Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации

РБКReportaj

Цифровые сервисы как конкурентное преимущество

Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации, в которой сошлись глобальная пандемия и экономический кризис. С одной стороны, это колоссальный вызов для нас, с другой — уникальная возможность в сжатые сроки отстроить цифровой фундамент, который позволит сделать компанию более эффективной в долгосрочной перспективе.

В этой ситуации двумя ключевыми направлениями работы РЖД являются, во-первых, забота о сохранении жизни и здоровья наших сотрудников и клиентов, а во-вторых, обеспечение непрерывности бизнеса, инфраструктурной основы всей экономики страны.

Ключевой задачей на первом этапе стало разворачивание масштабной инфраструктуры для удаленной работы наших сотрудников. Не уверен, что в России есть примеры аналогичных по масштабу решений: в максимально короткие сроки — всего за пару недель — возможность удаленной работы получили более 100 тыс. человек. Наш коллектив продемонстрировал максимальную дисциплину как с точки зрения внедрения новой технологии, так и ее использования.

Что касается непрерывности бизнеса, то практика показала — инициативы по цифровизации бизнес-процессов и созданию цифровых сервисов для клиентов попали в точку. Например, для грузоотправителей в нынешних условиях возрастает актуальность электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», которая позволяет им максимально просто в цифровом формате заказать и организовать транзитную перевозку по железной дороге. Наш проект «Интертран», запущенный в августе прошлого года, дает возможность в режиме онлайн организовать прохождение груза из-за рубежа в РФ с интеграцией морских портов, железной дороги, таможенной службы. Предоставление качественных цифровых услуг уже обеспечило нам приток клиентов, которые раньше работали преимущественно с автотранспортом. Это серьезный задел на будущее.

Для пассажиров в начале апреля мы запустили новый сайт, который делает более удобным процесс приобретения билетов и позволяет повысить информированность клиентов. И это важная составляющая развития цифровой платформы РЖД, ключевым элементом которой является мультимодальность: больше дополнительных сервисов как на борту поезда, так и за пределами нашей инфраструктуры. Один из примеров — перевозка пассажиров на поезде и автобусе, рейсы которых состыкованы по времени отправления и прибытия. И здесь так же, как и в грузоперевозках, в условиях, когда пассажиропоток по понятным причинам снижается, цифровые сервисы могут стать нашим конкурентным преимуществом.

Если говорить в целом о планах цифровой трансформации РЖД, то у нас утверждена стратегия, в которой предусмотрено создание восьми цифровых платформ по всем направлениям деятельности. Естественно, в сложившейся ситуации нам придется корректировать приоритеты: некоторые проекты в данный момент могут стать для нас более важными, чем другие. Например, внедрение программных роботов, которые заменяют действия человека на рутинных операциях, — с учетом текущей ситуации в экономике и удаленной работы сотрудников целесообразно подобные проекты реализовывать быстрее.

Автоматизация рутинных операций и беспилотные технологии — это то, что сейчас может дать максимальный эффект как с экономической точки зрения, так и в плане сохранения здоровья человека. Мы уже внедряем технологии компьютерного зрения на маневровых локомотивах и будем постепенно их расширять на другие виды подвижного состава. Разрабатываются и тестируются технологии беспилотного ведения «Ласточек» на МЦК. Это одно из важных направлений цифровизации РЖД.

Тем не менее все остальные технологии продолжат развиваться, мы не планируем отказываться ни от одного проекта: сейчас нам важно подготовиться к выходу из кризисной ситуации — а рано или поздно мы из нее обязательно выйдем, чтобы предстать перед клиентами не с пустыми руками, а с готовыми новыми сервисами. Все, над чем мы работаем, уже в самом ближайшем будущем сделает компанию, как спортсмена, более сильной и выносливой. Нынешняя ситуация — хорошая возможность объяснить и показать людям на практике, что цифровизация может быть очень эффективной.

Целевые показатели цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года

  • 70% доля электронных билетов в поездах дальнего следования
  • 75% доля услуг грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде
  • 90% доля электронных документов при взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международные транзитные перевозки)
  • 55% доля операций в бизнеспроцессах обслуживания клиентов, выполняемых без участия человека

Источник: ОАО «РЖД»

Эксперт тренда

Евгений Чаркин в 1999 году окончил Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «экономист, финансы и кредит». В 2009–2012 годах — директор по информационным технологиям ОАО «Северсталь», в 2012–2014 годах — директор департамента информационных технологий ГК «Росатом», в 2014–2015 годах — директор по информационным технологиям ООО УК «Металлоинвест». С 28 декабря 2015 года — директор по информационным технологиям ОАО «РЖД».

Фото: ОАО «РЖД»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Почему в тренде узкоспециализированные выставки Почему в тренде узкоспециализированные выставки

Есть ли перспективы у выставочной индустрии?

РБК
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Солнце в спирали Солнце в спирали

Стеллараторы — новые фавориты в гонке за будущую термоядерную энергетику

ТехИнсайдер
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Atraversia — серийная моторная яхта с чисто электрической установкой

Y Magazine
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Код нации Код нации

Генетическая база данных поможет бороться с наследственными заболеваниями

ТехИнсайдер
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Открыть в приложении