Кризис традиционных медиа закончился

РБКBiznes

Другие медиа

Текст Валерий Игуменов

Кризис традиционных медиа закончился — кризис в классическом и буквальном понимании этого слова: перелом, поворотный момент произошел, все мы оказались в новой реальности. В этой реальности продолжается старая битва за рекламные деньги, аудиторию, трафик, тиражи, человеческие и технологические ресурсы, и она стала еще более отчаянной. Просто потому, что на той же самой поляне теперь гораздо больше игроков.

Главная причина взрывного роста количества разнообразных медиа — крайне низкий порог входа на этот рынок, ставший таким благодаря той же технологической революции, которая стала причиной упадка «старых» медиа. Кто угодно может запустить свое средство массовой информации, воспользовавшись готовыми решениями и платформами и вступив в борьбу за самый ценный ресурс — внимание читателей. Конкуренция всех со всеми — так выглядит медийный рынок сегодня.

В прежней реальности телеканалы боролись с телеканалами, журналы — с журналами, онлайн-порталы — с онлайн-порталами, конкуренция была линейной и понятной. Сейчас каждое крупное медиа старается быть представленным на всех возможных каналах, а люди тратят на просмотр смешных картинок или видео с котиками едва ли не больше времени, чем на чтение новостей. В свою очередь, рекламные деньги рано или поздно придут туда, где есть люди.

Уже сейчас самые популярные паблики в крупнейших социальных сетях ведут не любители, как было совсем недавно, а новые и уже довольно крупные медиахолдинги, которые со всей серьезностью занимаются смешными картинками. Месячная аудитория «русского reddit’а», портала pikabu составляет 20 млн пользователей. Компания FunCorp, которая в свое время разработала популярный генератор мемов iFunny, выделила совсем не смешные для нашего рынка $10 млн для проектов в области funtech — развлечений, «основанных на технологиях».

Доходы большинства этих новых медиа пока еще могут вызвать снисходительную улыбку у выживших «старых» медиа, но во многом это всего лишь следствие инерции рекламодателей. У новых медиа пока меньше денег, но больше свободы: все те же новые технологии дают возможность писать о том и так, что и как считаешь нужным. Создав, например, канал в Telegram и собрав в нем почти 300 тыс. подписчиков, как это сделал автор канала «Сталингулаг».

Если вы не можете рассчитывать на рекламные деньги, потому что ваш сайт пишет о судах, колониях, тюрьмах и прочих вещах, которые не очень нравятся рекламодателям, но очень интересуют людей, можно запустить краудфандинговую кампанию — как в конце 2017 года это сделала «Медиазона», которая уже покрывает таким образом 40% своих расходов. В регионах нет возможности сделать независимое медиа, потому что все местные СМИ живут на бюджетные деньги, а других денег просто нет? Можно уволиться и создать телеканал в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или завести собственный standalone-блог. В вашем городе нет никого, кто решился бы создать независимое СМИ? Можно превратить в него паблик во «ВКонтакте», сохраняя анонимность и избегая таким образом давления со стороны местных властей: десятки сообществ со словом «Подслушано» в названии выполняют функции СМИ в самых разных городах и районах страны.

Герои этой темы номера создавали свои проекты — новые, другие медиа — в максимально неблагоприятных условиях: без денег и сторонней поддержки, в условиях тектонических изменений на рекламном рынке. И едва ли они могут спокойно выдохнуть: этот рынок продолжает меняться с огромной скоростью. По итогам прошлого года мобильная интернет-аудитория России впервые обогнала десктопную, все больше людей выходят в интернет с телефона, и монетизация часто не успевает за технологиями. Например, никто пока не знает, как заработать на огромной аудитории приложений вроде Musical.ly, в которых подростки проводят многие часы каждый день, не слишком интересуясь ни старыми, ни новыми медиа.

Фото: Юрий Чичков для РБК, Виктор Юльев для РБК, Арсений Несходимов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Что стимулирует спрос на композитные материалы Что стимулирует спрос на композитные материалы

Как развитие технологий влияет на рынок композитных материалов

РБК
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Протокол «Дубайск» Протокол «Дубайск»

Какие автомобили можно увидеть в новом «Мажоре»

Автопилот
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Открыть в приложении