Маленькая студия Lateral Summer делает фильмы в передовых форматах

РБКHi-Tech

Сложное кино

Маленькая студия Lateral Summer делает фильмы в передовых форматах

Текст Елизавета Архангельская

Основатели киностудии Lateral Summer Наталья Покровская и Антон Уткин начали свой путь в большое кино как энтузиасты-кинолюбители — снимали короткометражки на свои деньги в свободное от основной работы время. Сейчас они работают в своей студии постоянно и ищут нишу в новых форматах: в этом году вышел интерактивный веб-сериал, на очереди — VR-фильм

«Новое приложение Стивена Содерберга навсегда изменит телевидение» — с таким громким анонсом журнал Wired в августе 2017 года представлял интерактивный веб-сериал Mosaic. За пару месяцев до этого в Москве завершились съемки российского аналога прорывного проекта под названием «Все сложно», премьера была назначена на февраль 2018-го. Первый в стране интерактивный веб-сериал — совместная продукция благотворительного фонда «Нужна помощь» и студии Lateral Summer Антона Уткина и Натальи Покровской.

Главная героиня «Все сложно» Катя — девушка с положительным ВИЧ-статусом. Развитие сюжета определяет зритель: на нескольких развилках пользователь выбирает, как «двинуть» историю, чтобы сделать Катю счастливее и привести ее к обнадеживающему финалу.

Молодежный веб-сериал «Все сложно» создан для борьбы с дискриминацией людей с ВИЧ

«Лето», «Черти», «Кинотавр»

Основатели Lateral Summer пришли в кино не сразу: Уткин был дизайнером в «Афише» и собственной студии, Покровская работала копирайтером. Познакомились в «Живом журнале» в 2005 году, через шесть лет стали коллегами в стартапе MentorBot. «Антон хотел делать кино, я тоже была не прочь. Мы начали снимать ученические вещи, разбираться с оборудованием, читать книжки», — вспоминает Наталья.

Молодые режиссеры все делали как «типичные любители»: трудились наосновной работе, а в свободное время придумывали первый проект — фантастическую короткометражку о петле времени. Фильм сняли на свои деньги на фотоаппарат Уткина, он же был оператором. Два актера сыграли бесплатно. Лента участвовала в любительском конкурсе, правда, осталась без призов. После нескольких «ученических» проектов Покровская и Уткин основали Lateral Summer и сняли «серьезную» историю — короткометражку «Лето», вновь в жанре фантастики.

Сценарий писали для международного конкурса под эгидой алкогольного бренда, но выиграть не получилось. Тогда партнеры переписали его уже на русском языке и сняли картину в Москве. На главную роль согласилась актриса Алена Бабенко, собралась полноценная съемочная группа. 300 тыс. руб. собрали через краудфандинг, столько же Покровская и Уткин вложили сами.

С «Летом» они в 2015 году с ходу прошли в конкурсную программу короткого метра фестиваля «Кинотавр», что для молодых режиссеров «с улицы» — прорыв. «Кинотавр» дал нам знакомства, легитимизацию того, что мы в кино, в индустрии», — объясняет Уткин. Через два года партнеры снова попали на фестиваль с проектом «Черти», который анонсировался как «тизер к фантастическому сериалу». Закрепление статуса участника «Кинотавра» заставило Покровскую и Уткина заняться кино всерьез — к тому моменту они уже посвящали Lateral Summer все свое время.

Придумывая интерактивный интернет-сериал, режиссеры вдохновлялись компьютерными играми

Сериал не для ТВ

Студент придумывает приложение, гипнотизирующее людей; медсестра использует тело мужа как передатчик данных; изобретатель создает машину времени — сюжеты фильмов Lateral Summer строятся вокруг технологий. Любовь к технологиям проявилась и во «Все сложно», первом масштабном проекте студии.

Сериал Покровскую и Уткина в апреле 2017 года позвали снимать сотрудники сайта «Такие дела» — социального медиапроекта фонда «Нужна помощь». Через историю героини с ВИЧ редакция хотела дестигматизировать заболевание, говорит представитель фонда Катерина Абрамова. «Нужно было поговорить на острую тему с молодой аудиторией на ее языке», — добавляет Уткин. Интерактивный формат идеально подходил под поставленные задачи. «Способ достучаться до аудитории, которая не смотрит телевизор, аудиовизуальным контентом — это интернет», — подчеркивает Покровская.

Первый драфт сценария, без интерактивной части, для «Таких дел» написал бывший главный редактор сайта Валерий Панюшкин. Уткин и Покровская, оба геймеры-любители, предложили «разветвить» сюжет по образу видеоигр. Так зрители получили возможность выбирать, какие решения принимают герои, и менять ход истории.

«Такие дела» взяли на себя организацию съемок, продюсирование и сбор денег. Студия Lateral Summer сняла 35 роликов: 12 серий и разные концовки к ним. Актеры снимались бесплатно, монтажом занималась Покровская, они же вместе с Уткиным делали цветокоррекцию.

Бюджет «Все сложно» составил 2,7 млн руб. Большая часть средств — из бюджета фонда, гранты предоставили «ВКонтакте» — на продвижение в соцсети — и компания Janssen. Сериал вышел в мобильном приложении «ВКонтакте» и на «Таких делах». Были у фильма и партнеры, помогавшие не деньгами: так, компания «Обед-Буфет» привозила еду на съемочную площадку, а владельцы помещений и оборудования делали скидки на аренду. Без этих льгот стоимость проекта была бы втрое больше, говорит Уткин.

Сериал посмотрели около 350 тыс. раз, среднее время просмотра в премьерные дни составило 19 минут. Создатели довольны: для интернет-проекта «это очень много», говорит Покровская.

«Бутик для нетривиальных задач»

В августе Уткин и Покровская собираются представить на Венецианском кинорынке (деловая часть фестиваля) свой будущий проект, тоже вдохновленный играми, — фантастический триллер для виртуальной реальности (VR). Сценарий написал Уткин, главную роль планирует сыграть Риналь Мухаметов, снимавшийся и во «Все сложно».

Драматургия в VR сильно отличается от традиционного кино, говорит Антон: сюжет разворачивается от первого лица, возникает «ощущение полной свободы действий». Технически проект должен стать симулятором человека в открытом космосе, а смотреть фильм нужно будет в VR-шлеме.

Цикл производства такого кино ближе к играм, поэтому может длиться от трех лет и дольше. Стоимость подобного проекта — до $1 млн, уточняет Уткин. В Венеции у партнеров назначено несколько сессий с потенциальными инвесторами. Если деньги найдутся, фильм будет сниматься для международной аудитории: по прогнозу аналитиков IDC, к концу 2022 года в мире будет продано уже более 39 млн VR-шлемов.

«Надо думать, где индустрия и где деньги», — говорит Уткин о выборе ниши. «Встроиться» в телевидение «очень сложно», а кино практически полностью субсидируется Министерством культуры, перечисляет Антон. Фильмов без поддержки государства — единицы, «это слишком дорого», добавляет Покровская.

Финансовые показатели Lateral Summer основатели студии не раскрывают. Пока кино не приносит дохода, они зарабатывают на смежных проектах: к примеру, Уткин весной снял ролик для Chanel и Buro 24/7, а Покровская делает подкасты для приложения Nike. Осенью они вместе будут преподавать в магистратуре Тюменского университета. «Мы бутик, который решает разовые нетривиальные задачи. Точек роста для студий не так много», — заключает Уткин.

Фото: Lateral Summer; Юрий Чичков для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Золотые руки Золотые руки

Мы спросили у ювелиров про любимые инструменты, вид из окна мастерской и мечты

Seasons of life
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Формальный вопрос: 8 школьных дресс-кодов Формальный вопрос: 8 школьных дресс-кодов

Пока взрослые в спорят о необходимости школьной формы, дети продолжают ее носить

Вокруг света
Фабрика сказок Фабрика сказок

Как студия визуальных эффектов CGF и Тимур Бекмамбетов стали партнерами

РБК
Игра в бренды Игра в бренды

Компания Ferrero намерена удвоить рост в ближайшие 10 лет

Forbes
Последнее лето Последнее лето

Новая история виллы Камуцци

AD
Парк искусств Парк искусств

Новый дом галериста Майкла Хью-Уильямса в Оксфордшире

AD
Шахматная церемония Шахматная церемония

Как играть в сёги — японские шахматы

Вокруг света
Горе без ума Горе без ума

Ученые вплотную приблизились к ответу на вопрос, существуют ли гены гениальности

Вокруг света
Бывший разработчик Apple внедрил искусственный интеллект в баскетбол Бывший разработчик Apple внедрил искусственный интеллект в баскетбол

Приложение, которое помогает улучшить навыки игры в баскетбол

РБК
Хороший улов Хороший улов

Рыбацкая хижина в Танжере превратилась в просторный и яркий дом

AD
Страховое прикрытие Страховое прикрытие

Полис иностранного страховщика как альтернатива налоговой гавани

Forbes
Исправленному верить Исправленному верить

Квартира с ярким характером без стройки и перепланировки

AD
Планета Шелезяка Планета Шелезяка

Время обходится с металлом красиво

Seasons of life
Московский бизнесмен хочет выпустить криптовалюту для борьбы с рабством Московский бизнесмен хочет выпустить криптовалюту для борьбы с рабством

Криптовалюта HumanCoin фонда «Альтернатива» должна помочь в искоренении рабства

РБК
Колыбель гениев Колыбель гениев

Отправление во Флоренцию по следам гениев прошлого и в поисках гениев настоящего

Вокруг света
Украинский разработчик научился точнее всех прогнозировать продажи видеоигр Украинский разработчик научился точнее всех прогнозировать продажи видеоигр

SteamSpy — сервис, прогнозирующий продажи видеоигр

РБК
Си — первый по праву Си — первый по праву

Лидером рейтинга The World’s Most Powerful People впервые стал председатель КНР

Forbes
Наследница иезуитов Наследница иезуитов

О тэмпуре, с которой японцев познакомили португальские миссионеры

Вокруг света
Власть бизнеса: 1-49 Власть бизнеса: 1-49

Forbes составил первый рейтинг влиятельных россиян

Forbes
Стартап из Санкт-Петербурга делает из школьников «цифровых джедаев» Стартап из Санкт-Петербурга делает из школьников «цифровых джедаев»

Стартап, выпускающий оборудование для кружков робототехники

РБК
Кассовый прорыв Кассовый прорыв

Сборы комедии «Я худею» в восемь раз превысили ее производственный бюджет

РБК
Дом вверх дном Дом вверх дном

Дом на западе Москвы с использованием самых сумасшедших идей

AD
Актер как бренд Актер как бренд

Как Александр Петров превращает свое имя в торговую марку

РБК
Самодельные СМИ Самодельные СМИ

Кто и как создает новые медиа в российских регионах

РБК
Проповедник Проповедник

«Отец массового туризма» — Томас Кук

Вокруг света
Большой французский разворот Большой французский разворот

Как превратить вечно отстающую экономику Франции в рассадник предпринимательства

Forbes
Папуасский домострой Папуасский домострой

Бьёт — значит любит: жестокие нравы племени Энга

Вокруг света
Империи пабликов Империи пабликов

В соцсетях выросли медиакомпании, которые мы не замечаем

РБК
Открыть в приложении