Технологии виртуальной и дополненной реальности не смогли произвести революцию в технологиях в 1990-х годах. Наступило время реванша

РБК

Тема номера — Индустрия будущего

Дополненная реальность

Технологии виртуальной и дополненной реальности не смогли произвести революцию в технологиях в 1990-х годах. Наступило время реванша

Текст: Елизавета Архангельская

Говорить о дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) люди начали давно: первые разработки появились еще в 1960-х годах в США. Так, ученый Мортон Хейлиг в 1962 году запатентовал систему Sensorama — внешне напоминающую игровой автомат машину, которая показывала 3D-изображение. А один из первых шлемов виртуальной реальности создал американский разработчик Айвен Сазерленд в 1968 году. Но эти проекты были скорее научными экспериментами.

$162 млрд составит объем мирового рынка технологий VR и AR в 2020 году. 

Источник: IDC

Первый бум виртуальной реальности случился в 1990-х годах с массовым выпуском 3D-видеоигр и фильмов, пишут аналитики Goldman Sachs. Тогда VR-революция не произошла из-за недостаточно развитых технологий. Начало нового бума, считают в Goldman Sachs, ознаменовала покупка соцсетью Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в 2014 году за $2 млрд стартапа Oculus, разработавшего шлем виртуальной реальности. В отличие от 1990-х годов компьютеры теперь способны изображать виртуальный мир реалистично, а дисплеи и сенсоры стали лучше и дешевле, хотя рынок VR и AR только начинает формироваться. Согласно прогнозу аналитической компании IDC, через пять лет он вырастет в 30 раз — с $5,2 млрд в 2016 году до более чем $162 млрд в 2020-м.

В первую очередь развитию технологий дополненной реальности способствует массовое распространение смартфонов и мобильного интернета. Типичный пример — успех игры Pokémon Go, которая через несколько часов после выхода в июле 2016 года возглавила рейтинги приложений в iOS и Android и за неделю подняла капитализацию компании-владельца Nintendo на 70%. Причем всего четыре года назад тот же разработчик, компания Niantic, уже выпускала игру с дополненной реальностью — Ingress, но выручка от нее за три года, по подсчетам SuperData и SensorTower, оказалась меньше, чем доходы от Pokémon Go за сутки ($1,1 млн против $1,4 млн).

Распространение производительных смартфонов стимулирует появление недорогих шлемов виртуальной реальности, объяснял аналитик IDC Крис Чьют, чьи слова приводились в сообщении компании в августе 2016 года. Такое дешевое устройство выпустила, например, корпорация Google в 2014 году. Шлем виртуальной реальности от Google — это небольшая картонная коробка с двумя линзами стоимостью от $7 до $15, на которую крепится смартфон. Линзы позволяют пользователю видеть объемное изображение, запуская на устройстве соответствующие приложения, например игры.

Более продвинутые шлемы виртуальной реальности выпустили многие крупные производители электроники: Microsoft, Samsung, HTC, Samsung, LG, Sony. По итогам 2016 года лидером по продажам VR-шлемов, согласно прогнозу SuperData, будет Samsung: компания поставит 3,5 млн устройств Samsung Gear VR. Еще 2,6 млн шлемов PlayStation VR продаст Sony, 0,7 млн — Oculus Rift и 0,4 — HTC Vive. Цены на устройства снижаются, шлемы становятся более доступными для потребителей. Goldman Sachs проводит аналогию с тем, как дешевели гаджеты в прошлом: например, стоимость ноутбука за 20 лет, с 1994 по 2014 год, снижалась в среднем на 6,5% в год, цена смартфона в течение десяти лет опускалась в среднем на 5% ежегодно.

За первые два месяца 2016 года инвестиции в технологии VR и AR превысили годовую отметку $1 млрд, выяснили аналитики DigiCapital (для сравнения: за весь 2015 год суммарные вложения на рынке составили $700 млн). Львиная доля этой суммы пришлась на одну инвестицию: в феврале один из самых секретных стартапов, Magic Leap, привлек почти $800 млн от группы инвесторов, среди которых — Alibaba, Google, Warner Bros, J.P. Morgan и Morgan Stanley. О Magic Leap известно немного: как писал журнал Wired, компания работает над очками так называемой смешанной реальности (MR), которые показывают пользователю виртуальные объекты, но остаются прозрачными, так что он видит и окружающий мир. После последнего раунда инвестиций оценка компании, которая еще даже не представила свой продукт, составила $4,5 млрд, что в три раза больше всех привлеченных ею средств. К 2020 году, по подсчетам Markets and Markets, глобальный рынок MR составит $453 млн со среднегодовым ростом 75% в течение пяти лет.

Носимые устройства — только часть зарождающего рынка. К 2025 году 56% доходов рынка дополненной и виртуальной реальности будут приносить продажи оборудования, а 44% придется на софт, считают аналитики Goldman Sachs (по базовому сценарию их прогноза, в целом рынок составит $80 млрд). И то, как люди будут применять новые гаджеты, зависит от того, какие приложения создадут для них разработчики, считают в IDC.

Если всего 25 лет назад управлению компьютером надо было учиться, сейчас пользователи смартфонов и планшетов просто берут их в руки и начинают работать. Технологии виртуальной и дополненной реальности снова изменят способ нашего взаимодействия с компьютером и сделают его еще более интуитивным, пишут эксперты Goldman Sachs. Чтобы давать команды, мы будем использовать жесты и графику, а изображение не будет ограничено размером дисплея.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Вино и дюны Вино и дюны

Район Колареш, единственное место в Португалии, где виноград растет из песка

Seasons of life
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
По времени и пространству По времени и пространству

Добавляем пять книжных путешествий в летний ритм жизни

Seasons of life
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
Дар моря Дар моря

Креветки в панцире, похожем на черепицу, у рыбы корвины русалочий хвост

Seasons of life
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Открыть в приложении