Как реализовать инвестиционный потенциал Сахалинской области

РБКBiznes

Острова инвестиций

По инвестиционной емкости Сахалинская область считается одной из самых перспективных в России. Для реализации потенциала региона необходимы развитие транспортной инфраструктуры и диверсификация экономики

Текст: Владимир Миронов

В актуальном ренкинге «экономического здоровья» регионов агентства RAEX («Эксперт РА») Сахалинская область лидирует среди субъектов РФ с показателем 89%, опережая даже Москву (82%). По критериям «экономического здоровья» населения и бизнеса она сегодня уступает лишь ЯНАО и Тюменской области. Сахалинская область — первая среди субъектов РФ по налоговым поступлениям в региональный бюджет — 10,2 тыс. руб. на душу населения. Обороты розничной торговли на человека в год превышают 305 тыс. руб. (выше только у Москвы и Подмосковья). «У Сахалинской области отсутствует региональный долг. По этому показателю регион занимает первое место в России», — говорит партнер департамента финансового консультирования, руководитель отдела сопровождения сделок компании «Делойт, СНГ» в России Артем Самсонов.

В конце 2018 года регион возглавил Валерий Лимаренко. Для повышения качества жизни и закрепления людей была запущена масштабная программа по строительству новых объектов в здравоохранении и образовании, активизировалась работа по ликвидации ветхого и аварийного жилья, развитию дорожной инфраструктуры и по многим другим направлениям.

Привлекательные инвестиции

По версии Национального рейтингового агентства, Сахалинская область уже не первый год удерживает лидирующие позиции. В рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов RAEX за 2018 год она занимает 55-е место по инвестиционному потенциалу. По оценкам делового и экспертного сообщества, на основе которых составляется ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив, в прошлом году регион добился существенного прогресса, поднявшись с 79-й строчки на 37-ю.

Более 80% всех инвестиционных вложений приходится на долю добывающего сектора. В среднесрочной перспективе объем инвестиций в нефтегазовую отрасль Сахалинской области будет определяться развитием проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», реализацией планов ПАО «Газпром» в рамках проекта «Сахалин-3», результатами геолого-геофизических и буровых работ на лицензионных участках ПАО «НК «Роснефть».

При этом особое внимание в регионе уделяется несырьевому сектору экономики. Все это малые и средние предприятия (МСП). Здесь индекс предпринимательской активности стремится к лидерству по стране — на 1 тыс. островитян трудоспособного возраста приходится 36 субъектов МСП. По этому показателю область уступает лишь Москве с Подмосковьем, Санкт-Петербургу, Ленинградской и Калининградской областям. Такая пропорция обусловлена в том числе беспрецедентными мерами поддержки бизнеса, ведущего свою деятельность на островах, — от субсидирования предпринимательских затрат до налоговых преференций в рамках территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток. Только в 2018 году Сахалинское агентство по привлечению инвестиций провело более 1250 консультаций для действующих предприятий и потенциальных инвесторов, а госпомощь тем, кто уже вкладывает средства в экономику региона, в совокупности оценивается более чем в 800 млн руб.

Хвосты по осени считают

Рыбохозяйственный комплекс занимает второе место в экономике области после нефтегазового. Большинство предприятий по добыче, переработке и воспроизводству водно-биологических ресурсов являются градообразующими в тех небольших населенных пунктах, где они расположены.

«Основными перспективами для отрасли стали искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей, добыча скумбрии, сельди иваси, модернизация существующей береговой инфраструктуры, приобретение нового флота», — говорит Артем Самсонов. В качестве примеров он приводит недавно построенные рыбоводные заводы на реках Чеховка в Холмском районе и на реке Вольной в Невельском. Южно-Курильским рыбокомбинатом запущено производство рыбных муки и жира, компанией «Дивия-Фарм Сахалин» — концентрата из морских водорослей. «Направления глубокой переработки рыбопродукции и переработки рыбных отходов в Сахалинской области имеют значительный потенциал роста, — продолжает эксперт. — Еще один пример — рыбокомбинат «Островной» сейчас строит один из крупнейших в стране рыбоперерабатывающих комплексов. Этот инвестпроект первым получил статус резидента ТОР «Курилы» и уже пользуется преференциями в рамках этого экономического режима».

Из недавно реализованных проектов, не связанных с углеводородами, замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин также выделяет появление в прибрежных водах порта Шахтерск уникального для России плавучего терминала-перегружателя угля. Его приобретение — совместный инвестпроект с Сингапуром. Привлечение иностранного капитала стало возможным благодаря получению компанией преференций резидента Свободного порта Владивосток в Углегорском муниципальном округе. «В Азиатско-Тихоокеанском регионе сахалинский уголь сейчас хорошо продается», — констатирует эксперт.

В качестве еще одного примера инвестпроекта, реализуемого на Сахалине, Дмитрий Кувалин называет возведение молочно-товарной фермы на тысячу голов скота и сопутствующих производств на базе совхоза «Корсаковский».

Фьюжен и микс культур

На Сахалине и Курилах огромный потенциал для развития рекреационных зон и туризма: Тихий океан, близость Японии, Кореи, Китая, обилие морепродуктов, расположение на пути круизных рейсов из АзиатскоТихоокеанского региона, красивейшая природа. «Это то, на чем, используя опыт городов со схожим географическим положением, можно построить целую индустрию, — отмечает руководитель Агентства по туризму Сахалинской области Наталья Пахолкова. — Сахалин — это фьюжен и микс культур».

Базовым проектом для развития туристско-рекреационной инфраструктуры на Сахалине стал горнолыжный курорт «Горный воздух», который расположен в самом центре Южно-Сахалинска. Он имеет статус резидента ТОР.

Сахалинская область входит в топ-20 регионов России по туристической привлекательности. Эксперт по путешествиям компании RussiaDiscovery Ксения Рубцова отмечает большой потенциальный спрос на посещение Сахалина и Курил. «Туристы поднимаются на вулканы, наблюдают за колониями морских птиц, купаются в термальных источниках и Охотском море», — говорит она.

Еще одним местом притяжения для туристов могут быть Курильские острова. Но пока на этом направлении недостаточно развита логистика. Правительство Сахалинской области ищет различные варианты решений, в том числе приобретение нового судна для перевозки пассажиров по этому направлению.

«На Сахалине и Курилах недостаточно техники для туристов: катеров, теплоходов, вертолетов, самолетов. Этот вопрос правительством области прорабатывается. Камчатка, где все это уже давно и активно используется, значительно обгоняет соседей по туристической привлекательности», — констатирует эксперт.

В настоящее время, по мнению специалистов, необходимо понять, какие маршруты интересны. Тогда можно будет сконцентрировать поток туристов на двух-трех основных направлениях и предложить бизнесу построить на их пересечении гостиницы, магазины. Со своей стороны островное правительство готово оказывать предпринимателям поддержку, в том числе предоставлять прямое субсидирование затрат.

Еще одно перспективное туристическое направление — Корсаковский городской округ. На совместном совещании представителей областного правительства, руководства ВЭБ.РФ, Корпорации развития Дальнего Востока и представителей администрации приморского города Валерий Лимаренко представил три «подпроекта» развития Корсакова и Корсаковского морского торгового порта. Упор будет сделан на развитие портового хозяйства, благоустройство прибрежной территории города и создание делового и туристического центра. Это позволит увеличить туристический и грузовой потоки в южных морских воротах Сахалина. Также в рамках проектов развития была представлена идея создания в гавани базы для размещения сервисных служб нефтегазовой и рыболовецкой отраслей.

Созданный промышленный порт с объемом переработки около 25 млн т грузов сможет принимать до 40 круизных лайнеров в год (каждый вмещает от 3 тыс. до 4 тыс. пассажиров). Для этого будут проведены работы по дноуглублению, модернизации пирсов, созданию в порту убежища от штормов.

Городская ткань столицы

По словам исполнительного директора фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, для привлечения инвесторов, в том числе иностранных, в Южно-Сахалинске необходимо отрегулировать систему оформления и согласования градостроительной документации. За последний год в островной столице прошло несколько градостроительных конкурсов, в которых участвовали ведущие архитектурные организации из России и из-за рубежа. Переосмыслить «городскую ткань», чтоб создать комфортные условия для жителей, гостей и инвесторов, — такова задача на ближайшую перспективу.

Эксперт отмечает, что в Сахалинской области существует проблема оттока населения и необходимо создать систему арендного жилья. Попытки «привязать» людей к территории с помощью ипотеки здесь, по ее мнению, не работают.

Точки роста

В среднесрочной перспективе нефтегазовая отрасль продолжит играть ведущую роль в островной экономике, подтверждает Валерий Лимаренко. Для снижения зависимости от мировой нефтяной конъюнктуры в области намечена реализация сразу нескольких стратегических проектов с привлечением частного капитала. Среди них — перевод автотранспорта на газомоторное топливо и использование природного газа для теплоснабжения некоторых населенных пунктов, строительство крупного лесоперерабатывающего предприятия; рассматривается возможность строительства нефтехимического производства.

Есть также перспективы, связанные с проектом железнодорожного перехода с материка на остров. Этот проект неразрывно связан с глубокой реконструкцией портов с выходом на возможность обработки в них более 50 млн т грузов в год. «Даже на стадии реализации столь гигантские инвестпроекты дадут серьезный импульс экономике острова», — говорит Дмитрий Кувалин.

Фото: РИА Новости; пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Николай Колпаков: «Корпорации не готовы инвестировать в несуществующие решения» Николай Колпаков: «Корпорации не готовы инвестировать в несуществующие решения»

Почему буксует переход бизнеса на отечественные технологии

РБК
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Открыть в приложении