В ряде научных институтов прошли испытания свойств пластиковых шпал

НаукаHi-Tech

Когда шпалы станут пластиковыми

Замена деревянных и бетонных шпал на полимерные из пластиковых отходов с добавлением природных материалов, таких как древесные опилки или песок, могла бы стать решением экологических и экономических проблем. В ряде ведомственных научных институтов прошли испытания свойств пластиковых шпал, однако пока их массового внедрения не наблюдается.

Анна Героева

Все пути ведут на свалку

Общая протяженность российских железных дорог превышает 80 тыс. км, согласно данным Росстата. При этом, как несложно подсчитать, на них используется примерно 150 млн штук деревянных и бетонных шпал. Но официальных данных об объеме выработанных шпал нет: их количество никем и никогда не подсчитывалось. Свалки с отработанными деревянными шпалами можно обнаружить как в столичном регионе, так и в провинции. Переработать их проблематично, поэтому свалки из них можно найти где угодно. Например, пользуясь открытыми данными, мы насчитали восемь крупных свалок из отработанных шпал.

Шпалы считаются токсичными отходами третьего класса опасности, а всего таких классов пять. «В советские времена в провинции их раздавали людям, которые применяли их в виде строительного материала, например, строили из них погреба, не заботясь о том, что подобное может нанести им вред»,— говорит советник главы Росприроднадзора Амирхан Амирханов.

«Отработанные шпалы опасны. Креозот, которым пропитана шпала, страшный яд. Поэтому шпалы только уничтожают. Сжигают, например. По-научному это называется „окисляют“. Это тяжелый и дорогой процесс, их чаще выбрасывают, потому и этих свалок так много. Вот мы и делаем такие технологии, чтобы было легче уничтожать их»,— говорит кандидат технических наук, научный руководитель инсинераторо-строительной (мусоросжигательной) компании «Турмалин» Михаил Востриков. Идей по ликвидации свалок много, однако ясно, что самой эффективной из них был бы отказ от деревянных и бетонных шпал. Самым крупным российским пользователем шпал исторически является ОАО РЖД. Официальных данных нет, однако, согласно открытым источникам, компания ежегодно выводит из эксплуатации около 1 млн шпал. Нельзя сказать, что госмонополия не инвестирует средства в научные разработки по переработке железобетонных шпал — в регионах построено несколько предприятий по переработке таковых в крошку для укладки дорог,— и даже собирается реализовывать ее через электронную торговую площадку ППК РЭО. По данным Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры (НИЦ ПИ), стоимость такого завода может варьироваться от 2 млн до 8 млн руб.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

С электроникой в башке С электроникой в башке

Как в России развиваются исследования интерфейса мозг—компьютер

Наука
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Протокол «Дубайск» Протокол «Дубайск»

Какие автомобили можно увидеть в новом «Мажоре»

Автопилот
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Открыть в приложении