Как мы относимся к началу своего дела

РБК

Тема номера / Предпринимательство

Страх потеряли

Начни бизнес

«Предполагаете ли вы — самостоятельно или вместе с другими — в течение следующих трех лет организовать новый бизнес?» Этот вопрос в числе прочих каждый год задают жителям десятков стран участники проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM). В России «да» в 2016 году ответили всего 2,1% опрошенных. Это худший результат среди всех стран — 65-е место из 65 возможных

Сам по себе этот факт еще не позволяет делать далеко идущие выводы: например, лидерами по числу желающих начать бизнес в прошлом году стали Египет и Буркина-Фасо, а соседями России — Малайзия и Испания. «Высокий индекс намерений не значит, что все они пойдут и начнут бизнес. Верно и обратное — кто-то из тех, кто не выразил такого намерения, создаст бизнес», — говорит Ольга Верховская, доцент Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и руководитель российской части проекта GEM. Показатель, который называется «предпринимательские намерения», обозначает скорее отношение к предпринимательству, и по нему Россия держится в конце списка все десять лет, в течение которых принимает участие в мониторинге.

Для России также характерны низкая оценка собственных знаний и навыков, необходимых для создания бизнеса, и крайне пессимистичное восприятие внешней среды: люди склонны оценивать экономическую ситуацию хуже, чем она есть на самом деле, и более негативно, чем жители многих стран с более слабой экономикой. И в этом смысле ретроспективный взгляд дает на парадоксальную картину: в кризисные годы, когда ситуация не ухудшается на самом деле, люди чаще начинают собственное дело.

Во многих странах ухудшение ситуации в экономике вызывает рост предпринимательской активности, комментирует Верховская. Люди часто начинают бизнес, потеряв другие источники дохода. GEM называет таких предпринимателей «вынужденными», отличая от «высокопритязательных», начавших свое дело из-за желания стать независимыми или увеличить доход. В развитых странах предпринимателей второй группы значительно больше, чем тех, кто начал бизнес от безысходности, говорит Верховская. В 2016 году в группе развитых стран с инновационной экономикой их было в 3,9 раза больше, чем «вынужденных», в странах с сырьевой экономикой — в 1,2 раза больше. В России — в 1,3 раза, и на протяжении десяти лет это соотношение менялось тоже незначительно.

Но есть и показатели, которые в России за десять лет изменились сильно. Например, «страх провала»: если в 2006 году боязнь оказаться неуспешным и разориться как причину отказа от начала своего дела называли 66% опрошенных, то в 2013-м таких было всего 29% (правда, в 2016 году процент вдруг вырос до 45%). А уверенность в собственных силах и знаниях сейчас выше, чем десять лет назад. Зачастую неудачи помогают снизить страх и прибавляют уверенности в собственных силах. «Я раньше считала, что прошлый опыт вредит, что люди никогда не захотят вернуться в бизнес в России, а оказалось, что нет: когда мы построили модель, выяснилось, что наличие прошлого опыта позитивно влияет на желание открыть бизнес в будущем — уже не так страшно», — отмечает Верховская.

Наблюдения выявили и другие интересные факты. Например, что враждебную для предпринимательства среду создают не только коррупция, недоступность кредитов или бюрократия. По словам Верховской, во всем, что касается предпринимательской активности, наиболее близкой к России страной является Япония, совсем другая по многим признакам страна. Но в обеих странах коллектив часто важнее личности, а социальная защищенность привлекательнее возможности работать на себя. Важную роль в экономике двух стран играют крупные компании и корпорации, работа в которых приносит стабильный доход, дополнительные гарантии и льготы.

Все десять лет жители России называли предпринимательство желанной карьерой, но это не значит, что все больше людей выбирают эту карьеру. «Такое восприятие характерно для стран с более низким уровнем экономического развития. Если на рынке труда много предложений, в том числе от крупных компаний, восприятие карьеры предпринимателя очень низкое, как во Франции или в Финляндии», — говорит Верховская.

Другой интересный результат исследования по проекту GEM в России — рост женской активности. Мужчин-предпринимателей стабильно больше, в 2016 году активность женщин выросла на 54%, а мужчин — лишь на 19%. Кроме того, в последние годы открытием своего бизнеса в России все меньше интересуется молодежь. «Увеличивается доля старшей возрастной группы: люди теряют работу, но считают, что у них уже есть знания и навыки, они не хотят работать за копейки и хотят сделать что-то свое, — считает Верховская. — Поэтому в кризисные годы увеличивается количество женщин и людей старшей возрастной группы. И более образованной группы тоже».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Онлайн-каналы должны нести ответственность за реализацию БАДов» «Онлайн-каналы должны нести ответственность за реализацию БАДов»

О ситуации на рынке биологически активных добавок (БАД)

РБК
Места пивной силы Места пивной силы

Карты путешествий во хмелю

Автопилот
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Cпасибо, что живой Cпасибо, что живой

Парадокс Crosstrek

Автопилот
Генераторы заблуждений Генераторы заблуждений

Почему нейросети иногда лгут и чем мы из-за этого рискуем

Вокруг света
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Только в путь Только в путь

Jetour T1 без границ

Автопилот
Искусное сплетение Искусное сплетение

Квартира с винтажными предметами быта из эпохи социалистического реализма

Идеи Вашего Дома
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства

Гендиректор фирмы «Август» — о развитии и планах компании

Агроинвестор
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
Завтрак в мансарде Завтрак в мансарде

Почему романтиков и творческих личностей привлекает жизнь в мансарде?

Идеи Вашего Дома
Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее

Чем может угрожать таяние вечной мерзлоты, к каким последствиям это приведет?

Знание – сила
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Самый быстрый медведь Самый быстрый медведь

Skoda Kodiaq RS стала нам ближе

Автопилот
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Пространство квартиры с глубокими, насыщенными оттенками, тёплыми фактурами

Идеи Вашего Дома
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
«Всегда» уже заканчивается «Всегда» уже заканчивается

Что может исчезнуть из нашей жизни раньше, чем мы успеем это осознать?

Вокруг света
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
В оттенках природы В оттенках природы

Эта кухня в московской квартире — часть открытого пространства кухни-гостиной

Идеи Вашего Дома
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
На гребне волны На гребне волны

В интерьере сохранена морская тематика, цветовые сочетания синего и оранжевого

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении