Ренкинг: 30 технологий, услуг и сервисов для людей, сделанных в России

РБКHi-Tech

Тема номера / Технологии для людей

Прощай, оружие!

Два года назад, весной 2015 года, журнал РБК впервые опубликовал рейтинг 50 крупнейших технологических компаний России. Тогда мы намеренно смешали в нем компании, занимающиеся разработкой и производством танков, спутников, софта, локомотивов, радиотехники, бомбардировщиков и прочей высокотехнологичной продукции — так лучше видно, что представляет собой Россия как производитель уникальных технологий

Текст: Полина Русяева, Елизавета Архангельская
Иллюстрации: Евгений Иванов

В рейтинге был хорошо заметен перекос в сторону государственных компаний, а также технологий военного и двойного назначения: вызов им могли бросить лишь несколько крупнейших частных IT-компаний вроде «Яндекса», Mail.Ru Group и «Лаборатории Касперского». Второй рейтинг выглядел подтверждением очевидного факта — эта ситуация не меняется, несмотря на всю государственную риторику о необходимости развития в стране инновационных продуктов. Поэтому мы решили переосмыслить его.

В первую очередь мы решили уйти от перечня компаний к продуктам, сервисам и услугам, которые они производят и которые доступны каждому рядовому потребителю. Другими словами, мы исключили военную технику, машиностроение, продукцию космической промышленности и вообще всю продукцию категории b2b. Оставили — технологии «для людей», созданные российскими компаниями или российскими предпринимателями, вне зависимости от того, в какой части мира они работают.

Итоговый балл каждого продукта, по нашей задумке, должен был сложиться из двух показателей — его популярности и коммерческой эффективности, то есть мы хотели рассчитать полученную прибыль в пересчете на пользователя. Но наши надежды на «дружелюбие» сферы потребительских технологий столкнулись с реальностью. Многие производители отказывались назвать даже список самых востребованных клиентами продуктов или оказались не готовы раскрывать конкретные показатели вроде числа пользователей, объема продаж и т.д. О расчете прибыли сразу пришлось забыть — лишь каждая десятая компания готова была сообщить хотя бы выручку от продажи конкретного продукта.

Тем не менее мы все же подготовили свой топ-30 — правда, пришлось отказаться от использования слова «рейтинг». По крупицам мы собрали разрозненные данные о сотнях продуктов, пробелы в данных оценили по схожим сервисам и придумали четыре различных коэффициента/индекса, сумма которых позволила ранжировать всех участников.

Как мы отбирали

Технологическими мы решили считать продукты, в основе которых лежат сложные технические элементы или программы, или которые созданы в «IT-зоне» — веб, мобильные платформы, мессенджеры. Чтобы составить первичную базу таких продуктов, мы изучили самые разные списки: от портфелей венчурных фондов до реестра инновационной продукции и ежегодных рейтингов IT и технологических компаний (например, РВК). Кроме того, мы запросили информацию по проектам крупнейших российских институтов развития — «Сколково», «Роснано», РВК, ФРИИ.

Кроме того, для составления первичного списка — лонг-листа участников ренкинга — мы обращались и напрямую к производителям технологической продукции. В итоге был сформирован список из примерно 300 наименований — катастрофически мало для такой страны, как Россия.

Для попадания в топ-30 мы ввели порог по времени существования продукта — они должны быть не старше 2010 года (год был выбран произвольно). Вопрос с «национальностью» решили волюнтаристски: постановили, что нам подходят товары или сервисы, созданные как непосредственно в России, так и российскими предпринимателями за рубежом. Поэтому в список вошли мессенджер Telegram живущего не в России Павла Дурова или Domofond.ru, «дочка» работающей в России компании Avito, которую основали шведы Филип Энгельберт и Йонас Нордландер.

Затем мы ввели очень щадящее ограничение по количеству потребителей, которые воспользовались продуктом за весь период его существования, — их должно быть не меньше 5 тыс. Потом ввели условие «одна компания — один продукт», хотя с самого начала просили прислать данные не менее чем о трех самых успешных продуктах (и многие компании это сделали — например «Яндекс», «Рамблер», АвтоВАЗ, Game Insight и ряд других).

В этом году мы не стали включать в список онлайн-банки и мобильные приложения крупных финансовых организаций — честно говоря, просто не решили, можно ли их считать полноценными технологическими единицами. В нашу выборку не попали и «оболочки» — новые решения уже существующих продуктов вроде новых тарифов операторов связи.

Как мы считали

Для расчета итогового балла использовались три показателя. Первый — скорость набора аудитории: соотношение количества клиентов и срока «жизни» продукта. Второй индекс построен по среднемесячной выручке — если монетизация отсутствует, проставлялся 0 руб. Третий критерий отражает число патентов и сертификатов, полученных на продукт, включая товарные знаки. В процессе расчетов сразу отсеялась примерно половина участников лонг-листа. Претенденты выбывали из списка, если производители или разработчики не представили данные, отказались от любого упоминания в материале, в открытых источниках достоверную информацию найти не удалось и, как следствие, корректно оценить тот или иной показатель было невозможно. В «очищенном» списке осталось примерно 120 участников.

Совокупный индекс, по которому мы ранжировали «выживших», — простая сумма трех названных выше показателей. Для публикации мы оставили только первые 30 продуктов. К примеру, на 31-м месте оказалась дебетовая карта Wirex, привязанная к биткоин-кошельку, — ее в Лондоне делают россияне Павел Матвеев, Дмитрий Лазаричев и Георгий Соколов. К марту 2017-го у Wirex было свыше 500 тыс. аккаунтов, а общая сумма переводов ежемесячно превышала $15 млн, писал журнал Forbes. Итак, перед вами — топ-30 технологий для людей, каждую из которых при желании можно маркировать знаком «Сделано в России». Предсказуемо в списке преобладают сервисы, «живущие в Сети»: 18 участников — это интернет-проекты. С другой стороны, 12 продуктов из топ-30 развиваются не только в онлайне, а некоторые и вовсе существуют за его пределами.

При участии Насти Березиной, Ирины Юзбековой, Анны Левинской и Валерия Игуменова

Топ-30 технологий из России для людей

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям» Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям»

Какие технологии станут завтра драйверами глобального развития?

РБК
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Разбор провальных технологий: технопатологоанатом Разбор провальных технологий: технопатологоанатом

Истории, которые могли бы стать прорывными, но так и не стали

ТехИнсайдер
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Код нации Код нации

Генетическая база данных поможет бороться с наследственными заболеваниями

ТехИнсайдер
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Солнце в спирали Солнце в спирали

Стеллараторы — новые фавориты в гонке за будущую термоядерную энергетику

ТехИнсайдер
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Atraversia — серийная моторная яхта с чисто электрической установкой

Y Magazine
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Открыть в приложении