Прогноз ключевых тенденций 2018-го

РБКHi-Tech

Мода-2018: надежды и страхи fashion-индустрии

Текст Иван Осипов

Авторитетный отраслевой журнал Business of Fashion (BoF) и консалтинговая компания McKinsey & Co. второй год подряд объединяют усилия для подготовки доклада «Состояние моды» (The State of Fashion). В нем эксперты подводят итоги развития рынка в 2017 году и делают прогноз ключевых тенденций 2018-го. В основе доклада — глубинные интервью более чем с 200 топ-менеджерами ведущих компаний отрасли со всего мира. Журнал РБК изучил исследование BoF и McKinsey и составил краткий конспект 86-страничного отчета.

Влияние геополитики

Планета сходит с ума: запущенная триумфом Дональда Трампа цепная реакция уже включила в себя «русских хакеров», Брекзит, ядерные испытания КНДР, лавину харассмент-скандалов и других «черных лебедей», которые резко меняют наше представление о мире. В таких условиях ни один бизнес не может чувствовать себя спокойно — fashion-индустрия не исключение. Неспособность спрогнозировать конъюнктуру завтрашнего дня — ключевое ощущение игроков отрасли во всех исследуемых регионах. Прогнозы приходится постоянно пересматривать: например, в США за половину 2017-го закрылось втрое больше розничных магазинов одежды, обуви и аксессуаров, чем за весь 2016-й, — такой динамики не предсказывал ни один эксперт.

Каким словом вы бы описали состояние отрасли в 2018 году? Итоги опроса BoF и McKinsey

Глобализация 2.0

Вопреки росту изоляционистских настроений в политике бизнес твердо держит курс на развитие международной торговли. Этому способствует бурный прогресс технологий: если в 2005-м пропускная мощность трансграничных каналов передачи данных составляла 1–2 Гб/с, то в 2018-м — достигнет 150–160 Гб/с, а к 2021-му — вырастет до 345–355 Гб/с. Загрузку этих каналов во многом обеспечивают покупатели онлайн-магазинов. Инновации ускоряют логистику, упрощают расчеты, повышают эффективность кооперации всех звеньев цепи сбыта и рождают новые модные «центры силы» — прежде всего в Азии.

$1 трлн достигнет оборот глобального рынка электронной коммерции в 2020 году

Доминирующая Азия

Тот факт, что Азия больше не является мировым «производственным цехом», в 2018-м уже мало кого удивляет. Однако вряд ли обыватели представляют, насколько огромное влияние накопила эта часть света: сегодня Китай, Индия, Япония и другие страны региона — это 30 из 45 мировых стартапов«единорогов» (т.е. оценивающихся более чем в $1 млрд) в сфере моды, более 50% оборота мировой электронной торговли и бесчисленные внедренные отраслевые инновации. Один только азиатский рынок онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров к 2020 году по прогнозу достигнет отметки $1,4 трлн.

Количество и общая стоимость стартапов-«единорогов» в сфере моды $ млрд

Персонализация покупателя

Сделать отношения с покупателем более доверительными — мечта большинства респондентов BoF и McKinsey. Согласно опросу Linkdex, более 70% потребителей в США ждут от электронной торговли в 2018-м более эффективной персонализации своих потребностей — корректных рекомендаций, удобного сервиса и т.п. Сюда входят и самые привередливые покупатели, поколения 20- и 30-летних, выросшие бок о бок с новыми технологическими платформами, для которых важны не только продавцы, но и маркетинговые каналы, которые те задействуют. «Горячая» тенденция — лидеры мнений из соцсетей (influencers), прежде всего из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): им доверяют больше, чем традиционной рекламе, 9 из 10 опрошенных Linkdex.

41% топ-менеджеров fashion-компаний считают персонализацию покупательского опыта главной тенденцией 2018-го

Платформы диктуют правила

Крупные интернет-ретейлеры превращаются из точек продаж в мультифункциональные платформы для разнообразного клиентского опыта. Для многих пользователей это не просто очередные сайты, а основные точки входа и времяпрепровождения в сети. Несколько фактов: Amazon в 2018 году по прогнозу обойдет Macy’s в статусе крупнейшего продавца одежды в США, Tmall и JD.com на двоих делят более 80% китайского онлайн-рынка одежды, а распродажа на Alibaba — самый «кассовый» день в году для мировой электронной коммерции. Производителям и посредникам, которые хотят расти вместе с индустрией, остается лишь подстраиваться под требования тяжеловесов онлайн-розницы.

55% американских потребителей начинают поиск товара в онлайне с посещения сайта Amazon

«Мобилизация» потребления

Миграция электронной торговли в смартфоны — неизбежная и очевидная тенденция. Но если, к примеру, в Японии и Южной Корее более 50% платежей за товары в интернете уже совершается на мобильных телефонах и планшетах, то в Европе и США этот показатель, как ни странно, не превышает 15%. Это при том, что в одних только Штатах по прогнозу в 2018-м оборот таких платежей приблизится к $1 трлн. Катализаторами мобильной «эпидемии» выступают такие сервисы, как Apple Pay. Всего, по подсчетам BoF и McKinsey, потребителям по всему миру уже доступны примерно 700 финтех-решений, адаптирующих онлайн-покупки под карманные гаджеты.

Во сколько раз (x) вырос оборот мобильных платежей в 2015–2018 годы

Искусственный интеллект больше не будущее

Аббревиатура AI порядком надоела читателям технологических СМИ в последние годы, но в индустрии моды ставка на искусственный интеллект не фигура речи — опрос топов свидетельствует о готовности компаний тратить деньги на внедрение инновации. AI будет предсказывать fashion-тренды, помогать покупателям подбирать размер и фасон вещей без «физической» примерки и даже, вероятно, самостоятельно создавать дизайн одежды. Насколько «подрывной» для отрасли станет технология, респонденты не предсказывают, но большинство однозначно уделяют ей самое серьезное внимание.

75% онлайн-продавцов одежды, обуви и аксессуаров будут инвестировать в технологии AI в 2018–2019 годы

Ответственные производители

Жизненный цикл продукции fashion-индустрии волнует все большее число потребителей. Запрос на ответственное отношение ко всей цепочке производства и логистики — без использования рабского и детского труда, невыносимых конвейерных условий, насилия над животными и т.п. — серьезный вызов для компаний, работающих в глобальном масштабе. Но риск подрыва деловой репутации важнее, и все больше корпораций раскрывают информацию о своих поставщиках и используют любые возможности сделать производство более гуманным и экологически безвредным.

42 из 100 крупнейших мировых модных брендов раскрывают полную информацию о цепочке своих поставщиков

Офпрайс наступает

Магазины формата офпрайс долгое время развивались параллельно с традиционной fashion-розницей и для модных брендов представляли идеальную платформу для распродаж остатков коллекций, пусть с минимальной рентабельностью. Однако рост и нынешние масштабы стоковых сетей начинают пугать индустрию. А запас роста при этом сохраняется: если в 2012-м убытки от нераспроданных запасов одежды, обуви и аксессуаров оценивались в $362 млрд, то к 2015-му показатель вырос до $472 млрд. Это грозит продолжением притока покупателей в офпрайс-магазины. 25% респондентов BoF и McKinsey в связи с этим планируют инвестиции в усиление бренда для более эффективной реализации товара в формате «полная цена» (full-price).

Рост оборота магазинов формата офпрайс в 2015–2018 годы

Вдохновление стартапами

Еще одна угроза для традиционных бизнес-моделей в индустрии моды — молодые амбициозные компании, мечтающие изменить мир. Стартапы в области fashion tech не исключение: это полигоны инноваций, к которым присматриваются и которых опасаются глобальные бренды. Чтобы не конкурировать с дерзкой молодежью, а включать ее в орбиту своего влияния, международные компании запускают венчурные «дочки» для инвестиций. К примеру, такие структуры работают в составе H&M и LVMH. «Коллекционируют» стартапы и специальные фонды: в частности, работающие под патронажем основательницы Net-a-Porter Натали Массене, дизайнера Ребекки Минкофф и российской издательницы Мирославы Думы. Пробы пера в fashion tech есть и у IT-гигантов: холдинг Alphabet в 2017-м разработал «умную» джинсовую куртку (журнал РБК рассказывал об ученом и дизайнере Иване Пупыреве, возглавляющем команду разработчиков куртки).

€50 млн инвестирует в «модные» стартапы венчурное подразделение концерна LVMH

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как цифровые технологии трансформируют рынок труда Как цифровые технологии трансформируют рынок труда

Как ИИ помогает бизнесу сохранять производительность и наращивать эффективность

РБК
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
Коми кукла Коми кукла

Живое воплощение народного искусства и культурного наследия

Знание – сила
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Открыть в приложении