О создании первой самоходной машины на паровом двигателе

Наука и жизньHi-Tech

На всех парах

Максим Абаев

Паромобиль Stanley Steamer выпуска 1920 года, произведённый американской компанией Стэнли.

Динамично развивающийся, стремительно меняющийся, век бескрайних технологических возможностей — примерно такими эпитетами обычно награждают современный мир. И мы можем наблюдать, как одним из символов этого бурного развития становится электротранспорт. Речь, конечно, не о троллейбусах и электричках, на которых с успехом передвигались ещё в те времена, когда пассажиров первым делом волновало, отапливается ли вагон, а не есть ли в нём бесплатный вай-фай. У жителей современных городов уже не вызывают удивления обладатели моноколёс, а электросамокат стал удобным средством, чтобы добраться в хорошую погоду до места работы или учёбы. «Короли» же современного личного парка электроустройств на колёсах — это, безусловно, электромобили. Лучшие их представители быстры, мощны, бесшумны и не источают вредные выхлопные газы. А сложности с зарядкой и некоторые особенности эксплуатации владельцами электрокаров воспринимаются как трудности, связанные лишь со слишком рано наступившим будущим. Однако есть некоторая ирония в том, что то же самое можно было бы сказать об автомобилях столетней давности, автомобилях, приводимых в движение паровыми двигателями…

Создание первой самоходной машины на паровой тяге приписывают французскому изобретателю и инженеру Николя-Жозе Кюньо. Его трёхколёсная телега с примитивным паровым котлом преодолела первые метры по парижским улицам в 1769 году. В дальнейшем паровые двигатели развивались в двух основных направлениях. Одни благодаря усилиям инженеров становились больше и мощнее, поселившись в итоге в паровозах и пароходах, в то время как другие, наоборот, стремились стать легче и пытались прижиться, как бы мы сейчас сказали, на дорогах общего пользования. По прошествии лет уже можно сказать, что построить хороший большой паровоз оказалось в каком-то смысле даже проще, чем хороший и небольшой паровой автомобиль, по крайней мере, это сделали раньше. Так что лишь к концу XIX века начали появляться машины с паровым двигателем, более или менее приспособленные к обычным городским и сельским улицам. Одним из первых подобных автомобилей и стала паровая машина французского инженера Леона Серполле, о которой говорилось в статье журнала «Наука и жизнь» за 1890 год.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Под ветвями вишни... Под ветвями вишни...

Рассказ для любителей фантастики «Под ветвями вишни...»

Наука и жизнь
Два исторических маршрута в Царицыне Два исторических маршрута в Царицыне

С сентября в Царицыне запускаются исторические прогулочные маршруты по парку

Seasons of life
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
О суммах квадратов и кубов О суммах квадратов и кубов

История начинается с теоремы Пифагора, а заканчивается математическим открытием

Наука и жизнь
Микроулитки на страже экологии Микроулитки на страже экологии

Биологическое разнообразие Арктики изучено крайне неравномерно

Наука и жизнь
Тайна завитка под буквой «Д» Тайна завитка под буквой «Д»

История раскрытия, изложенная в двух частях с предисловием

Наука и жизнь
На пиковых перекрёстках Гороховой улицы На пиковых перекрёстках Гороховой улицы

Магическое притяжение Гороховой улицы в Санкт-Петербурге

Наука и жизнь
День благодарения День благодарения

Легендарные американские декораторы, сформировавшие интерьерный стиль США

AD
Теория малых дел Теория малых дел

С чего начать дизайн маленькой квартиры и как не наделать ошибок?

AD
Весело шагая: 7 крутых лестниц Весело шагая: 7 крутых лестниц

На подъеме: самые красивые лестницы в мире

Вокруг света
Вечные ценности Вечные ценности

На какие деньги живут города-музеи

Forbes
Лесная поликлиника Лесная поликлиника

Какими способами самолечения пользуются животные?

Вокруг света
Двери сознания Двери сознания

Где прячется человеческое «я»

Вокруг света
Сера: из отходов в материал будущего Сера: из отходов в материал будущего

В мире ежегодно производится почти 80 миллионов тонн серы

Наука и жизнь
Время Кассиопеи. Осеннее небо Время Кассиопеи. Осеннее небо

Что можно наблюдать на звездном небе осенью

Наука и жизнь
Ладан для народа Ладан для народа

Благовония как национальное достояние Йемена

Вокруг света
Почему летом жарко, а зимой холодно? Почему летом жарко, а зимой холодно?

Почему наступают зима, весна, лето, осень?

Наука и жизнь
Сайгачьи будни Сайгачьи будни

В России можно наблюдать весь цикл жизни степной антилопы

Наука и жизнь
Дом веселых и находчивых Дом веселых и находчивых

Модернистский дом 1960‑х годов в идеальном состоянии

AD
Следуй за мной Следуй за мной

Следуем за сложной геометрией пространства

AD
Мельницы богов Мельницы богов

Как технологии обработки персональных данных перевернули мир

Вокруг света
Любимые рецепты Лали Чочия: фаршированные перцы Любимые рецепты Лали Чочия: фаршированные перцы

Ностальгируем по Одессе и делимся рецептом фаршированных перцев

Seasons of life
Бальзам на сердце Бальзам на сердце

Когда еда становится лекарством, а лекарство — едой

Вокруг света
Занимательная критика Занимательная критика

Остатки древней цивилизации: встреча с настоящими минойцами на острове Крит

Вокруг света
По волнам памяти По волнам памяти

Дом в Санта-Круз стал для хозяев местом вдохновения и ностальгии

AD
Стереохимические фантазии Вант-Гоффа Стереохимические фантазии Вант-Гоффа

Ученые, которые первыми дали верное объяснение оптической изомерии

Наука и жизнь
Великая сила вещей: учимся уюту у героев литературных произведений Великая сила вещей: учимся уюту у героев литературных произведений

Как сделать так, чтобы дом стал местом силы и положительных эмоций?

Seasons of life
Главный экспонат Главный экспонат

Музеи и культурные центры, которые сами являются впечатляющими арт-объектами

AD
Дом отдыха Дом отдыха

Ольга Мальева воссоздала в подмосковном доме атмосферу американского Хэмптонс

AD
Храбрый поступок Храбрый поступок

Дизайнер Сергей Храбровский после долгого перерыва взял в руки кисть

AD
Открыть в приложении