Как легко догадаться, компания «Бамстройпуть» начинала со строительства БАМа

РБКBiznes

Тема номера — Новички

Чрезвычайно военные строители

Как легко догадаться, новичок рейтинга РБК 500 компания «Бамстройпуть» (444-е место) начинала со строительства БАМа. Но вот уже больше 20 лет она реконструирует и строит здания, комплексы и целые городки, а ее главными заказчиками являются министерства, которые возглавляет Сергей Шойгу: сначала чрезвычайных ситуаций, теперь — обороны

Текст Валерия Позычанюк

20 января 2014 года на Фрунзенской набережной, 22, было людно: министр обороны Сергей Шойгу перед камерами закладывал символический первый камень нового Национального центра управления обороной России (НЦУО РФ). Рядом с ним стоял 32-летний владелец компании «Бамстройпуть» Антон Абдурахманов: он жал министру руку и обещал закончить еще не начатую стройку в самые короткие сроки. В следующие месяцы во дворе сталинского комплекса, который раньше занимало главное командование Сухопутных войск страны, снесли все постройки, а к зданию пристроили новые башни.

Президент Владимир Путин подписал указ о создании НЦУО в декабре 2013 года. Строителям предстояло возвести новые 14-этажные корпуса, реконструировать существующие постройки, оснастить комплекс тремя вертолетными площадками, построить причал для судов на воздушной подушке. Проект требовалось закончить как можно скорее, лучше всего — в 2014 году. Уложились в срок: стройка заняла 333 дня при нормативном сроке 1460 дней, уже 1 декабря 2014 года в НЦУО прошло первое дежурство.

В 2014 году источник в оборонно промышленном комплексе заявлял «Интерфаксу», что общая стоимость создания НЦУО составит примерно 40 млрд руб. Значительную часть этих денег получили построившие три здания комплекса компании «Бамстройпуть» и «Трест Мосэлектротягстрой»: Антон Абдурахманов был основным акционером первой, вторую возглавлял в качестве гендиректора. В портфеле обеих компаний есть много других строек для Минобороны, а также для Министерства чрезвычайных ситуаций, которое нынешний министр обороны Сергей Шойгу возглавлял почти 20 лет.

Стоимость создания НЦУО оценивается в 40 млрд руб. Значительную часть этих денег получили «Бамстройпуть» и «Трест Мосэлектротягстрой»

Прощание с БАМом

Управление строительством «Бамстройпуть» было создано в Амурской области в 1971 году, чтобы достраивать Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) — от города Тайшета в Иркутской области до Комсомольска-на-Амуре в Хабаровском крае. Следующие 20 лет в истории «Бамстройпути» связаны с этой дорогой. В 1992 году управление было преобразовано в АО и занялось различным строительством. Согласно отчетам компании, «до 2001 года общество дислоцировалось в Амурской и Читинской областях, в районах Крайнего Севера». Резкий поворот случился в 2002 году.

Помог ему случиться Ефим Басин, долгое время руководивший главным управлением по строительству БАМа «ГлавБАМстроем», рассказывал в интервью читинской газете «Земля» один из старожилов «Бамстройпути» Валерий Лыков. Басин, который в 1992 году возглавил Госкомитет РФ по вопросам архитектуры и строительства, а потом занимал посты министра строительства РФ и начальника управления развития строительной отрасли правительства Москвы, помог «Бамстройпути» получить в столице портфель заказов и несколько десятков квартир в строящемся доме. Как выразился Лыков, тогдашний руководитель «Бамстройпути» Виктор Абдурахманов счел это «предложением, от которого невозможно отказаться», и перевез компанию в Москву.

Вся новейшая история «Бамстройпути» связана с фамилией Абдурахманов. Виктор Юсупович, который в 1988 году возглавил управление строительства, был владельцем и руководителем компании вплоть до своей смерти в 2013-м. Затем компанию возглавил его сын Антон, который сейчас является основным акционером «Бамстройпути»: по данным «СПАРК-Интерфакса», ему принадлежит 84,2% акций.

Переехав в Москву, «Бамстройпуть» занялся проектированием и строительством, выполняя функции как застройщика, так и генподрядчика. «С 1995 года основным заказчиком для «Бамстройпути» является Министерство по чрезвычайным ситуациям России, которое привлекло компанию к работам по ликвидации последствий стихийных бедствий в нескольких регионах», — говорится на сайте компании. Так, в 2001-м компания построила жилой поселок для пострадавших от разрушительного наводнения в Ленске: за три с половиной месяца «Бамстройпуть» возвел в поселке больше 200 двухэтажных домов.

До середины 2010-х стройки для МЧС оставались главными для компании проектами: «Бамстройпуть» построил для министерства здание Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС, здание главного управления МЧС по Московской области, несколько академий, медицинских центров и спортивных комплексов.

Резкий разворот

В 2012 году Сергей Шойгу ушел из МЧС вначале на должность губернатора Московской области, а затем — министра обороны России. Вскоре после этого начал меняться и портфель госзаказов «Бамстройпути». Если в 2013 году большая часть госконтрактов компании — это стройки и поставки мебели и оборудования для МЧС, то уже в 2014 году среди них появляются контракты для ГУОВ, главного управления обустройства войск.

В 2015 году МЧС расторгло последние контракты с «Бамстройпутем» на два строившихся здания в Москве: академии Государственной противопожарной службы МЧС и 201-квартирного жилого дома для сотрудников ведомства. Причиной стали «угроза нарушения целостности несущих конструкций, угроза жизни и здоровью людей и существенные нарушения в части неисполнения обязательств», говорилось в приказе о расторжении, опубликованном на сайте МЧС.

Но сотрудничество с Минобороны, похоже, позволяет восполнить выбывшие заказы МЧС. Кроме строительства комплекса на Фрунзенской с 2014 года «Бамстройпуть» выполнил еще несколько проектов: реконструировал Военную академию Генштаба ВС РФ, построил клинику в Москве, несколько военных городков в Севастополе и других городах страны. В 2015 году Антон Абдурахманов стал лауреатом Государственной премии имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова в области военной науки — за участие в разработке концепции создания многоуровневой системы постоянно действующих центров (пунктов) управления обороной РФ.

Последние два года «Бамстройпуть» застраивает военно-патриотический парк «Патриот»: компания возвела в Кубинке конгресс-центр парка, строит стрелковый клуб и магазин для концерна «Калашников», выставочный павильон «Алмаз-Антея » и демоцентры для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Союзники

До последнего времени во многих проектах «Бамстройпуть» работал бок о бок с другой строительной компанией — АО «Трест Мосэлектротягстрой»: так, вместе они строили и Национальный центр управления кризисными ситуациями МЧС РФ (начал работать летом 2009 года), и сданный в конце 2014 года Национальный центр управления обороной.

Эти проекты похожи — оба называются «интеллектуальными» и «многоуровневыми» комплексами нового поколения. Построившие их компании похожи меньше, хотя между ними есть прямая и давняя связь.

«Трест Мосэлектротягстрой» был создан в 1949 году для электрификации Московского железнодорожного узла, а в 1970-х годах несколько его сотрудников стали руководителями «Бамстройпути», в 1990-х многие стали возвращаться в родную компанию. В то время трест переживал нелучшие времена, и спас его Виктор Абдурахманов. В 2002 году он стал управляющим трестом, в 2005-м — его генеральным директором. Сам он при этом продолжал возглавлять «Бамстройпуть», а «Трест Мосэлектротягстрой» оставался госкомпанией: сначала ФГУПом, с 2005 по 2011 год — акционерным обществом, единственным владельцем которого было Росимущество.

После приватизации основным владельцем треста стал глава совета директоров компании «Технология-Инвест» Сергей Грицай. В 2014 году «Мосэлектротягстрой» занял второе место в ежегодном рейтинге Forbes «Короли госзаказа» — по итогам 2013-го трест получил 30 контрактов «Спецстройинжиниринга» на строительство объектов Минобороны на общую сумму более 69 млрд руб.

Виктор Абдурахманов возглавлял «Мосэлектротягстрой» до своей смерти в 2013 году, сейчас компания официально называется «Ордена Трудового Красного Знамени специализированный строительно-монтажный трест по электрификации Московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова». Его сын Антон был гендиректором треста с 2013 по 2016 год.

Журналу РБК не удалось получить ответы Антона Абдурахманова и руководства «Мосэлектротягстроя», почему гендиректор покинул свой пост и как будет развиваться сотрудничество компаний. «Бамстройпуть» на вопросы редакции также не ответил, однако компания подтвердила, что выполняла строительные работы на разных объектах Минобороны, а сейчас застраивает парк «Патриот».

Одновременно у треста резко упал объем госзаказов: в 2016 году компания выиграла тендеров всего на 91 млн руб., тогда как в 2015‑м эта цифра составила 15 млрд руб. (чистая выручка треста при этом выросла с 7,4 млрд руб. в 2015 году до 7,7 млрд руб. в 2016-м). А в марте 2017-го у «Треста «Мосэлектротягстрой» сменился акционер — с тех пор основным владельцем компании «Промстройинвест», которой принадлежит 100% акций треста, является предприниматель из Кисловодска Таймураз Кибизов. Он также владеет поставщиком фармацевтических товаров «Витаминфарм» из Железногорска и кисловодской компанией «Русский мир», основным видом деятельности которой в «СПАРК-Интерфаксе» указано консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Фото: Владислав Шатило для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Доброе имя: как монетизируется имидж городов и регионов Доброе имя: как монетизируется имидж городов и регионов

Формирование имиджа региона позволяет привлечь туристов и инвестиции

РБК
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
Коми кукла Коми кукла

Живое воплощение народного искусства и культурного наследия

Знание – сила
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
Открыть в приложении