Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино

РБКBiznes

Джентльмен-фильм

Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино

Настя Березина

«Илья часто говорит, что продакшн-компания [производитель видеоконтента для ТВ и кино. — РБК] должна уметь работать из гаража, то есть в любой момент переехать, перестроиться, остаться без помещения, но производить контент такого же высокого качества», — рассказывает в интервью журналу РБК сооснователь компании Hype Production Мурад Османн.

С партнером по бизнесу Ильей Стюартом он познакомился 12 лет назад во время учебы в Великобритании. Вернувшись в Москву, предприниматели в 2011 году решили снимать рекламные ролики. Стюарт на тот момент успел поработать в российском офисе агентства BBDO (возглавляла офис его мать Элла Стюарт), Османн — запустить Instagram-проект о путешествиях Follow Me To. Вместе они основали Hype Production. Сегодня компания снимает рекламу, клипы и кино.

Главный актив Hype Production — пул режиссеров-партнеров. В него входят кинорежиссер Резо Гигинеишвили, клипмейкер Айсултан Сеитов и др. Продюсеры отбирают их «на собственный вкус» и заключают «джентльменское соглашение», без официального контракта, рассказывает Стюарт. «Мы чуть ли не единственная компания в России, которая работает по западной модели, — находим талантливых режиссеров, даем им возможность обучиться, а затем продаем нас как единый проект», — объясняет он.

Стюарт и Османн называют бизнес «бутиковым». «Это не завод по производству контента, гигантский и неповоротливый, а группа из 20 человек, которые тонко чувствуют, что вам надо», — говорит Илья.

Большую часть доходов компания получает от съемок рекламы. За семь лет «бутик» выпустил более 500 роликов для клиентов масштаба Nike, Google, Shell и Capital Group. Выручку продюсеры не раскрывают. По их словам, на третьем году работы инвестиции окупились и «Hype стал бизнесом». По данным СПАРК, в 2012– 2014 годах компания работала практически «в ноль», а выручка выросла с 85 млн до 235 млн руб. (после 2014-го юрлица Hype Production финансовые показатели не раскрывали).

Кино как стартап

Если реклама для Hype Production — бизнес, то кино — его противоположность, «стартап», смеются партнеры. «Мы позволяем себе экспериментировать в этой нише благодаря тому, что внутри Hype есть структура, которая зарабатывает», — объясняет Османн. Если для рекламы компании нужны режиссеры, которые «умеют находить компромисс», то в кино важнее «бескомпромиссность автора», добавляет Стюарт.

Продюсеры работают по нестандартной модели: из прибыли Hype Production и собственных накоплений они финансируют только разработку сценария и начальные этапы кинопроцесса (кастинг и др.). В съемки фильма Стюарт и Османн не вкладываются — привлекают внешних партнеров, чьи имена даже не всегда афишируются, и более крупных производителей контента. «Это самая практичная позиция. Она страхует нас от потерь, но позволяет заработать на интеллектуальных вложениях», — объясняет Стюарт.

Старшие «кинопартнеры» Ильи и Мурада — студия Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, а также кинокомпания «Водород». Вместе они сняли режиссерский дебют Александра Молочникова «Мифы» — по словам Стюарта, идея фильма родилась «внутри Hype». Раскрыть инвестиции в проект стороны отказались. Права на «Мифы» принадлежат Art Pictures, уточнил Стюарт. При бюджете 72 млн руб. картина собрала в прокате 50 млн руб.

Art Pictures не только взяли на себя финансовые риски проекта Молочникова, но и «подкинули» Стюарту и Османну Олега Трофима — режиссера «Льда», одного из самых кассовых российских фильмов [более 1 млрд руб. сборов при бюджете 150 млн руб. — данные «Кинопоиска»]. Для Hype Трофим снимает рекламу. «Нам выгодно, что коммерчески успешный режиссер работает с нами», — подчеркивает Стюарт.

Старший товарищ

Самое громкое имя в пуле режиссеров Hype Production — Кирилл Серебренников. В 2016-м компания помогла ему собрать финансирование под съемки фильма «Ученик». Лента получила приз независимой прессы в Каннах, а Серебренников в интервью Forbes так описывал сотрудничество: «Бюджет собирали наши продюсеры во главе с Ильей Стюартом. Уже шли съемки… а он то и дело подходил и предлагал встретиться с новыми инвесторами. Они приезжали прямо на съемочную площадку, видели, что процесс идет… и давали деньги». Собрали 75 млн руб. «Вдолгую» фильм окупился, утверждает Стюарт. Данные о сборах этого не подтверждают: касса «Ученика» составила вчетверо меньше бюджета. Тем не менее компания «невероятно гордится, что ассоциируется с этим режиссером», подчеркивает Стюарт. Серебренникова он называет «старшим товарищем»: «Кирилла Семеновича знаю практически с детства. Это друг семьи».

Последний пример сотрудничества сторон — фильм «Лето», участник основного конкурса Каннского фестиваля 2018 года (на момент отправки номера в печать лауреаты еще не были известны). «Мы принесли Кириллу Семеновичу сценарий, его делали долго, это был настоящий производственный ад. Несмотря на то что это абсолютно неочевидная для него эпоха, он сказал: «Поехали». Изучил, вник и сделал проект полностью своим», — рассказывает Стюарт.

Мировая премьера «Лета» состоялась без участия режиссера: с конца августа Серебренников находится под домашним арестом по делу о хищении бюджетных средств в рамках проекта «Седьмая студия». Стюарт надеется на благополучный итог разбирательства: «Верим, что все недоразумения [с Серебренниковым] разрешатся, и мы продолжим вместе покорять мировой кинематограф».

Это не просто слова: основатели Hype Production всерьез мечтают завоевать международный кино-рынок. Для этого они готовы работать с зарубежными командами и делать фильмы на английском языке. Первым опытом стал англоязычный режиссерский дебют Алисы Хазановой «Осколки» (Middleground).

«Мы сознательно делаем кино не для классического кинопроката, а скорее фестивальное. Но не непонятный, недоступный зрителю артхаус. Нам просто интересно авторское высказывание», — заключает Стюарт.

Фото: Арсений Несходимов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Программа на перспективу Программа на перспективу

Как Индия стала одной из ведущих IT-стран мира и каковы ее планы на будущее

РБК
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Протокол «Дубайск» Протокол «Дубайск»

Какие автомобили можно увидеть в новом «Мажоре»

Автопилот
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Открыть в приложении