Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБКHi-Tech

От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы, вузы и образовательные онлайн-платформы под влиянием искусственного интеллекта

Беседовала Елизавета Пирогова

«РБК Тренды» задали экспертам «Яндекса» вопросы о том, как ИИ-инструменты помогают в процессе обучения:

  • Кто и как применяет искусственный интеллект в сфере образования сегодня?
  • Как может выглядеть взаимодействие искусственного и естественного интеллекта в сфере образования в будущем?
  • С чего начать и как организовать внедрение ИИ в образовательный процесс прямо сейчас?

Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании»:

Искусственный интеллект — пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в последние два года в образовательной среде. ИИ действительно способен изменить жизнь в вузах. Например, на базе генеративных технологий уже начали запускаться «умные» ассистенты. Политехнический университет Гонконга с середины прошлого года запустил приложение PolyU GenAI App. GPT-бот помогает писать деловые письма, резюмировать и переводить тексты, генерировать код.

Или другой пример: университеты начинают по-другому оценивать работы, которые сделаны с помощью ИИ. В России МГПУ стал одним из первых вузов, который официально разрешил использовать GPT-инструменты. Высшая школа экономики совместно с «Яндексом» первая разработала особый формат выпускной квалификационной работы, созданной в кооперации с YandexGPT. Это уникальный опыт, когда университет сам дает студентам возможность использовать ИИ для решения пула задач — собирать, анализировать и суммировать данные, оформлять работы, генерировать изображения, подготавливать аннотации, освобождая время на творческие задачи.

В ближайшем будущем одним из сценариев может стать использование ИИ в качестве компаньона. В образовании это могут быть как помощники студента, так и ассистенты преподавателя. Например, ИИ-помощники могут генерировать учебные материалы — тексты, изображения, схемы, учебные кейсы. При этом человек получит возможность сфокусироваться на постановке целей, проверке качества, оценке эффективности внедрения новых методов. Фактически ключевой станет роль преподавателя-проектировщика. Так он сможет больше времени уделять нерутинным педагогическим и исследовательским задачам и освободит больше времени на взаимодействие со студентами.

Стартовой точкой для начала использования ИИ может стать ответ на вопрос: «Как это улучшит опыт студентов, преподавателей и исследователей?»

Начать можно с развития ИИ-грамотности студентов и преподавателей. Она включает в себя основы промптинга (общение с большими языковыми моделями), навыки фактчекинга, проверку валидности и применимости результатов нейросети, этику использования генеративных инструментов. Не забудьте договориться внутри команды вуза, в каком объеме и для каких задач студенту уместно использовать ИИ-инструменты. Университеты — это сложные и живые организмы, и внедрение ИИ должно происходить бережно и вдумчиво.

Искусственный интеллект становится не только помощником в обучении, но и предметом исследования, будущей профессией. Только за это лето мы открыли несколько новых программ в этой области. Среди них аспирантура по искусственному интеллекту с уклоном в практику в ИТМО и НИУ ВШЭ, AI360 — первый в России бакалавриат для создателей ИИ-технологий будущего от «Яндекса» и «Сбера». Программа доступна в ведущих вузах страны — ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ и Университете Иннополис.

Елена Краевская, CEO «Яндекс Учебника»:

Искусственный интеллект может помочь в персонализации школьного образования. Все, что касается обучения софт-скиллам — эмпатии, коммуникации, стрессоустойчивости, умения справляться с конфликтами, — это останется за учителем, потому что лучше человека этому никто не научит. Но там, где нужны «харды» — повторить материал, нагенерировать примеры для отработки навыка и проверить упражнения — в этом поможет персональный нейротьютор. Он может потренировать школьника, закрыть его пробелы, объяснить тему на жизненных примерах еще десятью разными способами, дополняя учителя.

Так, мы в «Яндекс Учебнике» сделали платформу по подготовке к ЕГЭ по информатике. Это тренажер на базе YandexGPT, который в формате диалога поможет ученику разобраться в теме, объяснит ошибки, напомнит пройденный материал. Это очень созвучно тому, что делает учитель на уроке. Есть и другие международные кейсы: например, проект Khan Academy, одна из самых крупных платформ по школьным предметам в мире, переведенная на множество языков. Команда проекта вместе со специалистами OpenAI тоже попробовала запустить диалоговый тьютор, но пока в закрытом тестовом режиме.

Чтобы внедрить искусственный интеллект в образовательный процесс, можно использовать уже существующие продукты. Например, можно придумать урок в формате дебатов и отправить учеников в «Алису» на базе YandexGPT генерировать аргументы и контраргументы. А после этого попросить их найти подтверждение информации в источниках — для тренировки критического мышления.

Илья Курмышев, CEO «Яндекс Практикума»:

Главная задача онлайн-образования — помогать студентам достигать своих целей, например осваивать профессию или расти в карьере. В «Практикуме» мы первые в IT-образовании внедрили и активно применяем две функции на базе GPT: «Уточнить у нейросети» и «Краткий пересказ». Нейросеть может иначе объяснить студентам сложный момент из теории или сделать выжимку из пройденного материала для повторения тем. У нас учатся студенты с очень разным бэкграундом: у кого-то есть математическое образование, а кто-то окончил девять классов и пошел работать. Нам важно, чтобы каждый студент мог разобраться в новой теории и оперативно получить ответ на вопросы.

Самое интересное, что студенты используют GPT не только так, как мы задумали, но и для других задач.

К примеру, один наш студент попросил нейросеть порекомендовать тренажеры для изучения Git — программы для разработчиков. То есть использовал YandexGPT вместо привычного поисковика.

ИИ в обучении — это не замена преподавателя, а его усиление. С помощью ИИ можно адаптировать теорию под темп и уровень студентов, быстро отвечать на вопросы, связанные с теорией, подсвечивать ошибки и помогать их решать — это все про помощь наставнику и освобождение его времени на более креативные и сложные вопросы. Так, у нас в «Практикуме» студент никогда не остается один на один в обучении, рядом с ним куратор, наставник и другие студенты.

Чтобы внедрять ИИ в образовательный процесс, важно работать с барьером и скепсисом, а для этого нужно все больше и больше практики.

Фото: пресс-служба «Яндекс Образования» / пресс-служба «Яндекс Учебника»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Михаил Михайлов: «Хочется больше честности» Михаил Михайлов: «Хочется больше честности»

Михаил Михайлов о роли шефа в подготовке к открытию ресторана

Bones
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Соленое тесто для поделок Соленое тесто для поделок

Что можно смастерить из соленого теста?

КАНТРИ Русская азбука
Ерундопель Ерундопель

Салат с забавным названием, придуманный литературным героем

КАНТРИ Русская азбука
Мой прадед, участник Великой войны Мой прадед, участник Великой войны

История генерал-майора Владимир Астафьев, типичного русского офицера

Знание – сила
Холодец Холодец

Легкость приготовления и удобство транспортировки холодца любили еще наши предки

КАНТРИ Русская азбука
По следам золотодобытчиков По следам золотодобытчиков

Как добывается золото в наши дни?

2Xplore
«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803 «Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – сила
FLNG «Prelude» FLNG «Prelude»

Что представляют собой плавучие заводы-хранилища сжиженного природного газа?

Наука и техника
Душепарка Душепарка

В России есть свой согревающий напиток – душепарка

КАНТРИ Русская азбука
Вы рыбов продаете? Красивое! Вы рыбов продаете? Красивое!

Несколько приятных мест для речного отдыха и этичной рыбалки

2Xplore
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды Александра III

Знание – сила
Вся надежда на русскую пчелу Вся надежда на русскую пчелу

Роспотребнадзор запретил ввоз пчел из Узбекистана, Казахстана и Киргизии

Наука
Вездесущий клещ Вездесущий клещ

Нина Тикунова поделилась своим видением клещевой проблемы в России и в мире

Наука
Танцы на льду Танцы на льду

Пересекаем замерзший Байкал от поселка Усть-Баргузин до Северобайкальска

2Xplore
Национальный интерес к АПК Национальный интерес к АПК

Какие агрокомпании перешли под управление Росимущества за последнее время

Агроинвестор
Умные полимеры в медицине Умные полимеры в медицине

Что такое умные полимеры и почему их использование в медицине так важно?

Наука и жизнь
Щи Щи

Щи: универсальности этого супа можно лишь подивиться

КАНТРИ Русская азбука
Фaршированные перцы Фaршированные перцы

Перец – хоть он и болгарский – дал зеленый свет многим кухням мира

КАНТРИ Русская азбука
Грамотный подход Грамотный подход

Об особенностях яхтенного детейлинга в беседе с Александром Трощинко

Y Magazine
Стиль «тихая роскошь» Стиль «тихая роскошь»

Zeelander 5 с полностью кастомным интерьером и ограниченной серией

Y Magazine
Время собирать камни Время собирать камни

Топ мест в России, где можно увидеть самые захватывающие валуны

2Xplore
Что не так в системе Сатурна и что такое «Титан» Что не так в системе Сатурна и что такое «Титан»

Когда и почему система Сатурна стала неправильной?

Наука и техника
Стоп! Снято! Стоп! Снято!

Как снимать бурых медведей, чтобы остаться в живых

2Xplore
От commodities к брендам От commodities к брендам

Как расширить присутствие российской продукции на внешних рынках

Агроинвестор
«Во всем дойти до самой сути…» «Во всем дойти до самой сути…»

Разговор с Вадимом Дудой о настоящем и будущем библиотек

Знание – сила
Загадочные и грозные посланцы облаков Загадочные и грозные посланцы облаков

Издавна ученые пытались докопаться до сути этого стихийного явления — молнии

Наука и техника
1000 км до рассвета 1000 км до рассвета

Покорители Северного полюса делятся секретами выживания в экстремальных условиях

2Xplore
Цукаты Цукаты

Рассказываем, как, где и когда возникла идея засахаривать фрукты

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении