Российская промышленность снижает зависимость от иностранных поставщиков

РБКBiznes

Импортозамещение выходит на новый уровень

Текст: Анна Багрова, Кристина Шевелева. Подготовлено редакцией РБК+

Российская промышленность снижает зависимость от иностранных поставщиков, но в зоне риска по-прежнему несколько ключевых отраслей, в том числе гражданское авиастроение.

Более трети промышленных компаний в прошлом году ускорили динамику импортозамещения по сравнению с 2022 годом, показал опрос промышленных предприятий, проведенный Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Участие в нем приняли более тысячи крупных и средних компаний из 30 регионов России.

Процессы импортозамещения идут быстрыми темпами и тем самым укрепляют технологический суверенитет России, заявил президент Владимир Путин на саммите СНГ 8 октября.

Количество отраслей российской экономики, охваченных процессами импортозамещения, значительно увеличилось, политика импортозамещения сегодня представляет собой не просто ответ на вызовы внешней среды, а стратегию долгосрочного развития и укрепления экономической независимости страны, указывают эксперты НИУ ВШЭ в докладе «Тенденции импортозамещения в промышленности в 2023–2024 годах». Самые высокие темпы импортозамещения, говорится в документе, отмечены на предприятиях по производству компьютеров, электронных и оптических изделий, электрооборудования, лекарственных средств и материалов, автотранспорта, кокса и нефтепродуктов.

При этом четверть промышленных предприятий оценили свой уровень зависимости от импортных материалов и других ресурсов как высокий, причем 5% из них — как крайне высокий, а еще 44% респондентов исследования заявили о среднем уровне зависимости, отмечают эксперты НИУ ВШЭ.

Одной из главных проблем промышленности остается отсутствие отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие, подтвердили результаты конъюнктурного опроса промышленных предприятий, проведенного экономистом Сергеем Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По его данным, более половины предприятий не смогли найти альтернативных поставщиков внутри страны. Правда, в прошлом году доля таких предприятий составляла 62%.

Основным каналом замещения с момента введения санкций стал импорт из Китая — его в этом году используют почти 70% предприятий, на втором месте — импорт из Турции. Доля российских аналогов выросла с 38% в 2022 году до 54% в 2024-м — это и показывает динамику импортозамещения.

Часть предприятий по-прежнему решает проблему с сырьем и комплектующими за счет параллельного импорта. Как выяснили эксперты НИУ ВШЭ, доля промышленных организаций, вынужденных закупать критически важные для производства компоненты по параллельному импорту, в прошлом году выросла в два раза: если в 2022 году это отметили 22% респондентов, то в 2023 году — уже 40%. Причем более трети из них сообщили, что процедура закупки стала сложнее. Главная проблема в том, что нет уверенности в стабильности этого канала, отмечают исследователи Вышки.

Кто успешно замещает импорт

По данным исследования НИУ ВШЭ «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра», проведенного ВШЭ при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, положительную динамику импортозамещения по сравнению с прошлым годом можно отметить в судостроении, производстве лифтового оборудования, трубопрокате, энергетике.

В судостроении, по данным Минпромторга, сохраняются проблемы с импортозамещением главных двигателей, электрических винторулевых колонок и радионавигационного оборудования, но почти все палубное и грузовое оборудование уже успешно производится в России.

На долю российских комплектующих в лифтах приходится сейчас около 80% от общего объема, хотя сохраняется еще зависимость от некоторых элементов, таких как лебедки и электроника, отмечено в докладе НИУ ВШЭ. Так, на базе холдинга S8 Capital организовано серийное производство лифтов повышенной грузоподъемности, что покрывает более 50% рынка, а Кизлярский электроаппаратный завод освоил производство датчиков открытия дверей, что обеспечит потребности крупнейших российских и белорусских производителей, указывают эксперты. Также разработаны системы обеззараживания кабин лифтов, которые уже запущены в серийное производство ведущими заводами.

Интенсивное импортозамещение идет в трубной отрасли — катализатором этого процесса стал высокий внутренний спрос со стороны нефтегазовой отрасли, и доля импорта в производстве, например, газовых труб сейчас не превышает 1,5%, тогда как десять лет назад составляла десятки процентов.

80% комплектующих в лифтах уже отечественного производства

Кому импорт нужен больше всех

Среди отраслей с наиболее высокой зависимостью от импорта остаются станкостроение и автомобильная промышленность. Как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, в производстве станков сейчас около 70% импортных составляющих и даже критически необходимые комплектующие приходят из недружественных стран. В автомобилестроении в 1,7 раза сократился совокупный импорт готовой продукции, однако увеличился импорт комплектующих — в стране развивается крупноузловая сборка, а не производство полного цикла.

На российском рынке электроники отечественная продукция занимает всего 3–5% от общего количества предоставляемых товаров, за исключением военной техники, а более половины потребностей рынка закрывается продукцией дружественных стран, прежде всего Китая, отмечают эксперты «Вышки».

Минпромторг России и МНТЦ МИЭТ к октябрю 2024 года представили программу по импортозамещению электроники до 2030 года, которая предусматривает запуск в стране в течение ближайших шести лет 110 опытно-конструкторских работ, связанных с производством оборудования для выпуска высокотехнологичной продукции, сообщил «РБК Отраслям» представитель Минпромторга. Предполагаемое финансирование программы — более 240 млрд руб. Задача программы — добиться импортозамещения 70% оборудования и материалов для микроэлектроники, в том числе устройств для выпуска высокопроизводительных чипов, СВЧ-электроники, силовой электроники.

По-прежнему импортируется основная часть сырья и ингредиентов для фармпроизводства, причем в биотехнологической, химической и микробиологической промышленности отмечается острая нехватка сырья из недружественных стран, указывают эксперты НИУ ВШЭ. По данным RNC Pharma, зависимость производителей лекарств от зарубежного сырья достигает 80%, и более двух третей импорта приходится на Китай и Индию.

Сложностей с поставками все больше, так как последние пакеты санкций запрещают поставку в Россию ряда реагентов, активов и интермедиатов, и даже китайские компании уже ограничивают экспорт некоторых позиций, рассказывал президент фармкомпании «Активный компонент» Александр Семенов в октябре на конференции «Биопром-2024».

Страдает из-за зависимости от импорта и легкая промышленность: ей не хватает тканей и красителей, более 40% которых приходит из Китая.

Одна из самых сложных ситуаций — в авиастроении, отмечено в исследовании ВШЭ. Производство коммерческих гражданских самолетов, комплектующих для них, а также логистика зависят от недружественных стран, наложивших санкции на Россию, либо же от стран, которые опасаются нарушать запреты на поставки в РФ. Новые поставки коммерческих судов — редкий случай, а импорт комплектующих из дружественных стран едва закрывает потребности этой отрасли, перечисляют эксперты. Сейчас же силы гражданского авиастроения направлены на поддержание пригодности уже имеющегося парка авиации, большую часть которого составляют иностранные суда, и для них производить комплектующие невозможно.

В России реализуется программа импортозамещения в авиационной отрасли с финансированием на уровне порядка 40 млрд руб. в год, предусматривающая модернизацию производств и инженерных центров, создание перспективных двигателей, сообщал вице-премьер Михаил Мишустин. Но комплексная программа, предусматривающая производство чуть менее тысячи отечественных самолетов до 2030 года, выглядит слишком амбициозной, в том числе из-за отсутствия экономически обоснованного спроса, признают эксперты.

Импортозамещение — сложный и небыстрый процесс со многими задачами, и то, что значительная часть предприятий смогла найти альтернативу зарубежным поставщикам и оборудованию, большое достижение, заявил «РБК Отраслям» главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Главное, по его словам, что процесс идет, пусть и не без трудностей.

«Государство стимулирует внедрение бизнесом бережливых технологий»

Христофор Константиниди, руководитель ESG-лаборатории экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Импортозамещение в промышленности является очевидным приоритетом государственной политики и относится к вопросам национальной безопасности. Помимо решения важных государственных задач оно открывает широкий спектр возможностей российскому бизнесу для роста и становится стратегическим драйвером развития целого ряда отраслей экономики.

Вместе с тем импортозамещение — это капиталоемкий процесс, и тут нужно мыслить стратегически хотя бы на 10–15 лет вперед, планировать производство, способное успешно работать и быть конкурентоспособным после возобновления глобальных международных экономических отношений.

В связи с этим, несмотря на текущую геополитическую ситуацию, представляется по-прежнему актуальным развитие промышленности на основе принципов устойчивого развития. Прежде всего речь идет об экономической эффективности и устойчивости. Сегодня передовые российские предприятия активно применяют технологии бережливого производства, повышая эффективность управления и обеспечивая снижение себестоимости и рост качества выпускаемой продукции. Это неотъемлемая часть устойчивого развития. Государство активно стимулирует внедрение бизнесом бережливых технологий в рамках реализации национального проекта «Производительность труда».

Еще одной важной составляющей устойчивого развития, влияющей на конкурентоспособность промышленности, является формирование «экономики замкнутого цикла». Одноименный федеральный проект продолжит реализацию в рамках нового национального проекта «Экологическое благополучие».

Важно то, что экологическая ответственность промышленников позволяет предприятиям избежать многомиллионных штрафов за нарушение экологических норм и природоохранного законодательства.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС, Александр Демьянчук/ТАСС, пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Места пивной силы Места пивной силы

Карты путешествий во хмелю

Автопилот
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Очищают ли растения воздух в доме? Очищают ли растения воздух в доме?

Как комнатные растения могут избавить нас от избытка углекислого газа

Наука и жизнь
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Медовая квартира Медовая квартира

Основным акцентом в квартире, как виделось заказчикам, должен был стать цвет

Идеи Вашего Дома
Яркие акценты Яркие акценты

Заказчик хотел интерьер спокойной цветовой палитры, но с яркими акцентами

Идеи Вашего Дома
Только в путь Только в путь

Jetour T1 без границ

Автопилот
Современный баланс Современный баланс

Проект этой квартиры призван воплотить идею уютного и функционального жилья

Идеи Вашего Дома
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Заполярная одиссея Заполярная одиссея

Путешествие под парусом в Арктике

Вокруг света
Танец не маленьких журавлей Танец не маленьких журавлей

Как подобраться к крайне осторожным серым журавлям поближе?

Наука и жизнь
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Генераторы заблуждений Генераторы заблуждений

Почему нейросети иногда лгут и чем мы из-за этого рискуем

Вокруг света
Сто грамм с прицепом Сто грамм с прицепом

Собираем осколки пивной империи

Автопилот
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Cпасибо, что живой Cпасибо, что живой

Парадокс Crosstrek

Автопилот
Вперед ногами Вперед ногами

Автороскошь в авангарде дизайн-переворота

Автопилот
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства

Гендиректор фирмы «Август» — о развитии и планах компании

Агроинвестор
Хорошие манеры Хорошие манеры

Никаких сушилок и стиралок, только водные процедуры — решила дизайнер

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении