Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

РБКBiznes

Деньги на «Зону»

Как выживает СМИ о судах и тюрьмах

Текст Валерия Позычанюк

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных пожертвований от читателей, говорит главред издания Сергей Смирнов

Портал «Медиазона», пишущий о проблемах российского правосудия и системы исполнения наказаний, был основан в 2014 году участницами Pussy Riot Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. В декабре 2017-го «Медиазона» объявила о запуске краудфандинговой системы финансирования: журнал РБК выяснил, оказалась ли затея успешной.

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов «мягко говоря, был против», когда издатель проекта Петр Верзилов впервые пришел к нему с идеей запуска кампании по сбору денег. «Я совершенно не мог понять, зачем кому-то платить нам деньги, ведь краудфандинг — это даже не подписка, где ты платишь за эксклюзивный доступ, здесь вообще непонятно, зачем кому-то это может быть нужно», — признается Смирнов. Но вопрос о поиске дополнительных денег для проекта вставал очень остро: зарабатывать на рекламе «Медиазоне», которая пишет о судах, следствии, колониях и тюрьмах, очень непросто. А гранты от иностранных фондов и организаций, на которые проект жил с момента основания, — сложный и нестабильный доход, объясняет главный редактор.

Не меньшие сложности у проекта с поиском инвестора. «Мы в принципе ничего не имеем против, но я не верю, что это вообще возможно в медиа сегодня. Бренд теряет свое значение: например, если завтра мы перестанем быть «Медиазоной» и назовемся как-то еще — нас быстро начнут воспринимать и под новым именем. Поэтому бизнесу нет смысла вкладываться в СМИ», — считает Смирнов. Оставались платная подписка и краудфандинг, продолжает он: «Первый вариант не подходил: мы пишем на общественно значимые темы и не можем ограничивать к ним доступ. Пришлось выбрать второй».

Краудфандинг оказался сложнее, чем думали в редакции: потребовалось нанять несколько новых человек и выстроить свою архитектуру по сбору денег, которая может обеспечить безопасность платежам. «Очень сложно было договориться с банками, которые не понимали, что у нас за цель и почему мы предлагаем людям настраивать ежемесячные платежи», — рассказывает Смирнов. Пользоваться услугами краудфандинговых площадок не стали: все они берут свой процент и с одной из них у проекта уже была проблема. «Planeta.ru нам отказала в открытии счета, когда мы собирали деньги на автобус в Ингушетии [речь об инциденте на границе с Чечней, когда на группу журналистов и правозащитников напали, а микроавтобус местного жителя, который их возил, сожгли. — РБК], назвав цель сбора политической».

Но тот же эпизод с автобусом показал, что история с краудфандингом работает, —1,5 млн руб. собрали за шесть дней, добавляет Смирнов: «Мы собирали деньги не для себя, но узнали, что люди доверяют нам и готовы давать деньги на такие вещи. Это было потрясающе!»

«Донаты», одежда и все-таки реклама

Для работы «Медиазоне» нужно примерно 2 млн руб. в месяц, с помощью краудфандинга сейчас покрывается около 40% этой суммы: в июне от жертвователей удалось привлечь 840 тыс. руб. ежемесячных платежей, не считая разовых, говорит Смирнов. Каждый месяц помогать изданию сегодня готовы около 2,2 тыс. человек, средний ежемесячный перевод — 300–400 руб. Есть и платежи в 5 тыс. руб., но они — скорее исключение, говорит Смирнов. У проекта почти нет «крупных» единоличных спонсоров. «Это очень хорошо, это значит, мы не пострадаем, если человек решит отказаться от ежемесячных пожертвований», — говорит Смирнов.

Иногда до половины месячного бюджета могут составлять и рекламные доходы, продолжает Смирнов: «Как ни странно, реклама у нас все-таки есть. Мы даже делаем спецпроекты: была игра «Убери место преступления», которую мы делали вместе с клининговым сервисом». Но такие доходы нестабильны и обычно не превышают 10–15% ежемесячного бюджета.

Еще одна статья доходов — выручка от магазина с одеждой. В декабре «Медиазона» вместе с маркой одежды «Культраб» выпустила мини-коллекцию футболок, худи и ватников с логотипами изданий и надписью «Будет хуже», которая родилась из старых твитов Смирнова и стала чем-то вроде слогана издания. Сколько удалось заработать на этом проекте, его участники не раскрывают, но первые 120 предметов одежды были проданы за один день, рассказал сооснователь «Культраба» Егор Еремеев: «В итоге продали в несколько раз больше вещей, чем планировали. Прибыль от первой линейки пошла на создание второй — с Pussy Riot, рассчитанной на зарубежье. Все вырученное от ее продажи уже полностью пойдет «Медиазоне». «Культраб» также выпустил линейку с группой «Кровосток»: часть доходов от нее также пойдет на поддержку «Медиазоны», добавляет Еремеев.

«Культраб» планирует выпускать новые коллекции с «Медиазоной». «Мы хотим сделать этот бизнес прибыльным, чтобы доходы от продажи одежды стали значительными для «Медиазоны», — мы любим этот проект и хотим его поддерживать», — говорит Еремеев. Такая модель довольно широко распространена за рубежом, добавляет он: «Например, журнал Trasher для скейтеров стал довольно популярным брендом одежды. Я думаю, медиа вполне может зарабатывать на одежде — медиа аккумулируют сообщества, а им нужны какие-то вещи», — считает Еремеев.

В этом году «Медиазона» планирует пересечь рубеж в 1 млн ежемесячных платежей от читателей, а в перспективе хочет полностью перейти на краудфандинг, говорит Смирнов. Это непростая задача, считает Максим Кашулинский, главный редактор издания Republic, одним из первых в России перешедшего на подписки. «Можно собрать деньги под обещание делать что-то, собирать деньги постоянно — очень тяжело. Но «Медиазона» делает как раз то, что для этого нужно, — обещает читателям освещать определенные темы и делает это». Проект выполняет роль не просто медиа, а некоего общественного института, уверен Кашулинский: «Помогая «Медиазоне», люди делают вклад в надежду, что что-то будет меняться. Они помогают не конкретным журналистам, а отчасти всему обществу».

Фото: Юрий Чичков для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Расчеты на будущее Расчеты на будущее

Какие новые технологии вычислений придут на смену классическим компьютерам

РБК
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Как в кино Как в кино

Новые технологии в кино – динамически меняющийся фотореалистичный фон

ТехИнсайдер
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Изумрудный истребитель Изумрудный истребитель

Какой рыбак не знает зимородка, этого красавца в изумрудно-синем камзоле?

Наука и жизнь
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Открыть в приложении