Приобретая еду со скидкой, люди ощущают себя борцами за экологию

РБКBiznes

Мы делили апельсин: какую пользу обществу несет фудшеринг

Приобретая еду со скидкой, люди ощущают себя борцами за экологию. Предприниматели подхватывают эти настроения и создают сервисы, помогающие общепиту реализовать непроданные блюда. Правда, правовой основы для работы фудшеринга в России пока нет.

Автор: Оксана Гончарова

0:00 /
949.309

Многие думают, будто адептами фудшеринга становятся люди с небольшими доходами. Но сейчас и топ-менеджеры компаний, которые могут себе позволить питаться в дорогих ресторанах по несколько раз в день, вовлекаются в общую волну осознанного потребления», — говорит Мария Макарушкина, партнер «Экопси консалтинг» (компания помогает клиентам выстроить корпоративную культуру).

Она приводит пример одного из своих клиентов — петербургской IТ-фирмы, чей гендиректор предложил подчиненным за недоеденные в столовой порции еды платить штрафы. «Народ увлекся идеей. Проект «Общество чистых тарелок» уже через несколько месяцев принес свои плоды: люди старались придерживаться принципа «Лучше недоесть, чем переесть» и даже дома стали более рачительно относиться к еде», — рассказывает Макарушкина.

Ежегодно в России на помойку отправляется около 17 млн тонн продуктов, подсчитали эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и консалтинговой компании «ТИАР-Центр». Оказываясь на свалках, еда выделяет порядка 2,4 млн тонн метана — сильного парникового агента. Если бы эти 17 млн тонн еды можно было сохранить, ее бы хватило, чтобы кормить 30 млн человек в течение года. Выброшенная еда составляет около 28% всех твердых коммунальных отходов в стране, и обычные граждане вносят в эту цифру немалую лепту.

Неумеренное потребление продуктов объясняется тремя причинами, отмечает Макарушкина. С одной стороны, поколение, выросшее в советское время и не понаслышке знающее, что такое дефицит продовольствия, привыкло запасаться впрок. «С другой, что бы мы ни говорили о сознательности миллениалов, которые сейчас становятся самой многочисленной группой потребителей, их отношение к еде такое же, как и у более зрелых, — считает эксперт. — Еда для них — один из источников удовольствия, поэтому на праздники, дни рождения и вечеринки они закупают много продуктов. Это своего рода компенсаторная реакция на умение противостоять соблазнам в других ситуациях».

Как ни странно, косвенно участвуют в создании отходов вегетарианцы, а также все те, кто придерживается определенного рациона, — например, предпочитает безглютеновую диету или несколько раз в году постится. Приглашая друзей в гости, вегетарианцам и верующим приходится накрывать общий стол. После таких встреч остается много продуктов животного происхождения, и они становятся пищевыми отходами, поясняет Макарушкина.

Спасти еду от помойки призваны фудшеринговые сервисы. Фудшеринг (от англ. food — еда, sharе — делиться) — передача нуждающимся бесплатно или на возмездной основе продуктов с истекающим сроком годности. В последнее время в России появилось несколько стартапов — Eatme, Food Hide, EatyEat и т. п., через которые рестораны и кафе могут реализовать непроданную еду.

Съешь меня

«Рестораторы выбрасывают еду не потому, что они плохие. В сегменте HoReCa очень высокая конкуренция, и в погоне за клиентом заведения общепита вынуждены делать как можно более разнообразное меню и готовить большие порции. Все это ведет к перепроизводству», — рассуждает 35-летний предприниматель Рудольф Ан, основатель сервиса Eatme, который позволяет купить со скидкой непроданные блюда из ресторанов, кафе, пекарен и гостиниц.

Сервис стартовал в Санкт-Петербурге в марте этого года, а в конце октября запустился в Москве. Платформа зарабатывает на 25-процентной комиссии с каждого проданного блюда. Скидка зависит от мотивации ресторана спасти еду, а также от срока годности конкретного блюда — чем скорее продукт испортится, тем выше скидка, поясняет Ан. Через сайт и мобильное приложение Eatme еду можно купить со скидкой от 15 до 80%. Другой российский стартап по перепродаже неиспользованной еды из ресторанов, Food Hide предлагает выбирать блюда со скидкой не менее 50%.

Как работают такого рода платформы? Заведения общепита выкладывают фотографии блюд со скидкой через личный кабинет, и акция тут же появляется в приложении сервиса. Сами пользователи либо выбирают еду в ближайших ресторанах, пользуясь картой города, либо пролистывают список в поисках еды, которая им подойдет. Затем они оплачивают заказ в режиме онлайн и самостоятельно забирают блюда. Комиссия сервиса списывается при переводе денег партнерам. По словам Ана, ответственность за то, какого качества будет пища, проданная через сервис, несут сами рестораны.

В Санкт-Петербурге у Eatme 50 партнерских заведений. В Москве — пока десять, но до конца ноября сервис собирается подключить еще около 30 ресторанов и кафе. Интерес заведений общепита к таким проектам понятен. Многие из них пытаются самостоятельно сбывать продукты с истекающим сроком годности — например, пекарни делают существенные скидки в конце дня. Однако сотрудничество с сервисами типа Eatme или Food Hide позволяет охватить намного более широкий круг потенциальных покупателей. У проекта Food Hide, который стартовал в этом году, сейчас 60 партнерских ресторанов и кафе. Сервис получает 20-процентную комиссию от стоимости заказа.

Спасатели, вперед

Тех, кто готов купить еду с истекающим сроком годности, первопроходцы фудшеринга называют «спасателями». «Большинство наших клиентов — люди в возрасте 24−35 лет, это студенты, молодожены и холостяки — Eatme подходит всем, кроме очень богатых, конечно, — рассказывает Рудольф Ан. — Пенсионеров мало — видимо, из-за того, что лишь немногие из них пользуются смартфонами».

То, что «спасатели» небогаты, не единственная причина, по которой им нравится фудшеринг: многие сознательно стремятся вносить вклад в защиту окружающей среды. Некоторые фудшеринговые проекты не зарегистрированы официально и не стремятся заработать. Например, «Отдам даром еду» работает через группу «ВКонтакте», где граждане или организации сообщают, какие продукты они готовы отдать бесплатно. Большинство пользователей этого сообщества — люди, попавшие в тяжелое финансовое положение, матери-одиночки, студенты.

Спасать еду можно, не только отдавая ее другим. Можно также не покупаться на акции магазинов типа «Два по цене трех» и ограничивать свой инстинкт потребителя — не стараться хватать продукты, лежащие на самых видных местах и брать большие упаковки вместо маленьких, советует Ан. «Придя в магазин за 100 граммами риса, человек вынужден покупать упаковку в полкилограмма», — сетует основательница группы «ВКонтакте» «Отдам даром еду» Александра Легкая. Основатель сервиса Food Hide Дмитрий Киримлиди признает, что, как и все, то и дело идет на поводу у маркетинговых акций: «Могу дать простой совет: после того как вы завершили покупки и направляетесь к кассе — выложите из корзины четверть того, что там есть. Поверьте, именно эта часть является результатом работы грамотных маркетологов».

Основатель Eatme советует также задуматься о своем меню и размере порций. «Не могу сказать, что в собственной семье мне удалось свести количество выбрасываемой еды к нулю, — признается Ан. — Но мы закупаемся на рынке, так как там можно выбирать продукты поштучно. Также готовим небольшими объемами, чтобы как можно меньше оставалось»

Опасные игры

Выгоду в сотрудничестве с фудшеринговыми сервисами видят далеко не все учреждения общепита. Около года назад у ГК «Шоколадница» проходил пилотный проект с одним из подобных сервисов. «Его экономика оказалась для нас непривлекательной, — делится Валерия Сливка. — Любая крупная сеть может самостоятельно справиться с продажами позиций с истекающим сроком годности. Сейчас мы проводим различные стимулирующие вечерние акции и продаем столько же, сколько у нас получалось, когда мы тестировали работу с фудшерингом».

Стараясь расширить сеть партнеров, сервис Eatme, помимо ресторанов, планирует сотрудничать с розничными сетями и производителями продуктов питания. На складах последних остается большое количество продукции, которая была заготовлена с запасом, но не доставлена в магазины. Правда, и в этом случае возникает проблема — она заключается в доставке продуктов, ведь производства и склады находятся далеко от центра или метро, сетует Рудольф Ан.

Есть и более серьезная проблема, и связана она с законодательством. Те, кто создают платформы по продаже ресторанной еды с истекающим сроком годности, предпочитают называть свои проекты маркетплейсами или агрегаторами еды, но не фудшеринговыми сервисами. «Фудшеринг в чистом виде имеет ярко выраженный социальный аспект, поскольку, во-первых, бесплатен, а, во-вторых, принять участие в нем может любой желающий — для этого достаточно заглянуть в свой холодильник, — поясняет Дмитрий Киримлиди. — Но как только в фудшеринге появляются деньги и вместо граждан — кафе или магазины, это уже бизнес».

На Западе фудшеринговые проекты часто сталкиваются с обвинениями в том, что они функционируют вне правого поля. В России тоже могут возникнуть сложности. «Когда Иванов безвозмездно передает Петрову еду, в их отношения Роспотребнадзор не вмешивается — все регламентируется обычными нормами гражданского права», — поясняет Киримлиди. Но как только Иванов задумал поставить холодильник на улице и размещать в нем еду для неограниченного круга лиц, тут все коренным образом меняется, добавляет предприниматель.

«Играть» в фудшеринг можно бесконечно, но — до первой плановой проверки или первого отравления человека, предупреждает Сергей Миронов. Если Роспотребнадзор начнет разбирательство и выяснится, что, например, ресторан не утилизировал продукты с истекшим сроком годности, на заведение наложат штраф: от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для юрлица и до 10 тыс. руб. для гендиректора, отмечает он. И если денежные потери еще как-то можно пережить, то предусмотренная законом приостановка деятельности ресторана сроком до 90 дней безболезненно пройдет не для каждого заведения. «После этого бизнес может и не оправиться», — замечает Миронов.

Фудшеринг мог бы стать значительным социальным фактором, но пока что вопросы рационального использования продуктов у россиян не вызывают такого интереса, как в западных странах, констатирует Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор». «Наша страна лишь с недавних пор стала обеспечивать себя агротоварами, которые до этого ввозила — например, мясом птицы или сахаром. Естественно, в таких условиях господдержка направлена не на то, чтобы распределять излишки, а на то, чтобы, напротив, производить как можно больше. Фудшеринг сейчас не является фокусом внимания ни для власти, ни для бизнеса. И напрасно, поскольку шестая часть российских граждан, а это где-то 22−25 млн человек, находится за чертой бедности», — напоминает он. Эксперт приводит в пример производителей продуктов, сотрудничающих с благотворительными организациями, например, с Фондом продовольствия «Русь». «Однако доля распределенной еды в общем объеме продуктов с истекающим сроком годности еще очень мала», — резюмирует Лычев.

Потраченные калории

Большинство заведений общепита уже научились рационально использовать продукты, утверждает основатель ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. «У многих из них списание в конце дня происходит минимальное, — говорит он. — Конечно, невозможно сделать так, чтобы ресторан не выкидывал продукты совсем: ведь никто точно не знает, каким будет поток гостей. И все же объемы заготовок можно контролировать».

Для расчета оптимального количества еды существуют специальные нормативы — минимумы и максимумы заготовок на один рабочий день, которые должны быть в холодильнике у повара, поясняет предприниматель. Их рассчитывают, исходя из показателей работы за последние две недели. По словам Миронова, в сети ресторанов «Мясо&Рыба» норма списания продуктов в денежном выражении составляет 0,6% от оборота.

«Чтобы как можно меньше позиций подлежало списанию, мы стараемся стимулировать вечерние продажи — после 18:00 предлагаем гостям скидку 50% на витрину Grab&Go (вид быстрого питания, от англ. «хватай и иди». — РБК) и на выпечку. Кроме того, вечером при заказе основного блюда, салата и напитка по специальной цене кафе предоставляет скидку 30% на десерт», — рассказывает руководитель направления по коммуникациям ГК «Шоколадница» Валерия Сливка.

Количество спасенной еды

7 тыс. т в 2018 году

1 млн т к 2024 году

1 млн тонн ежегодно — это:

  • 1,3 млн нуждающихся, которых можно будет обеспечить едой
  • 143 тыс. тонн метана, который не попадет в атмосферу
  • 85 млрд руб. выручки от реализации продуктов с истекающим сроком годности, на которых можно сделать бизнес

В России ежегодно образуется 17 млн т пищевых отходов

  • Эти 17 млн т — 28% от всех твердых коммунальных отходов (ТКО) страны. 94% из этих 17 млн т идет на свалки.
  • Цена: 1,64 трлн ₽. 17 млн т — это 1,64 трлн руб. Это 1,6% от ВВП России и 12,2% от оборота розничной торговли в России в 2017 году.
  • Метан: 2,4 млн т. Эти же 17 млн т выделяют в атмосферу 2,4 млн т метана, что составляет 93% от метана, выделяемого свалками России (2,59 млн т) и 7,7% от метана, выделяемого свалками мира (31,2 млн т)
  • Люди: 30 млн. Калорийность этих 17 млн т пищевых отходов — 30 трлн ккал. Этого хватит, чтобы на один год обеспечить рацион 30 млн взрослых граждан России.

Источники: исследование РАЭК и «ТИАР-Центр», US EPA, World Bank, ООН

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Татьяна Липская: «Устойчивое будущее не так далеко, как кажется» Татьяна Липская: «Устойчивое будущее не так далеко, как кажется»

Почему бизнес-сообщество должно нести ответственность за будущее планеты

РБК
Королевское собрание Королевское собрание

Телеведущая и блогер Милана Королева показала свои сокровища

AD
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Ким Фурнэ: «Люди не хотят переплачивать банкам» Ким Фурнэ: «Люди не хотят переплачивать банкам»

Почему от развития финансовых технологий выиграют прежде всего бедные страны

РБК
Парус за спиной Парус за спиной

Лена Бронская делает сумки из парусной ткани

Seasons of life
Министр магИИ Министр магИИ

В ОАЭ появился первый в мире министр по ИИ — Омар Султан Олама

РБК
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли» Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли»

Когда в России будет запущено пятое поколение мобильной связи?

РБК
Новые городские Новые городские

Особые дети взялись за краски, чтобы изменить собственную жизнь своими руками

Seasons of life
Искусная отмычка Искусная отмычка

Как экспорт культурных ценностей помогает российским бизнесменам вести бизнес

Forbes
Домик Эли Домик Эли

Два полюса в одной светлой квартире на Петроградке

Seasons of life
Творцы невидимого фронта Творцы невидимого фронта

Чтобы встретить сказочных существ, отправляйтесь в Исландию

Вокруг света
Наше все Наше все

Квартира, которая стала настоящим воплощением русского юмора во всей его красе

AD
Черный ящик Черный ящик

Дом, который почти пятьдесят лет назад построил архитектор Генрих Зермеус

AD
Борис Пиотровский: «Я помню его высокий рост и сильный голос» Борис Пиотровский: «Я помню его высокий рост и сильный голос»

Внук директора Эрмитажа Бориса Пиотровского унаследовал от деда культурный код

Seasons of life
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Принять как данные Принять как данные

Почему извлечь пользу из big data получается не у всех?

РБК
Поэт в жизни или Счастливый неудачник… Поэт в жизни или Счастливый неудачник…

О литературном герое Илье Ильиче Обломове

Наука и жизнь
Доктор Войцеховский Доктор Войцеховский

Как врач решил стать художником

Seasons of life
Айс-рекорд Айс-рекорд

Как Валдис Пельш с командой раскопал заброшенные полярные станции

Вокруг света
Рожденные побеждать Рожденные побеждать

Александр Кохановский создал одну из самых успешных киберспортивных команд

Forbes
Квартира возрождения Квартира возрождения

Убитая коммуналка оказалась удивительной квартирой с альфрейными росписями

Seasons of life
Кризисное управление Кризисное управление

О плавании первой русской антарктической экспедиции 1819–1821 годов

Вокруг света
Чай по-менделеевски Чай по-менделеевски

Кулинарные истории

Наука и жизнь
Мир искусства Мир искусства

Дизайн квартиры в историческом доходном доме графа Шереметева

AD
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
Карманные банки Карманные банки

Кто переносит в простые смартфоны сложные финансовые инструменты

РБК
«Мы свидетели нового дополненного мира» «Мы свидетели нового дополненного мира»

Подборка высказываний футурологов и предпринимателей об Индустрии 4.0

РБК
Транзит на потоке Транзит на потоке

Рост международных авиаперевозок открывает перед Россией новые возможности

РБК
От большого к малому От большого к малому

Если ты хочешь лидерства, то должен бежать вдвое быстрее других

РБК
Открыть в приложении