Специальный проект Forbes посвященный новому Шелковому пути

ForbesBiznes

Свет с востока

Редакционный директор Forbes
uskov@forbes.ru

Не исключено, что через 100–200 лет историю будут представлять себе иначе, чем нас учили в школе. Привычная картина прошлого вступила в свои последние времена. Египет и Месопотамия породили Грецию, она породила Рим, Рим, вобрав в себя варваров и христианство, — cредневековую Европу. Та в свою очередь дала Возрождение. Затем пришло Просвещение, развернулась индустриальная революция, наступила современность и подоспел «конец истории», который, по мысли Фрэнсиса Фукуямы, ознаменовали победа демократии и капитализма. Стремительный подъем Азии, и особенно Китая, уже заставил обратить внимание на регионы, которые прежде ассоциировались исключительно с нищетой, мракобесием и авторитаризмом. В рамках европейского исторического мифа эти обширные пространства практически были лишены субъективности. Столетиями там текла жизнь, которая была никому не понятна и не интересна. Покорение Востока Западом казалось закономерным итогом этой неинтересной жизни и единственным обстоятельством, достойным детального описания.

Очевидно, что сегодня доминирование Запада подходит к концу. Как резонно заметил заместитель министра экономического развития России Сергей Горьков в колонке для этого номера, если в XX веке крупнейший международный проект, план Маршалла, был запущен США, то крупнейший проект начала XXI века «Один пояс, один путь» — инициатива Китая. Правда, как и со всем китайским, идею Китай удачно заимствовал у других, собрал, упаковал и выгодно продал на внешнем рынке. Система караванных путей, соединявшая Китай и Средиземноморье по меньшей мере с II–I веков до н. э., была детищем не китайцев, а персов, тюрков и арабов. Первыми европейцами, которым выпало пройти этим путем во второй половине XIII века, стали уроженцы Венеции Никколо, Маттео и Марко Поло. Собственно, сын Никколо Марко Поло оставил первое описание Китая и многих стран, расположенных по Шелковому пути. Само это имя также не имеет отношения к Китаю. Его предложил в 1877 году немецкий геолог и географ Фердинанд фон Рихтгофен, выделив торговлю китайским шелком как важнейший триггер этой евразийской транспортной системы. Сегодня Китай готов потратить на создание инфраструктуры нового Шелкового пути $1 трлн. Очевидно, что этот проект приведет к масштабному переформатированию огромного региона, изменит жизнь миллионов людей, создаст новые точки роста и приведет к упадку некоторых прежних центров, сравнительно удаленных от главного хайвея Евразии. Не исключено, что очень скоро мы будем смотреть на прошлое Земли через призму Шелково

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Нюансы вкуса Нюансы вкуса

Мир теряет разнообразие сельскохозяйственных культур

Forbes
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Как в кино Как в кино

Новые технологии в кино – динамически меняющийся фотореалистичный фон

ТехИнсайдер
Разбор провальных технологий: технопатологоанатом Разбор провальных технологий: технопатологоанатом

Истории, которые могли бы стать прорывными, но так и не стали

ТехИнсайдер
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Йод с молоком Йод с молоком

Производители молока и их вклад в борьбу с эндокринологическими заболеваниями

Агроинвестор
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Свиноводство вступило в зрелую стадию Свиноводство вступило в зрелую стадию

За последние 20 лет свиноводческий сектор радикально трансформировался

Агроинвестор
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Хлебно-гречишный край Южной Сибири Хлебно-гречишный край Южной Сибири

Обзор алтайского агропромышленного комплекса

Агроинвестор
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Atraversia — серийная моторная яхта с чисто электрической установкой

Y Magazine
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
2026: от рекомендаций до ИИ-агентов 2026: от рекомендаций до ИИ-агентов

За привычным интерфейсом Авито работают сложные алгоритмы машинного обучения

ТехИнсайдер
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Открыть в приложении