В России пока нет единого определения, что такое коучинг

РБКBiznes

Найти идеолога

В России пока нет единого определения, что такое коучинг. Это не мешает бизнесменам регулярно пользоваться услугами тренеров, отбирая их по собственным критериям.

Текст: Александр Московкин

Рынку коучинга и бизнес-тренингов в России около 20 лет, однако за это время не сложилось ни общепринятых стандартов профессий этого типа, ни общего понимания, когда следует обращаться к коучу, ни даже единого мнения, чем именно должны заниматься такие специалисты, говорит управляющий партнер компании «Векторстройфинанс» Андрей Колочинский.

Отсутствие четкого регулирования не мешает коучам и тренерам продвигать и продавать свои услуги разными способами. Самые действенные — рекомендации и сарафанное радио, подчеркивает Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга. «Настоящему профессионалу специальное продвижение не нужно, за него говорят практика, репутация, опыт и рекомендации. Все остальное — лишь приложение», — констатирует управляющий партнер Baksht Consulting Group Константин Бакшт.

Экспертиза и репутация

«В диапазоне внимания «Билайна» сейчас около ста коучей, — говорит директор по управлению талантами и развитию персонала «ВымпелКома», руководитель «Билайн университета» Екатерина Подвальная. — Основные ориентиры для выбора — это квалификация, членство в профессиональных ассоциациях коучинга, количество наработанных клиентских часов, наличие экспертизы, подтвержденное рекомендациями». Аналогичного подхода в отборе коучей придерживаются и другие крупные компании, работающие в этой сфере системно, добавляет эксперт. «Иначе никак, большинство коучей в России — теоретики, не имеющие существенного практического опыта в вопросах, по которым они консультируют», — соглашается Константин Бакшт.

«Успешные коучи всегда имеют большую клиентскую базу, а новые клиенты добавляются почти исключительно по рекомендациям, — рассуждает Андрей Колочинский. — Только на рекомендации мы и смотрели, когда выбирали коуча для отдела продаж. При этом поиски не были ограничены сферой недвижимости: знание специфики других отраслей помогает шире посмотреть на нашу проблематику».

Если речь идет о поиске личного, а не корпоративного коуча, стоит обращать внимание на те же факторы, что являются первостепенными для фирм и корпораций. «В России понятие «коуч» не внесено в реестр профессий, поэтому следует ориентироваться на наличие профессиональных международных сертификатов, — советует Анна Лебедева. — Также нужно уточнить, сколько часов коучинга за плечами конкретного коуча. Здесь отсчет ведется от 200 часов, что будет подходящим уровнем для специалиста. Обязательным моментом будет и проведение бесплатного chemistry-интервью, чтобы понять, есть ли контакт между коучем и его клиентом».

Товар лицом

«Самый эффективный способ привлечения новых клиентов — это много и хорошо работать, других я не знаю. Опыт и репутация важны в первую очередь», — говорит Екатерина Подвальная. Есть и другие возможности заявить о себе. Едва ли не лучшая — наличие книг, выпущенных в ведущих издательствах, или как минимум большое количество статей, регулярно выходящих в именитых деловых СМИ, подчеркивает Константин Бакшт. «Профессиональные блоги также подойдут, — добавляет он. — Главное — книги, статьи и блоги должны отражать наличие у коуча мощных технологий, которые позволят ему эффективно решить нужную вам задачу».

Опытные коучи уделяют внимание выбору правильного канала работы с потенциальными клиентами. «Статьи, работа с НКО, ведение собственных блогов — действенные пути продвижения и позиционирования коуча, но важно учитывать аудиторию, в которую он целит. Сотрудничество с бизнес-школами и работа на программах МВА — отличный канал продвижения», — констатирует Екатерина Подвальная. Примером успешного позиционирования в социальных сетях эксперт называет карьерного коуча Анну Данишевскую: «Она сделала профессиональную страницу в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), где пишет «истории». Это тоже эффективный канал, поэтому аудитория Данишевской есть не только в Израиле, где коуч живет постоянно».

«Любая статья должна быть не просто полезна: нужно найти отклик у людей именно в той нише, в которой коуч хочет быть востребован», — соглашается директор по развитию Международного университета Global Coaching Ольга Будруева. «Социальные сети — прекрасная платформа, чтобы, адресно обратившись к потенциальной аудитории, быстро наработать базу и продемонстрировать предметную экспертизу. Выбирая коуча для отдела продаж, мы специально мониторили потенциальных кандидатов в соцсетях», — добавляет Андрей Колочинский.

«Фальшивомонетчики рынка»

Продвижение этого типа образовательных услуг крайне затруднительно без регулярного участия в профессиональных мероприятиях с аудиторией как коучей-коллег, так и корпоративных заказчиков. «Именно там коуч может подробно, обстоятельно рассказать о своих методиках, презентовать кейсы и обратиться напрямую к подготовленной аудитории, принимающей решение о том, с кем именно работать. Правда, мероприятия, даже качественные, далеко не всегда являются гарантией отбора лучших», — комментирует тренд Константин Бакшт.

Публичные мероприятия хороши и для выявления «фальшивомонетчиков рынка»: «С недавних пор в России появилось немало спикеров, изображающих из себя молодых успешных миллиардеров. Такие «бизнесмены» любят большие аудитории и со сцены рассказывают, что «главное — просто объявить себя экспертом и этим зарабатывать, а что вы на самом деле знаете, совершенно не важно: каждый может стать долларовым миллионером!». Вот таких ребят надо обходить стороной», — иронизирует Константин Бакшт.

Опытные люди сразу вычисляют таких недобросовестных коучей, предпочитая не пользоваться услугами подобного рода. Однако отдельные физические лица, желающие найти для себя коуча впервые, нередко попадаются на удочку.

Слабость рекламы и сила соцсетей

За годы работы российский сегмент коуч-рынка выработал определенные аксиомы. Одна из них, подчеркивает Константин Бакшт, — практически полная бесполезность прямой рекламы услуг коучинга, прежде всего для корпоративного сегмента. В индивидуальном коучинге этот инструмент продвижения более действенен. «Заказчик обычно менее подготовлен и искушен, поэтому потенциально может купиться на яркую рекламу или громкие обещания. Но отдача от таких инвестиций нередко бывает отрицательной. Если вы доверились непрофессионалам, легко понести весьма существенный ущерб, а то и вовсе лишиться большей части клиентов или бизнеса», — предупреждает эксперт.

Особенно активно в последние пару лет набирает обороты продвижение в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «В идеале профессиональный профиль в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с платными постами и рекламой — это инструменты для зрелого коуча, который определился с аудиторией», — полагает Анна Лебедева. Однако на практике часто выходит наоборот: ресурс пестрит профайлами коучей без реального опыта и рекомендаций.

Бегом от коучинга

Популярность коуч-сегмента породила еще один тренд. Некоторые востребованные российские коучи вообще не продвигают себя в этой области и даже избегают именоваться коучами. «Они позиционируют себя профессионалами в своих, часто весьма узких, областях. Например, речь может идти о продажах в каком-то специальном сегменте типа черной металлургии или повышении узнаваемости менеджера в конкретной отрасли», — говорит Константин Бакшт. При этом, продолжает он, непосредственная работа с клиентами ведется специалистом именно в формате коучинга.

Эксперт приводит в качестве примера запуск собственной консалтинговой компании: «В тот момент я обратился за профессиональной помощью к бизнес-издателю Игорю Манну. Причина моего выбора — его книга «Маркетинг на 100%», к тому же его рекомендовали знакомые бизнесмены. Несколько лет Манн был моим наставником по стратегическому маркетингу и развитию личного бренда. Его консультации были бесценны».

При этом Игорь Манн никогда не позиционировал себя как профессиональный коуч, добавляет Константин Бакшт.

Фото: Getty Images

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В чем причины взрывного роста безалкогольного вина на рынке

РБК
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Китайское техно Китайское техно

Краткая история технологического идеализма

ТехИнсайдер
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
Новости науки Новости науки

Обнаруженная в ранней Вселенной грандиозная галактика и другие новости науки

Знание – сила
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Время спать Время спать

Хотите впасть в спячку до весны? Теоретически для этого нет никаких препятствий

ТехИнсайдер
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Сошедший с орбиты Сошедший с орбиты

Как австралийцы изобрели «орбитальный» двигатель внутреннего сгорания

Наука и жизнь
Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау

«Научный» креационизм. Мифы и предубеждения

Наука и техника
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Легко прочитать, как именно надо ухаживать за цветком, но почему именно так?

Наука и жизнь
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Липецк: за рулем и пешком Липецк: за рулем и пешком

Как в Липецкой области мастера восстанавливают связь между прошлым и настоящим

Вокруг света
Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
Зажигаем звезды Зажигаем звезды

Подборка историй о людях, которые двигают прогресс небывалым

ТехИнсайдер
Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы?

Знание – сила
Открыть в приложении