Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

РБКBiznes

Российские дороги повернули на Восток

Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

Текст: Роман Спавленко, Елена Шиян

Изменения последних лет сделали основными трендами в транспортно-логистической сфере импортозамещение, переориентацию на Восток и цифровизацию, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.

«Основной объем экспорта зарождается в центре страны, а импортные потоки заходят со стороны дружественных стран, преимущественно азиатских. Это требует настройки логистической инфраструктуры — дорог, логистических центров, расширения приграничных пунктов для обеспечения бесшовного товаропотока, в том числе транзитного», — объясняет эксперт.

Решить эти задачи призваны нацпроекты «Развитие транспортной инфраструктуры» и «Инфраструктура для жизни», рассказывал на выступлении в Совете Федерации министр транспорта Роман Старовойт. Они придут на смену нацпроекту «Безопасные дороги» и комплексному плану модернизации транспортной инфраструктуры, завершающимся в этом году. По словам министра, финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы оценивается примерно в 14 млрд руб.

Какой путь дороже

Около 60% средств по проекту «Транспорт» предлагается направить на развитие железнодорожной сети, следует из презентации Минтранса, имеющейся у «РБК Отраслей». Это прежде всего федеральные проекты, развивающие связи России со странами глобального Юга: расширение Восточного полигона (БАМ и Транссиб), выходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов и мультимодальный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг».

Также будет финансироваться создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, связывающих российские регионы, и развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.

На втором месте по объемам финансирования — проекты по строительству автомобильных дорог. Только крупные стройки оцениваются более чем в 3 трлн руб. Кроме того, стоит задача привести в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% дорожной сети в агломерациях, сообщал Минтранс. В этом сегменте самая высокая доля бюджетного финансирования — более 96%.

На развитие морских портов предлагается направить более 330 млрд руб., а на реконструкцию и строительство 75 аэродромов и аэровокзалов — около 350 млрд руб. Цель — повысить авиационную подвижность населения на 50% к уровню 2023 года.

Окончательные параметры нацпроектов должны быть представлены до конца 2024 года.

Кто куда едет

Особое внимание сейчас уделяется развитию МТК «Север — Юг» протяженностью 7200 км между морским портом Санкт-Петербург и индийский портом Мумбай и МТК «Восток — Запад» в 10 тыс. км, соединяющим Юго-Восточную Азию с Европой через Китай, Монголию и Россию. Эти маршруты имеют критически важное значение для улучшения транспортно-логистической связанности в Евразии, заявлял в начале лета вицепремьер РФ Алексей Оверчук.

Ожидается, что грузопоток по МТК «Север — Юг» к 2030 году возрастет с 15 млн т в год до 41–45 млн т, а далее и до 60– 100 млн т. Для исполнения этих планов Россия финансирует стройки не только внутри страны, но и за ее пределами, отмечает обозреватель официального издания Минтранса «Транспорт России» Ирина Полякова. Так, чтобы обеспечить прямой доступ российских товаров в крупнейший порт Ирана Бендер-Аббас, а значит, и на рынки густонаселенных Афганистана, Пакистана и Индии, российское правительство предоставляет Ирану кредит в €1,3 млрд на достройку участка железной дороги, которая обеспечит сквозное сообщение по всему МТК.

В коридоре МТК «Восток — Запад» продолжается строительство автомагистрали М-12, доведенной до Казани. В этом году по ней можно будет доехать уже до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени, указано на сайте «нацпроекты.рф».

В условиях санкций резко выросла загрузка железнодорожного участка МТК — Восточного полигона железных дорог. В 2023 году РЖД вывезли рекордный объем грузов в восточном направлении — более 288 млн т, включая не только экспортные, но и внутрироссийские грузы. Это на 4% больше, чем в 2022 году, и в три раза больше, чем десять лет назад. По итогам первого полугодия 2024 года загрузка выросла еще на 3,3%, сообщила «РБК Отраслям» пресс-служба РЖД.

Со следующего года планируется начать новый этап расширения Восточного полигона, который позволит к концу 2035 года увеличить его пропускную способность по экспортным грузам с 180 млн до 270 млн т, говорил министр транспорта Роман Старовойт.

Курс на север

Морской транспорт занимает 60% в экспортно-импортных операциях страны и его развитию уделяется особое внимание, отмечает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. К концу 2023 года общая мощность морских портов России составила, по данным ресурса «нацпроекты.рф», 1,322 млрд т, почти на 12% больше, чем в 2020 году.

Однако сейчас не все существующие портовые мощности загружены, так как пока не везде хватает провозной мощности железных дорог, отмечает Дмитрий Завьялов.

Учитывая ограничения по транспортировке грузов по железной дороге на дальневосточном направлении, правильным шагом будет перемещение экспортных товаров с железнодорожных маршрутов на Северный морской путь (СМП), сообщил «РБК Отраслям» гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.

Для этого необходимо расширить флотилию ледоколов, отмечает Дмитрий Завьялов. Кроме того, необходимо создание мультимодальных речных хабов, способных интегрировать маршруты в Обь-Иртышском и Енисейском бассейнах, а в перспективе — и в Ленском бассейне, также требуется модернизация речного флота, включая сухогрузы, буксиры и земснаряды, продолжает Максим Данькин. В 2023 году по СМП перевезено 36,2 млн т грузов, а к 2030 году можно было бы увеличить грузопоток на 5–6 млн т в год, считает он.

Как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на три года, на развитие федерального проекта Большого Северного морского пути (БСМП) в 2025 — 2027 годах планируется выделить 175 млрд руб. Он охватит 8 тыс. морских миль, что почти в три раза больше традиционного СМП, с возможностью задействования портов Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград.

14 млрд руб. — во столько оценивается финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы

Транспорт переходит на «цифру»

Бизнес активно вкладывается в цифровизацию отрасли, отмечает Дмитрий Завьялов. Логистическая отрасль испытывает ощутимый кадровый голод, и цифровые решения, роботизация помогают снизить остроту проблемы, отмечает он.

Например, FESCO, одна из крупнейших российских транспортно-логистических компаний, внедряет искусственный интеллект в работу с контейнерами во Владивостокском морском торговом порту и разрабатывает «умного» помощника, который поможет экипажам судов компании ориентироваться в международном морском праве, сказал «РБК Отраслям» представитель компании.

В РЖД сейчас работают 28 систем с технологиями ИИ, рассказывал заместитель гендиректора корпорации Евгений Чаркин. Например, около 50% всех обращений клиентов РЖД обрабатывается голосовым роботом-помощником Максимом. Сервис речевых пометок машиниста передает специальным службам информацию о нарушениях, озвученных машинистом на маршруте, а технология «Виртуальная сцепка» позволяет сократить интервалы между поездами, собирая по радиоканалам информацию от локомотивов.

ИИ помогает даже в решении кадровых вопросов: робот-рекрутер РЖД способен делать в день до 8 тыс. звонков соискателям, приводит пример Евгений Чаркин.

Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
Северный путь Северный путь

Какое кино снимается в Якутии, Бурятии и Тыве

Знание – сила
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Переславль-Залесский: Личный опыт Переславль-Залесский: Личный опыт

Отправляясь в Переславль-Залесский, закиньте в авто доску для серфинга!

КАНТРИ Русская азбука
Российская инфраструктура ищет партнеров Российская инфраструктура ищет партнеров

Государственно-частное партнерство стало локомотивом для больших проектов

РБК
Яичное разнообразие Яичное разнообразие

Почему увеличивается интерес потребителя к нишевому яйцу

Агроинвестор
Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным» Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБК
Лоскутная сборка Лоскутная сборка

Техника пэчворк и лоскутные работы костромских мастериц

КАНТРИ Русская азбука
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Ихтиологическая филателия Ихтиологическая филателия

Завораживающая коллекция рыб на почтовых марках

Наука и жизнь
Африканская пропасть Африканская пропасть

Англо-бурская война как историческая неизбежность

Знание – сила
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Стенка на стенку Стенка на стенку

Если уж чем-то и мериться, то почему бы не... кремлями!

КАНТРИ Русская азбука
Мои отношения с языком Мои отношения с языком

Опыты практического билингвизма

Знание – сила
Академики на букву К Академики на букву К

Почему многих советских научных героев миновала премия Нобеля?

Знание – сила
Зачем нам ловить нейтрино? Зачем нам ловить нейтрино?

Что удалось понять про нейтрино и как это было, — в беседе с Валерием Петковым

Наука и жизнь
Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане

Количество бороздящих морские просторы судов растет год от года

Наука и техника
Когда Африку разрезали как пирог… Когда Африку разрезали как пирог…

Как дикий империализм, облачившись в «цивилизованный костюм», делил Африку

Знание – сила
Срединный путь Срединный путь

Бюджетный кроссовер DFSK 500 пока на уровне топ-версий

Автопилот
Конго тьмы Конго тьмы

Король Бельгии Леопольд II и кровавая история Конго

Знание – сила
«Вторая экономика мира и первый партнер России» «Вторая экономика мира и первый партнер России»

Россия и Китай: как сегодня развивается двусторонняя торговля

РБК
«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
Малая авиация без мифов и предрассудков Малая авиация без мифов и предрассудков

Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБК
Станция «Кузнечное» Станция «Кузнечное»

Кузнечное дело во Владимире с инструкцией по выковке гвоздя

КАНТРИ Русская азбука
Ярославль Ярославль

Что должно быть в вишлисте туриста, решившего посетить Ярославль?

КАНТРИ Русская азбука
Стихийные отношения Стихийные отношения

Громкие заявления о подъеме уровня океана голландцы не слышат, а видят

Вокруг света
Коллекция осень-зима Коллекция осень-зима

Урок пейзажной фотосъемки — чтобы подойти к путешествиям во всеоружии

КАНТРИ Русская азбука
Из истории британской  Московской  компании Из истории британской  Московской  компании

В середине XVI века Ричард Ченслор открыл новый торговый путь

Наука и техника
Открыть в приложении