Впервые после кризиса 2014 года рынок автокаско показал рост

РБКAvtomatik

Автокаско завелось

Впервые после кризиса 2014 года рынок автокаско показал рост. Однако говорить о выходе сегмента из многолетнего пике пока рано, считают страховщики: отрасль может снова потерять в сборах из-за тарифной политики компаний и ослабления рубля.

Текст Олег Юдин

Банк России в сентябре опубликовал итоги работы страхового рынка за полугодие. По его данным, страховщики собрали по автокаско 80,1 млрд руб. премий, что на 3,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В структуре рынка этот вид страхования занял четвертое место (или 11%), лидерство по доле рынка автокаско утратило еще в 2015 году, который стал переломным для отрасли после начала экономического кризиса в стране годом ранее. Тогда добровольный вид автострахования не только уступил многолетнее лидерство по взносам ОСАГО (обязательный вид страхования в отличие от каско), объем премий упал на 14,6%, до 187,2 млрд руб., против роста на 3%, до 218,6 млрд руб., в 2014-м.

На сжатие рынка повлияло сокращение продаж новых автомобилей (по данным «Автостата», минус 35% к 2014 году) и повышение страховщиками тарифов: средняя премия выросла на 7,2 тыс. руб., до 49,1 тыс. руб., что на 17% больше, чем в кризисный 2014 год. Ответ автовладельцев не заставил себя долго ждать — количество проданных полисов в 2015-м сократилось на 27,2%, до 3,8 млн договоров.

С тех пор автокаско так и не удавалось вырасти, однако размер падения сборов сокращался. В 2016 году взносы по автокаско уменьшились на 8,8%, в 2017 году — на 4,8%.

Причиной нынешнего роста взносов стало в первую очередь увеличение продаж новых автомобилей, уверен управляющий директор по автострахованию группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. В январе—июне продажи новых машин действительно выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Поддержало автокаско и оживление рынка кредитования населения, считает руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. При покупке автомобиля в кредит оформление полиса автокаско обычно является обязательным, напоминает Евгений Шарапов, замдиректора группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Он обращает внимание на увеличивающуюся долю кредитных автомобилей в общем объеме проданных машин. Если в 2014 году на кредитные автомобили приходилось 35%, то в 2017 году этот показатель достиг 49%. Данных за текущий год пока нет, тем не менее за пять месяцев 2018 года сумма выданных банками автокредитов выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, приводит данные Национального бюро кредитных историй Евгений Шарапов. В свою очередь, вклад в поддержку автокредитования внесло правительство, продлив государственную программу льготного кредитования на покупку машин, произведенных в России, отмечает ЦБ в своем обзоре ключевых показателей страховщиков за первый квартал 2018 года.

Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Андрей Ковалев считает, что, несмотря на рост рынка автокаско по итогам полугодия, говорить о полноценном выходе сегмента из кризиса нельзя. Сборы по страхованию автокаско физических лиц снизились на 2,6%, в корпоративном блоке сборы, напротив, выросли на 3,1%. «Таким образом, можно сказать, что только каско в корпоративном сегменте выходит из кризиса, а на рынке каско физлиц продолжается ситуация предыдущих лет — число договоров растет, но средняя премия снижается», — уточняет Андрей Ковалев. По данным ЦБ, количество заключенных договоров за полгода выросло на 24,2%, до 2,175 млн, средняя премия упала на 17,1%, до 36,842 тыс. руб.

Курс на снижение

Во втором квартале размер средней премии по автокаско продолжал снижаться, достигнув минимального значения за последние шесть лет — 34,8 тыс. руб., рассказывает директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний RAEX («Эксперт РА») Ольга Скуратова. Она считает, что наметилась устойчивая тенденция к перезаключению автомобилистами более дешевых полисов каско, в большинстве своем покрывающих только часть рисков. Если раньше автовладельцы предпочитали покупать полисы с полным покрытием, то сейчас наблюдается устойчивый интерес к франшизным программам страхования, соглашается начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга дирекции развития страхования СК «МАКС» Евгений Попков. Широкое распространение полисов каско с франшизами приводит к падению средней премии, добавляет Сергей Демидов.

Франшиза в автокаско — это определенный договором размер ущерба, который автомобилист возмещает самостоятельно при наступлении убытка. В портфеле «Согласия» за последний год доля каско с франшизой выросла на 10 п.п. и сейчас приближается к трети, утверждает Андрей Ковалев. В «Ингосстрахе» уже сейчас более 50% портфеля приходится на полисы каско с франшизой, а в докризисный период доля таких полисов составляла 10–15%, добавляет Виталий Княгиничев. В группе «Ренессанс страхование» доля таких полисов автокаско также превышает 50%.

Повышенный спрос автомобилистов на полисы автокаско с франшизой объясняется скидками. По расчетам Андрея Ковалева, наличие франшизы позволяет снизить стоимость полиса каско до 50%. «Если говорить об усеченных продуктах, в которых страхуются только некоторые риски, например только угон или полная гибель транспортного средства, то здесь экономия может быть больше — до 80%, но уже нельзя говорить о полной защите имущества клиентов», — рассказывает он.

Полное классическое каско оформляют владельцы дорогих машин, для которых размер премии не столь важен, как предлагаемый набор услуг, говорит Виталий Княгиничев. Кроме того, сторонниками полного каско являются владельцы новых автомобилей, замечает Сергей Демидов.

Несмотря на сокращение размера средней премии по автокаско, размер среднего убытка не уменьшается, так как стоимость ремонта и запчастей постоянно увеличивается, рассказывает Виталий Княгиничев. Средняя выплата выросла на 8,1%, до 89,3 тыс. руб., следует из данных ЦБ.

Андрей Ковалев считает, что если в 2016–2017 годах основным фактором снижения средней премии по автокаско было распространение урезанных и франшизных продуктов, то в этом году на первый план выходит «обострение конкурентной борьбы и масштабное снижение тарифов по каско физлиц». Например, в сентябре компания «МАКС» сообщила о существенном снижении тарифов на каско: в среднем до 30% (по данным ЦБ за полугодие, компания не входит в топ-10 по сборам в каско). Один из лидеров этого сегмента — компания «РЕСО-Гарантия» — на своем сайте обещает скидку на каско до 45% при переходе к ней из другой компании.

Снижение тарифов по каско зачастую является ценовым демпингом и попыткой нарастить портфель по данному виду страхования, считает Виталий Княгиничев: «Рынок автокаско — высококонкурентный, большая его часть поделена между топ-10 страховщиков». Более 85% рынка автокаско приходится на топ-10 компаний примерно из ста страховщиков, занимающихся этим видом страхования, свидетельствуют данные ЦБ за полугодие.

«Здесь нет никакого демпинга, только внимательный актуарно-андеррайтинговый расчет», — оправдывается Евгений Попков. Он полагает, что удешевлением полиса компания помогает части клиентов вернуться к практике страхования автокаско, от которой они вынуждены были отказываться «по причине высокой нагрузки на семейный бюджет».

Зона рентабельности

Увеличение доли усеченных и франшизных полисов автокаско приводит к снижению убыточности этого сегмента, говорит Виталий Княгиничев. «К примеру, в 2008 году аварийность по нашему портфелю составляла 106%, в 2018-м — около 60%», — продолжает эксперт. Автостраховщикам в целом удалось обуздать убыточность по каско и выйти в зону положительной рентабельности, соглашается Евгений Попков. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года убыточность по полисам каско без франшизы не изменилась, добавляет Сергей Демидов.

Страховщики в первом полугодии урегулировали 452,5 тыс. страховых случаев, что на 12,3% ниже аналогичного показателя прошлого года. Падение числа урегулированных убытков сказалось и на выплатах — одном из ключевых показателей рентабельности в страховании. За полгода выплаты снизились на 5,2%, до 40,4 млрд руб., приводит данные ЦБ. Наличие франшизы в договоре дисциплинирует клиентов — они реже заявляют страховщикам незначительные убытки, считает Виталий Княгиничев. Падение убыточности он также объясняет снижением аварийности на дорогах.

О рентабельности автокаско для страховщиков говорит и комиссионное вознаграждение, которое компании платят агентам за продажу своих продуктов. Сохраняется тенденция к его росту, замечает Евгений Шарапов. За шесть месяцев страховщики заплатили агентам 16 млрд руб. комиссионного вознаграждения, что на 14,3% больше аналогичного показателя прошлого года. Рост комиссионного вознаграждения объясняется обострением конкурентной борьбы, поясняет Андрей Ковалев. «Для привлечения дополнительных клиентов компании не только снижают тарифы, но также увеличивают вознаграждение посредникам», — считает он.

Перспективы рынка

Аналитики АКРА считают, что падение сборов по автокаско по итогам 2018 года может прекратиться. По их оценке, темпы роста сегмента по году составят 9,3% с увеличением до 178 млрд руб. В пользу такого сценария свидетельствует восстановление продаж новых автомобилей. Кроме того, прогнозируют в АКРА, в этом году замедлится сокращение средней премии. Автокаско с франшизой широко представлено на рынке, автомобилисты уже сделали выбор в пользу таких полисов, поэтому существенный рост доли этих продуктов маловероятен, полагают они. В дальнейший рост рынка автокаско верит и Сергей Демидов. Он считает, что падение продаж новых автомобилей завершилось, объемы автокредитования вышли на докризисный уровень.

В агентстве RAEX прогнозируют, что по страхованию автокаско падение премий в 2018 году по сравнению с 2017 годом замедлится до 3% или даже до нуля, объем рынка составит порядка 155–160 млрд руб.

По мнению Ольги Скуратовой, внедрение франшиз и применение дополнительных тарифных опций окажет положительное влияние на динамику сегмента, с другой стороны — снижение средней стоимости полиса за счет этих факторов «будет сдерживать развитие этого рынка». Отсутствие роста реальных доходов населения также негативно отразится на темпах прироста премий по страхованию автокаско, полагает эксперт.

Остальные страховщики оптимизма коллег не разделяют. По мнению Виталия Княгиничева, преждевременно говорить о выходе из ситуации с падением сборов — полугодовой рост рынка автокаско на 3,1% не может изменить ситуацию. «Говорить о выходе из многолетнего пике пока рано», — соглашается Евгений Попков. Он отмечает, что продажи на автомобильном рынке начинают замедляться: в августе рынок вырос на 11% против 18% в январе. «Скачки курса валют вынуждают производителей поднимать цены, что тоже потянет продажи машин вниз. Поэтому не исключено, что к концу года каско перестанет расти и продолжит падение», — говорит он. Ослабление рубля негативно скажется и на сегменте: из-за роста стоимости запчастей в рублевом эквиваленте вырастут и объемы выплат, подорожает полис, «что может снизить потребительский спрос», добавляет Ольга Скуратова. Динамика сборов по автокаско будет во многом зависеть от конкурентной борьбы, уверен Андрей Ковалев. «Если продолжится дальнейшее агрессивное снижение тарифов на рынке, то сборы не будут расти», — констатирует он.

Статистика имен

Мужчины по имени Илья и женщины по имени Вера чаще других попадают в аварии — такие выводы по результатам анализа аварийности клиентов сделали специалисты «Согласия». На втором месте по частоте аварийности водители по имени Виталий и Анна, замыкают тройку аварийных имен Константин и Оксана. Мужчины чаще всего становятся участниками дорожно-транспортного происшествия в первый месяц после покупки автокаско, а женщины чаще всего попадают в ДТП на второй месяц страхования, выяснили в «АльфаСтраховании».

Дороже всего автокаско обходится жителям Пскова и Великого Новгорода, считают аналитики компании ERGO, которые проанализировали стоимость услуги в 85 регионах России. Напротив, наиболее дешевое автокаско можно купить в Саратове, Екатеринбурге, Казани и Тюмени.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Развитие технологий в цифрах и фактах Развитие технологий в цифрах и фактах

Технологический прорыв в цифрах: рост, рейтинги и «умные» вещи

РБК
Места пивной силы Места пивной силы

Карты путешествий во хмелю

Автопилот
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
Природная палитра Природная палитра

Интерьер ванной комнаты выдержан в спокойной природной гамме

Идеи Вашего Дома
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Пространство квартиры с глубокими, насыщенными оттенками, тёплыми фактурами

Идеи Вашего Дома
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
Арт-объект Арт-объект

Значение Hongqi HS3 в искусстве

Автопилот
Вперед ногами Вперед ногами

Автороскошь в авангарде дизайн-переворота

Автопилот
Скрытые под водой Скрытые под водой

Редкие подводные артефакты, которые помогли найти ответы на непростые вопросы

Вокруг света
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Фрагмент истории Фрагмент истории

Интерьер, в котором сохранили стену с аутентичной кирпичной кладкой

Идеи Вашего Дома
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
На гребне волны На гребне волны

В интерьере сохранена морская тематика, цветовые сочетания синего и оранжевого

Идеи Вашего Дома
Тачка отсчета Тачка отсчета

Традиции в хорошей форме

Автопилот
В карамельной гамме В карамельной гамме

Дизайн ванной построен на контрастном сочетании материалов и цветовом единстве

Идеи Вашего Дома
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Сто грамм с прицепом Сто грамм с прицепом

Собираем осколки пивной империи

Автопилот
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Те и нет Те и нет

Tenet начинает и…

Автопилот
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Открыть в приложении