Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

РБКHi-Tech

Без очередей, карт и ошибок

Какие технологии изменили опыт покупателей в ретейле

Автор: Георгий Сыпченко

В современных магазинах используются ИИ, роботы и беспилотники, продвинутые решения в области логистики и видеоаналитики, а также биометрия. Рассказываем, как ретейл стал одной из самых высокотехнологичных отраслей

1ИИ для полок, «умные» весы и персональные предложения

В секторе ретейла по всему миру наблюдается настоящий технологический бум. По оценке аналитической компании Fortune Business Inside, в 2022 году размер глобального рынка ИИ-решений для магазинов составил $5,5 млрд. К 2030-му он вырастет до $55,53 млрд, среднегодовые темпы роста рынка достигнут 34%.

Еще в 2016 году доля ретейлеров, которые использовали ИИ для решения различных задач, не превышала 4%. Сейчас она выросла до 28%, сообщает компания SPD Technology.

Среди областей применения искусственного интеллекта в ретейле онлайн-платформа Comarch выделяет:

  • автоматизацию рутины;
  • обнаружение подозрительного поведения и предотвращение краж;
  • контроль выкладки товаров;
  • анализ поведения клиентов с целью оптимизации маркетинговых активностей;
  • формирование уникального клиентского опыта и индивидуальных рекомендаций;
  • оптимизацию занятости персонала.

В России ретейлеры также активно внедряют решения на базе искусственного интеллекта, нейросетей и big data.

Например, с конца 2023 года во всей розничной сети «Магнита» (более 26 тыс. точек) начнет работать технология распознавания товаров. Это нейросеть, которая распознает изображения товаров по фотографии и контролирует соответствие выкладки продукции на полках плану. Система анализирует наличие продукции и ее остаток на складе, расположение позиций и другие показатели. В случае ошибок персонал получает от системы подсказки в мобильном приложении.

Ретейлер также планирует оснастить 200 магазинов больших форматов «умными» весами самообслуживания. Встроенные камеры и нейросети распознают товары в прозрачной упаковке с точностью 98% и ускоряют взвешивание.

Кроме того, сеть использует машинное обучение и big data, чтобы формировать персональные предложения для покупателей. Система Customer Value Management (CVM) создает персональные предложения и определяет, какие товары по специальной цене отобрать для конкретного покупателя, какую установить скидку и кешбэк. После этого CVM анализирует, насколько решение было удачным и нуждается ли оно в корректировке.

Рекомендательная ИИ-система также используется для индивидуального подбора косметики по уходу за кожей лица прямо в магазине «Магнит Косметик»: покупатель может навести камеру смартфона на QR-код, загрузить фотографию лица и ответить на несколько вопросов, а система составит программы ухода в нескольких ценовых категориях.

2Роботы-консультанты и беспилотные грузовики

В розничной торговле все большую популярность набирает мобильная робототехника, сообщают аналитики ABI Research. Рынок коммерческих роботов для ретейла будет расти на 25% в год вплоть до 2030-го, и к тому времени его объем достигнет $8,4 млрд.

Среди заметных производителей робототехники в данном секторе — Zebra Technologies и Simbe Robotics. Их разработки — например, роботы SmartSight и Tally — перемещаются между полок и ищут, в каком месте не хватает товара. Они также умеют находить несоответствия между стоимостью товара в базе и ценником. Кроме того, роботов часто используют в магазинах для мытья полов и в целях безопасности.

Роботы в ретейле применяются в том числе для промоутинга и консультирования покупателей. Так, британский гипермаркет электронных товаров Currys закупил китайских роботов KettyBot. Они приветствуют покупателей, помогают ориентироваться в широком ассортименте магазина и провожают людей к нужному товару. Судя по отзывам потребителей, семьи, особенно с маленькими детьми, в восторге от возможностей робота.

Торговые сети также начинают внедрять в свою работу беспилотный транспорт. В 2023 году «Магнит» совместно с КамАЗом запустили грузоперевозки с помощью беспилотников по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. 22-тонные полуприцепы магазина сцепляют с беспилотными «КамАЗами» на специальных пунктах при въезде и выезде с М-11. Тягач движется на автопилоте, но под контролем водителя и оператора.

Тестовая программа реализуется в рамках экспериментального правового режима — он предполагает, что компании должны завершить несколько продолжительных подготовительных этапов, прежде чем начать масштабную коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей без водителя в салоне. Ретейлер планирует оценить устойчивость бизнес-модели беспилотных грузоперевозок, их экономические перспективы, включая сроки и стоимость доставки, а также соответствие целевым показателям по безопасности и экологичности.

3Мобильные сборщики и склады без людей

По оценке экспертов Inbound Logistics, автоматизированные склады меняют представление об управлении запасами и о скорости доставки, повышают уровень удовлетворенности клиентов и сокращают издержки ретейлеров. В технологический комплекс, встроенный в системы автоматизации складов, входят как робототехника (например, автономные мобильные роботы, или AMR, — они перемещают товары по складу), так и искусственный интеллект. Алгоритмы ИИ с высокой точностью прогнозируют спрос клиентов на определенные товары и оптимизируют процесс управления запасами.

Бизнес по достоинству оценил преимущества, которые дают эти технологии, и наращивает инвестиции в автоматизацию складов. До 2030-го рынок решений в этой области будет расти со среднегодовыми темпами в 23%, и его объем перешагнет отметку в $50 млрд, сообщает консалтинговая компания McKinsey

Гигант логистической отрасли DHL в 2023 году закрыл крупнейшую сделку в сегменте AMR и оснастил свои склады пятью тысячами роботов компании Locus. Эти устройства комплектуют заказы покупателей с эффективностью и скоростью, превышающей человеческую на 180%. По данным на весну 2023 года, DHL собрала с помощью роботов уже 250 млн заказов.

Еще один примечательный кейс использования технологии, на который указывают эксперты McKinsey, — немецкий магазин игрушек Rofu Kinderland. Ретейлер построил AutoStore: автоматизированный склад, который обеспечивает хранение конструкторов Lego, кукол Barbie, различных игрушек, головоломок, пазлов и канцелярии в 28 тыс. ячеек. Комплектацией заказов здесь занимаются 57 роботов.

«Магнит» использует решения по автоматизации и роботизации на площадках по производству продуктов питания. Так, в тепличном комплексе «Зеленая линия» (Краснодарский край) роботы собирают гофрокоробы. Линия автоматически производит бумажный короб, грузит его в транспортер и направляет на запрашиваемый участок для сбора овощей. Кроме того, здесь действует робот для фасовки томатов черри. Его мощность — 2,5 тыс. упаковок в час.

На еще одном пищевом производстве — Кубанском комбинате хлебопродуктов — применяются роботизированные «руки-манипуляторы». Они перекладывают продукцию на ленту фасовки и заменяют работу 20 штатных сотрудников. Затем радиошаттлы с дистанционным управлением расставляют товары на стеллажах в зоне хранения — это позволяет максимально полезно использовать складские площади.

4Тепловые карты, эмоции покупателей и защита от краж

Видеоаналитика — еще одна прорывная технология, которая помогает ретейлерам выявлять различные закономерности и тенденции, отмечают в IT-компании Synodus. Видеокамеры захватывают изображение, система видеоаналитики собирает эти данные, а встроенные в нее алгоритмы обрабатывают и анализируют информацию, извлекая дополнительную ценность для бизнеса.

По данным компании Scylla, специализирующейся на технологиях ИИ в индустрии безопасности, видеоаналитика для ретейла позволяет:

  • вести подсчет посетителей в реальном времени;
  • составлять тепловые карты помещения — это помогает найти самые популярные прилавки и зоны в магазине;
  • анализировать маршруты перемещения покупателей и понимать, сколько времени они проводят в определенных зонах;
  • предотвращать кражи и другое нежелательное поведение;
  • оценить влияние рекламных акций и сезонных предложений на трафик и, соответственно, своевременно корректировать маркетинговые стратегии.

Системы видеоаналитики собственной разработки активно используются в Amazon. Так, они позволяют не только анализировать поведение покупателей и посещаемость магазинов, но и считывать лица посетителей: узнать, какого они возраста и пола, какие эмоции у них вызывает пребывание в магазине.

Сеть 7-Eleven внедрила продвинутую систему видеоаналитики в целях повышения безопасности в торговых точках в Северной Америке. Ретейлер столкнулся с проблемой: в небольшие круглосуточные магазины с большим трафиком стали часто заходить магазинные воры. В итоге 5 тыс. магазинов оснастили «умными» камерами, данные с которых обрабатывает ИИ. Цифровая система позволила снизить потери.

Решения в сфере видеонаблюдения и видеоаналитики сегодня входят в число самых востребованных цифровых сервисов, поскольку обеспечивают безопасность и эффективность процессов, соглашаются в «Ростелекоме». Компания совместно с «Магнитом» протестирует в магазине торговой сети «умную» систему видеонаблюдения с аналитикой трафика для мониторинга покупательских потоков и клиентского пути.

5Оплата по ладони, лицу и улыбке

Наконец, высокотехнологичный магазин уже сложно представить без оплаты по биометрии. Во время пандемии в нескольких магазинах Amazon Go в Сиэтле (США) появились специальные устройства, которые считывают линии и узоры вен с ладони покупателей — это уникальная «подпись» клиента, которая подтверждает факт оплаты товаров. Позднее устройства установили в торговой сети Whole Foods Market. Они также позволяют узнать возраст клиента, сверяя рисунок ладони с цифровым профилем человека. Функция необходима магазинам для продажи алкоголя. Оплата по биометрии в США особенно популярна среди молодых потребителей в возрасте от 18 до 24 лет. В этой возрастной категории биометрией пользуются 58% покупателей. Чуть меньше (55%) приходится на группу 25–40 лет.

Ретейлеры также внедряют технологию оплаты по лицу. Например, летом 2023 года компания из ОАЭ Astra Tech запустила розничный магазин B Store. В основном в нем представлены продукты с длительным сроком хранения. Кроме того, здесь нет продавцов. Войти в магазин можно с помощью приложения, а оплата на кассе производится через систему FacePay. Эта же система интегрирована в торговые точки Carrefour в ОАЭ.

Зачастую внедрение биометрических систем в ретейле проводится в тесном сотрудничестве с банками. Так, в марте 2023 года JPMorgan запустил в пилотном режиме собственную биометрическую систему, которая позволяет проводить оплату по ладони или лицу. Сейчас она тестируется в нескольких американских магазинах. Если программу признают успешной, в 2024 году технологию масштабируют и распространят на крупные торговые сети.

В России биометрическая оплата в ретейле развивается при поддержке Сбербанка. Число клиентов сервиса оплаты «По улыбке», по данным на осень 2022 года, превысило один миллион человек. Биометрию развивают в магазинах «Магнит», «Перекресток» и «Вкусвилл».

Издание PYMNTS прогнозирует, что по итогу бурного развития биометрической инфраструктуры смартфоны, пластиковые карты и бумажные документы окончательно потеряют актуальность в качестве инструментов идентификации людей. А футуристические сценарии — от покупки товаров до авиаперелетов без кошельков и документов — станут реальностью.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Будущее уже здесь…» «Будущее уже здесь…»

Будущее распределено неравномерно

РБК
Протокол «Дубайск» Протокол «Дубайск»

Какие автомобили можно увидеть в новом «Мажоре»

Автопилот
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Коми кукла Коми кукла

Живое воплощение народного искусства и культурного наследия

Знание – сила
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Открыть в приложении