Экологичная синтетика — уже не оксюморон, а реальный продукт

РБКHi-Tech

Полезная химия / Инновации

Хай-тек на примерку

Экологичная синтетика — уже не оксюморон, а реальный продукт. Доля таких тканей в текстильной промышленности возрастает, и в ближайшие 10–15 лет, по прогнозам, они станут доминировать на рынке.

Текст Алексей Лоссан

Превзойти природу

В марте 2017 года модельер Стелла Маккартни создала необычную коллекцию кроссовок серии Ultra Boost для спортивного бренда Adidas: все модели были сшиты из переработанного пластикового мусора, извлеченного из моря.

Это один из множества примеров использования искусственных материалов в производстве одежды. «Все большую популярность набирают в производстве одежды материалы из экологичной синтетики. Преимущества синтетических тканей несомненны: низкая стоимость при высоких износо- и теплорегулирующих показателях. Одежда из современных материалов защищает от жары и холода, непогоды и в то же время красива, модна, удобна, практически не мнется и очень долговечна», — говорит доцент кафедры торговой политики РЭУ имени Г.В. Плеханова Михаил Перельман.

По его словам, лидирующие позиции по объему потребления сейчас заняли смешанные ткани, содержащие натуральные и синтетические волокна: это позволяет сочетать экологичность, гигиеничность натуральных тканей с практичностью синтетики.

По данным компании Textile Exchange, доля полиэстера в производстве пряжи в мире уже достигла 60%, что в два раза превышает показатели ближайшего конкурента — хлопка. Производство продукции из синтетических тканей в России растет опережающими темпами. За первые восемь месяцев 2017 года, по данным Минпромторга, индекс промышленного производства в текстильной подотрасли составил 108,3%, при этом выпуск шерстяной пряжи увеличился на 13,8%, тканей в целом — на 11,8%, в том числе выпуск тканей из синтетических волокон и нитей прибавил рекордные 27,7%. Одновременно на 7,6% возросло производство самих синтетических волокон. По данным Минпромторга, объем потребления искусственных и синтетических волокон и нитей российскими предприятиями легкой промышленности по итогам прошлого года составил 372 тыс. т.

«Синтетические ткани, еще недавно занимавшие половину общего объема тканей, используемых в производстве одежды, постепенно завоевывают все новые ниши. Появляются новые виды тканей, которые по своим потребительским качествам — воздухопроницаемости, тактильным ощущениям, гипоаллергенности — приближаются к натуральным», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Более того, синтетические ткани, будучи существенно дешевле натуральных, обладают целым рядом свойств, которые натуральным тканям недоступны, в первую очередь это большая прочность, водостойкость, эластичность. Речь о таких материалах, как вискоза, полиэфирные, полиамидные, полиуретановые, полиакрилонитрильные и ацетатные модульные волокна.

«Большая часть изделий, состоящих исключительно из синтетических тканей, приходится на спортивную и спецодежду», — отмечает Алексей Коренев.

«Мы переживаем глобальное перепроизводство товаров, стоим на пороге смены всей концепции потребления, и новые материалы — это один из важных факторов изменения этой системы, — говорит Владимир Тилинин, куратор Британской школы дизайна и основатель ЦМИТ «Проектные мастерские». — Производство материалов в развитых странах занимает более высокую долю в валовом продукте, чем производство готовых вещей. Компании, работающие в этой области, опираются на возможности дизайна открывать новые рынки для своих материалов. Через дизайн можно приходить как к новому пониманию возможностей материалов, так и находить применение составам, отвечающим всем требованиям экологии и культуры».

От специальной до повседневной

Чаще всего синтетические ткани пока используются вместе с натуральными. Ряд предприятий рассматривает возможность наладить массовое производство одежды из экологичных синтетических тканей. Среди наиболее перспективных производств Алексей Коренев называет группу БТК, «Техноавиа» и «Термопол».

Фабрика компании «БТК текстиль» в городе Шахты в качестве сырья использует полиамидное волокно, в итоге получаются ткани, которые могут впитывать пот, а также испарять его, но при этом не пропускают воду извне. Одним из потребителей такой продукции сегодня является «Роснефть», которой требуется спецодежда, защищающая от воздействия кислот.

Компания «Техноавиа» в сентябре 2017 года начала выпуск водоотталкивающей одежды из инновационного трехслойного материала софтшелл: первый слой из флиса впитывает влагу, сохраняет тепло и создает приятное для кожи ощущение, второй, представляющий из себя мембрану, отводит влагу наружу, а верхний слой из полиэстера со спандексом способен растягиваться. Еще один проект компании «Техноавиа» — ткань Foreman, которая не впитывает загрязнения и легко очищается за счет конструкции с использованием полиэфирной нити.

«Наши эксперименты в сфере одежды из новых материалов начались совместно с компанией Covestro, лидером в области полимерных материалов, — рассказывает Владимир Тилинин. — Мы соединили в дизайне одежды ткани и полимерные материалы и добились совершенно новых возможностей».

На XX международной выставке пластмасс и каучука в Дюссельдорфе (Германия) на стенде компании Covestro были представлены брюки Bezgraniz Couture с полимерным покрытием, разработанные при участии Британской школы дизайна и российских специалистов для людей с инвалидностью, использующих для передвижения коляску. «В составе материалов были новые полимерные соединения, которые меняли степень растяжения конструкции деталей на фигуре. Это обеспечило хорошую посадку изделий и модифицировало трикотажное полотно», — объясняет Владимир Тилинин инновационные свойства одежды.

Брюки Bezgraniz Couture с полимерным покрытием Covestro были разработаны специально для людей с инвалидностью. Новые полимерные соединения меняют степень растяжения материала, что обеспечивает хорошую посадку изделий на фигуре

Забота о природе

По словам аналитика компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, как правило, синтетические ткани оказываются более «чистыми» в плане влияния на окружающую среду материалами, нежели натуральные. «К примеру, выращивание хлопка требует большого количества воды, а также применения химических удобрений и гербицидов», — объясняет Тимур Нигматуллин. При производстве льна необходимы такие процедуры, как отбеливание, аппретура, обработка и т.д., для чего используются хлор, тяжелые металлы и формальдегидные смолы.

В частности, по словам Нигматуллина, экологичной синтетикой можно считать полиэфирное волокно при условии использования современных технологий и вертикальной интеграции производства. «В противном случае их потребительские свойства значительно уступают натуральным, а сами ткани не могут быть получены преимущественно в результате переработки. Создание комплекса по производству полиэтилентерефталата текстильного назначения ведется в Ивановской области», — говорит Тимур Нигматуллин.

Впрочем, как отмечает Михаил Перельман, «основная масса используемых материалов в производстве одежды в настоящее время не сертифицирована и экологическая безопасность использования таких материалов, к сожалению, обычно ничем не подтверждена».

Изначально развивать производство синтетических тканей российские производители планировали вместе с коллегами из Евразийского экономического союза. Помочь в этом должен был «План мероприятий по развитию легкой промышленности государств ЕАЭС на 2015–2016 годы», однако, как было признано на заседании профильной экспертной группы в апреле 2017 года, ряд мероприятий, предусмотренных планом, не был реализован. В частности, это касается совместных инвестиционных отраслевых проектов в сфере производства шерстяных и синтетических тканей, технического текстиля, обуви, совместного освоения новых технологий. Как заявили в пресс-службе Евразийской комиссии, департамент промышленной политики комиссии подготовил предложения по возможным технологическим цепочкам по производству готовой продукции в рамках союза, но для их запуска необходимо более активное участие сторон для проработки этих направлений и инициатива от бизнеса.

Фото: Getty Images Russia; Олег Никишин

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Протокол «Дубайск» Протокол «Дубайск»

Какие автомобили можно увидеть в новом «Мажоре»

Автопилот
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
У южных ворот У южных ворот

Три порта, три судьбы, три истории

Знание – сила
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
Открыть в приложении