Авиация — одна из отраслей, в которых цифровизация идет наиболее активно

РБКBiznes

Полет в цифровом режиме

Авиация — одна из отраслей, в которых цифровизация бизнес-процессов идет наиболее активно. Технологическая трансформация на фоне роста спроса на воздушные перевозки позволит снизить издержки и риск человеческих ошибок

Текст: Михаил Сергеев

Российская гражданская авиация в отличие от многих других отраслей отечественной экономики не отстает от зарубежных конкурентов по уровню внедрения в бизнес-процессы цифровизации. Так, «Аэрофлот» вот уже несколько лет подряд входит в число лидеров по этому показателю в международном рейтинге Bain & Company, уступая лишь Singapore Airlines, австралийской Qantas и американской Delta.

Ведущие авиакомпании реализуют собственные программы инноваций. Singapore Airlines, например, открыла цифровую лабораторию для работы с инновационными компаниями и реализации предложений своих сотрудников. Авиакомпании даже создают альянсы для развития новейших технологий — так, американская Delta объединилась с европейским производителем самолетов Airbus для внедрения 5G в сферу пассажирских авиаперевозок.

Результат очевиден: гражданская авиация — одна из самых технологически продвинутых отраслей. Благодаря новой технологии ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast — автоматическое зависимое наблюдение-вещание) уже через десять лет мы можем получить автономное управление воздушным движением, считает Александр Терентьев, эксперт департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве РФ. Новая технология максимально точно определяет положение воздушного судна в режиме реального времени и транслирует данные о полете (координаты самолета, высоту, скорость, курс) в наземные центры и другим воздушным судам.

Впрочем, автоматизация воздушного движения, которая позволит избавиться от человеческих ошибок, — дело будущего. Между тем бизнес-процессы лидеров отрасли уже переведены в «цифру».

В «Аэрофлоте», например, этот показатель, по словам гендиректора авиакомпании Виталия Савельева, достиг 100%. Как рассказал глава «Аэрофлота» на правительственном совещании о цифровой трансформации транспортного комплекса в ноябре 2018 года, помимо отслеживания пассажиропотока, загрузки рейсов, работы с багажом оцифрованы бухгалтерия, учет финансового лизинга, закупки и запасы, управление персоналом, казначейство, документооборот, управление договорами, бюджетирование и т.д,

Пассажир и его багаж

Цифровые технологии в гражданской авиации — это и персональные предложения для пассажира, и адаптация условий его пребывания на борту, и сдача багажа (в перспективе еще у себя дома), говорит замдиректора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Александр Гущин.

«Уже в среднесрочной перспективе информационная система будет «узнавать» каждого пассажира и автоматически подстраивать всю окружающую среду на борту под его предпочтения», — предполагает эксперт.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международный совет аэропортов (ACI) предложили концепцию перспективной трансформации бизнес-процессов на основе цифровизации NEXTT (New Experience in Travel and Technologies). Она стала ответом на ожидаемое удвоение спроса в сфере авиаперевозок к 2036 году. Это цифровые технологии отслеживания и идентификации багажа, автоматизация и робототехника, повышающие безопасность, надежность, эффективность и качество обслуживания клиентов.

«Аэрофлот» первым в России внедрил систему отслеживания багажа BagJourney, получающую данные из 400 аэропортов и от 500 авиакомпаний. Эта система позволяет точно отслеживать местонахождение багажа во время регистрации, при посадке, во время пересадки и в аэропорту прибытия.

Компания Delta позволяет самим клиентам отслеживать перемещение своего багажа после сканирования багажной бирки. Сегодня уже многие перевозчики предлагают сдавать багаж без участия сотрудников авиакомпании. Доступной становится самостоятельная печать багажных бирок дома у пассажира или в автоматах авиалиний.

Для контроля загрузки рейсов, передвижения пассажиров авиакомпании используют бортовые планшеты. «У менеджеров свой планшет — монитор руководителя. Есть планшет и у стюардесс, которые видят всю информацию о каждом конкретном пассажире — какое питание заказано, где и когда человек делает пересадку, все его стыковки, с детьми пассажир или нет. В конце полета стюардесса просто пальцем подписывает отчет и его отсылает. Пилоты видят на своем планшете весь самолет», — рассказал Виталий Савельев.

Бортовые планшеты используют также компании Delta, Qantas, British Airways, KLM, Air France и другие.

По данным отчета швейцарской компании — разработчика ИТ-решений для авиаотрасли SITA, выпущенного в сентябре 2018 года, в ближайшие годы более трех четвертей крупных аэропортов и авиакомпаний мира будут инвестировать в технологии биометрической идентификации пассажира по принципу «паспорт пассажира — это его лицо». В международном аэропорту Бостона уже проведены испытания такой системы, и Управление таможенной и пограничной охраны США признало их успешными.

«Цифра» снижает цену

Развитие услуг авиаперевозчиков и аэропортов идет по пути повышения комфорта и безопасности при снижении цены, объясняет Александр Гущин. Цифровизация — один из ключевых элементов на этом пути.

По словам Виталия Савельева, в результате внедрения новейших технологий среднесуточный налет судов «Аэрофлота» превысил 12 часов, что позволяет снижать себестоимость рейса.

Применение собственной системы обработки больших данных позволяет работать с неструктурированной информацией, увеличивая продажи и повышая лояльность пассажиров: на основе этих данных «Аэрофлот» уже реализовал систему рекомендаций для клиентов, прогноз ожидаемой выручки, анализ обращений и жалоб. Совместная работа многих компьютерных систем позволила сократить оборачиваемость одного самолета в аэропорту с 80–90 до 40–45 минут. В 2018 году «Аэрофлот» перевез около 36 млн пассажиров, а к 2023 году компания собирается увеличить этот показатель до 90–100 млн.

Отраслевые эксперты считают, что основные достижения цифровизации еще впереди.

«В отрасли пока только разрабатываются сценарии эффективного использования новых возможностей. В связи с этим можно говорить о фрагментарном внедрении цифровых технологий в гражданской авиации», — считает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Цифровизация в аэропортах, в частности, может развиваться как управление инженерными сетями и ресурсами — как своеобразный аналог технологии «умного» дома. С учетом суточных пиков пассажиропотока должны быть оптимизированы работа систем отопления, вентиляции и кондиционирования, все параметры — температура, освещенность, влажность, считает эксперт. При этом наибольший эффект достигается при увязке этой системы со смежными системами, позволяющими прогнозировать время прилета воздушных судов, потоки пассажиров, прибывающих общественным транспортом.

С такой постановкой вопроса согласен Александр Тимофеев, доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова: «Некоторые авиакомпании все еще принимают операционные решения интуитивно. Это происходит из-за того, что цифровые системы не интегрированы».

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Зачем нужно развивать промышленный туризм Зачем нужно развивать промышленный туризм

Почему туристы посещают промышленные предприятия?

РБК
Места пивной силы Места пивной силы

Карты путешествий во хмелю

Автопилот
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Яркие акценты Яркие акценты

Заказчик хотел интерьер спокойной цветовой палитры, но с яркими акцентами

Идеи Вашего Дома
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Пена Атлантиды Пена Атлантиды

Ну какое пиво без Рыбинска?

Автопилот
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Cпасибо, что живой Cпасибо, что живой

Парадокс Crosstrek

Автопилот
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Медовая квартира Медовая квартира

Основным акцентом в квартире, как виделось заказчикам, должен был стать цвет

Идеи Вашего Дома
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Приветы из прошлого Приветы из прошлого

Как и зачем необычные артефакты из прошлых эпох появлялись на известных картинах

Вокруг света
В оттенках природы В оттенках природы

Эта кухня в московской квартире — часть открытого пространства кухни-гостиной

Идеи Вашего Дома
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Свежая зелень Свежая зелень

Компактная ванная: пример выверенной планировки и сложной колористики

Идеи Вашего Дома
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
Прогулка в облаках Прогулка в облаках

Эта кухня — очень нежная, гармоничная и в то же время функциональная

Идеи Вашего Дома
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Пространство квартиры с глубокими, насыщенными оттенками, тёплыми фактурами

Идеи Вашего Дома
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Природная палитра Природная палитра

Интерьер ванной комнаты выдержан в спокойной природной гамме

Идеи Вашего Дома
Попасть в точку Попасть в точку

Дизайнерам удалось превратить стандартный санузел в выразительное пространство

Идеи Вашего Дома
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Сто грамм с прицепом Сто грамм с прицепом

Собираем осколки пивной империи

Автопилот
Открыть в приложении