Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

РБКBiznes

Российские дороги повернули на Восток

Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

Текст: Роман Спавленко, Елена Шиян

Изменения последних лет сделали основными трендами в транспортно-логистической сфере импортозамещение, переориентацию на Восток и цифровизацию, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.

«Основной объем экспорта зарождается в центре страны, а импортные потоки заходят со стороны дружественных стран, преимущественно азиатских. Это требует настройки логистической инфраструктуры — дорог, логистических центров, расширения приграничных пунктов для обеспечения бесшовного товаропотока, в том числе транзитного», — объясняет эксперт.

Решить эти задачи призваны нацпроекты «Развитие транспортной инфраструктуры» и «Инфраструктура для жизни», рассказывал на выступлении в Совете Федерации министр транспорта Роман Старовойт. Они придут на смену нацпроекту «Безопасные дороги» и комплексному плану модернизации транспортной инфраструктуры, завершающимся в этом году. По словам министра, финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы оценивается примерно в 14 млрд руб.

Какой путь дороже

Около 60% средств по проекту «Транспорт» предлагается направить на развитие железнодорожной сети, следует из презентации Минтранса, имеющейся у «РБК Отраслей». Это прежде всего федеральные проекты, развивающие связи России со странами глобального Юга: расширение Восточного полигона (БАМ и Транссиб), выходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов и мультимодальный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг».

Также будет финансироваться создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, связывающих российские регионы, и развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.

На втором месте по объемам финансирования — проекты по строительству автомобильных дорог. Только крупные стройки оцениваются более чем в 3 трлн руб. Кроме того, стоит задача привести в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% дорожной сети в агломерациях, сообщал Минтранс. В этом сегменте самая высокая доля бюджетного финансирования — более 96%.

На развитие морских портов предлагается направить более 330 млрд руб., а на реконструкцию и строительство 75 аэродромов и аэровокзалов — около 350 млрд руб. Цель — повысить авиационную подвижность населения на 50% к уровню 2023 года.

Окончательные параметры нацпроектов должны быть представлены до конца 2024 года.

Кто куда едет

Особое внимание сейчас уделяется развитию МТК «Север — Юг» протяженностью 7200 км между морским портом Санкт-Петербург и индийский портом Мумбай и МТК «Восток — Запад» в 10 тыс. км, соединяющим Юго-Восточную Азию с Европой через Китай, Монголию и Россию. Эти маршруты имеют критически важное значение для улучшения транспортно-логистической связанности в Евразии, заявлял в начале лета вицепремьер РФ Алексей Оверчук.

Ожидается, что грузопоток по МТК «Север — Юг» к 2030 году возрастет с 15 млн т в год до 41–45 млн т, а далее и до 60– 100 млн т. Для исполнения этих планов Россия финансирует стройки не только внутри страны, но и за ее пределами, отмечает обозреватель официального издания Минтранса «Транспорт России» Ирина Полякова. Так, чтобы обеспечить прямой доступ российских товаров в крупнейший порт Ирана Бендер-Аббас, а значит, и на рынки густонаселенных Афганистана, Пакистана и Индии, российское правительство предоставляет Ирану кредит в €1,3 млрд на достройку участка железной дороги, которая обеспечит сквозное сообщение по всему МТК.

В коридоре МТК «Восток — Запад» продолжается строительство автомагистрали М-12, доведенной до Казани. В этом году по ней можно будет доехать уже до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени, указано на сайте «нацпроекты.рф».

В условиях санкций резко выросла загрузка железнодорожного участка МТК — Восточного полигона железных дорог. В 2023 году РЖД вывезли рекордный объем грузов в восточном направлении — более 288 млн т, включая не только экспортные, но и внутрироссийские грузы. Это на 4% больше, чем в 2022 году, и в три раза больше, чем десять лет назад. По итогам первого полугодия 2024 года загрузка выросла еще на 3,3%, сообщила «РБК Отраслям» пресс-служба РЖД.

Со следующего года планируется начать новый этап расширения Восточного полигона, который позволит к концу 2035 года увеличить его пропускную способность по экспортным грузам с 180 млн до 270 млн т, говорил министр транспорта Роман Старовойт.

Курс на север

Морской транспорт занимает 60% в экспортно-импортных операциях страны и его развитию уделяется особое внимание, отмечает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. К концу 2023 года общая мощность морских портов России составила, по данным ресурса «нацпроекты.рф», 1,322 млрд т, почти на 12% больше, чем в 2020 году.

Однако сейчас не все существующие портовые мощности загружены, так как пока не везде хватает провозной мощности железных дорог, отмечает Дмитрий Завьялов.

Учитывая ограничения по транспортировке грузов по железной дороге на дальневосточном направлении, правильным шагом будет перемещение экспортных товаров с железнодорожных маршрутов на Северный морской путь (СМП), сообщил «РБК Отраслям» гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.

Для этого необходимо расширить флотилию ледоколов, отмечает Дмитрий Завьялов. Кроме того, необходимо создание мультимодальных речных хабов, способных интегрировать маршруты в Обь-Иртышском и Енисейском бассейнах, а в перспективе — и в Ленском бассейне, также требуется модернизация речного флота, включая сухогрузы, буксиры и земснаряды, продолжает Максим Данькин. В 2023 году по СМП перевезено 36,2 млн т грузов, а к 2030 году можно было бы увеличить грузопоток на 5–6 млн т в год, считает он.

Как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на три года, на развитие федерального проекта Большого Северного морского пути (БСМП) в 2025 — 2027 годах планируется выделить 175 млрд руб. Он охватит 8 тыс. морских миль, что почти в три раза больше традиционного СМП, с возможностью задействования портов Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград.

14 млрд руб. — во столько оценивается финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы

Транспорт переходит на «цифру»

Бизнес активно вкладывается в цифровизацию отрасли, отмечает Дмитрий Завьялов. Логистическая отрасль испытывает ощутимый кадровый голод, и цифровые решения, роботизация помогают снизить остроту проблемы, отмечает он.

Например, FESCO, одна из крупнейших российских транспортно-логистических компаний, внедряет искусственный интеллект в работу с контейнерами во Владивостокском морском торговом порту и разрабатывает «умного» помощника, который поможет экипажам судов компании ориентироваться в международном морском праве, сказал «РБК Отраслям» представитель компании.

В РЖД сейчас работают 28 систем с технологиями ИИ, рассказывал заместитель гендиректора корпорации Евгений Чаркин. Например, около 50% всех обращений клиентов РЖД обрабатывается голосовым роботом-помощником Максимом. Сервис речевых пометок машиниста передает специальным службам информацию о нарушениях, озвученных машинистом на маршруте, а технология «Виртуальная сцепка» позволяет сократить интервалы между поездами, собирая по радиоканалам информацию от локомотивов.

ИИ помогает даже в решении кадровых вопросов: робот-рекрутер РЖД способен делать в день до 8 тыс. звонков соискателям, приводит пример Евгений Чаркин.

Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Северный путь Северный путь

Какое кино снимается в Якутии, Бурятии и Тыве

Знание – сила
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Ешь, молись, люби Ешь, молись, люби

«Лапти» из картофеля по рецепту одной семьи из Иваново

КАНТРИ Русская азбука
Алексей Новиков: «Кибербезопасность становится несущей конструкцией для бизнеса» Алексей Новиков: «Кибербезопасность становится несущей конструкцией для бизнеса»

Почему русский кибербез интересен мировому сообществу

РБК
Ростов Великий Ростов Великий

Ростов Великий и его главные богатства

КАНТРИ Русская азбука
Новая физика рождается под землёй Новая физика рождается под землёй

Приключение за неуловимой нейтрино в недра Баксанской нейтринной обсерватории

Наука и жизнь
Изобретательская работа как путь к инновациям Изобретательская работа как путь к инновациям

Преимущества изобретательской деятельности и вопросы, связанные с патентованием

Наука и техника
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
Стенка на стенку Стенка на стенку

Если уж чем-то и мериться, то почему бы не... кремлями!

КАНТРИ Русская азбука
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Конго тьмы Конго тьмы

Король Бельгии Леопольд II и кровавая история Конго

Знание – сила
Африканские маски в Москве Африканские маски в Москве

Маски, затягивающие в свой потаенный запредельный мир колдовства и мистики…

Знание – сила
Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами» Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами»

Наталья Зубаревич — к какому кризису стоит готовиться бизнесу

РБК
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
Телескопы будущего Телескопы будущего

Владимир Сурдин о разработках для изучения космоса

Вокруг света
Ильич раздора Ильич раздора

Фреска Риверы, которая должна была воспевать бурный научно-технический прогресс

Вокруг света
Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа

Программа, которая облегчает выявление генетических причин тяжелых заболеваний

Наука и техника
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Кир Булычев. Поперек реки Хронос Кир Булычев. Поперек реки Хронос

Чем Кир Булычев резко выделялся на фоне друзей и соратников по перу?

Знание – сила
Вечная мания завоеваний Вечная мания завоеваний

Александр Великий: «разорванный» портрет героя

Знание – сила
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
Лунный цветок Лунный цветок

Отправиться осенью в лес за красивыми растениями? Да!

Наука и жизнь
Экономике предложили альтернативы Экономике предложили альтернативы

Как возможное ухудшение макроэкономической ситуации повлияет на АПК

Агроинвестор
Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным» Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБК
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Срединный путь Срединный путь

Бюджетный кроссовер DFSK 500 пока на уровне топ-версий

Автопилот
Владимир: А что вокруг? Владимир: А что вокруг?

Владимир, словно его исторический прототип Красно Солнышко, имеет мощные лучи

КАНТРИ Русская азбука
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении