регионах

РБК
Власть бизнеса: 50-100 Власть бизнеса: 50-100

Forbes составил первый рейтинг влиятельных россиян

Forbes
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
И не новичкам сложно И не новичкам сложно

О трудностях при покупке недвижимости в Лондоне и окрестностях

Forbes
Си — первый по праву Си — первый по праву

Лидером рейтинга The World’s Most Powerful People впервые стал председатель КНР

Forbes
На все случаи На все случаи

Где живут и отдыхают богатые русские и во сколько им это обходится

Forbes
Самый умный, да? Самый умный, да?

Многие животные выделывают такое, чего человек не может даже представить

Вокруг света
Последнее лето Последнее лето

Новая история виллы Камуцци

AD
Инструмент капиталиста Инструмент капиталиста

Как производитель болтов и шарниров превращается в технологического гиганта

Forbes
Стартап из Санкт-Петербурга делает из школьников «цифровых джедаев» Стартап из Санкт-Петербурга делает из школьников «цифровых джедаев»

Стартап, выпускающий оборудование для кружков робототехники

РБК
Люди — огонь! Люди — огонь!

Литейная мастерская — место для неподготовленного человека сложное

Seasons of life
Актер как бренд Актер как бренд

Как Александр Петров превращает свое имя в торговую марку

РБК
Сложное кино Сложное кино

Маленькая студия Lateral Summer делает фильмы в передовых форматах

РБК
Золотые руки Золотые руки

Мы спросили у ювелиров про любимые инструменты, вид из окна мастерской и мечты

Seasons of life
Прослушка Прослушка

Кто в России делает подкасты и почему на медиа в аудиоформате трудно заработать

РБК
Здравствуй, дерево! Здравствуй, дерево!

О чем разговаривают деревья втайне от людей

Вокруг света
Накопительный вклад Накопительный вклад

В Индии по традиции инвестируют в детей, как в надежное предприятие

Вокруг света
Парадный вход: 8 монументальных ворот Парадный вход: 8 монументальных ворот

Арки из разных концов света

Вокруг света
Операция «Оливковая ветвь» Операция «Оливковая ветвь»

Почему греческие оливки знамениты на весь мир

Вокруг света
Поют романсы Поют романсы

Как зажигались звезды шоу-бизнеса в Российской империи

Forbes
Вот это цирк! Вот это цирк!

Максим Никулин и его супруга Мария показали свой новый лофт в центре Москвы

AD
Рецепт спасения Рецепт спасения

Традиционный армянский суп тан-апур

Вокруг света
Выйти за рамки Выйти за рамки

Коллекция заблуждений, которые мешают людям мыслить рационально

Вокруг света
Портреты маслом Портреты маслом

Собственная галерея героев прекрасного уголка Италии — Умбрии

Вокруг света
Кровное дело Кровное дело

Как сеть кабинетов по приему анализов «Инвитро» становится сетью клиник

Forbes
Легкие шаги: 8 пар национальной обуви Легкие шаги: 8 пар национальной обуви

Люди до сих пор надевают тапочки и башмаки, придуманные много веков назад

Вокруг света
Крылатая технократия Крылатая технократия

В чем машины, созданные людьми, уступают обычным голубям

Вокруг света
Другое измерение Другое измерение

Чем Пабло Пикассо оскорбил друзей и коллег на картине «Авиньонские девицы»

Вокруг света
Быть разной — быть собой Быть разной — быть собой

Знакомство с историком Марьяной Скуратовской в Музее русского импрессионизма

Seasons of life
Без кормовой базы Без кормовой базы

Из-за санкций западные инвестбанки лишились бизнеса в России

Forbes
Открыть в приложении