Как рухнул бизнес «ВИМ-Авиа»

РБКBiznes

Крах / Авиация

Не взлетел

К курортному сезону 2017 года «ВИМ-Авиа» подошла в статусе одного из крупнейших чартерных перевозчиков России, но с летним пиком не справилась. Полеты были прекращены, владельцы уехали за границу, а 40 тыс. пассажиров, застрявших за рубежом, вернули в страну самолеты других авиакомпаний. Журнал РБК вспомнил ключевые эпизоды печальной саги о «ВИМ-Авиа»

Текст Настя Березина

Май: первые заторы

Клиенты «ВИМ-Авиа» впервые столкнулись с массовыми задержками. 29 мая в аэропорту Домодедово более суток не могли вылететь в Турцию и на Кипр пассажиры восьми рейсов. Аналогичные проблемы возникли и у тех, кто отбывал из Пулково. «ВИМ-Авиа» масштабный сбой объяснила поздним возвратом нескольких бортов из техобслуживания и ростом пассажиропотока в начале сезона отпусков.

Июнь: попытки спастись

1 июня «ВИМ-Авиа» сократила 13% чартерных рейсов. Компания объяснила, что антикризисными мерами пытается прервать задержки. В итоге, по подсчетам Ассоциации туроператоров России, 5 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа» доставили в конечные пункты другие перевозчики. Министр транспорта Максим Соколов обещал исправить ситуацию за неделю после возврата на маршруты самолетов, «проходивших тяжелую форму ремонта».

«ВИМ-Авиа» будет выполнять регулярные рейсы до 15 октября, после чего будет решаться дальнейшая судьба компании, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович

Июль-август: кризис усугубляется

Несмотря на усилия компании и властей, масштаб проблем продолжал увеличиваться. К концу июня число отмененных рейсов достигло 173, пострадали примерно 30 тыс. пассажиров, а еще 50‒70 тыс. оказались в зоне риска. Ультиматумы властей вплоть до угрозы запрета «ВИМ-виа» выполнять чартерные перевозки не подействовали ни в июле, ни в августе.

Сентябрь: приостановка рейсов

Пика кризис достиг 22 сентября. Из-за задолженности перед заправщиками сразу 14 рейсов «ВИМ-Авиа» не смогли вылететь из Домодедово. Перевозчик запросил у властей госгарантии на 840 млн руб., но получил отказ. 26 сентября компания полностью прекратила чартерные рейсы. В этот момент за рубежом находилось примерно 40 тыс. ее клиентов, еще 200 тыс. человек приобрели билеты на рейсы до конца года. В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве, а Росавиация насчитала «ВИМ-Авиа» более 7 млрд руб. задолженности по займам.

Сентябрь: бегство владельцев

27 сентября президент Владимир Путин наказал министра транспорта за кризис: Соколову было публично объявлено о неполном служебном соответствии. В тот же день РБК выяснил, что владельцы «ВИМ-Авиа» супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию. На родине они были обвинены в выводе средств за рубеж и заочно арестованы. Гендиректора Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву тем временем отправили под домашний арест.

Октябрь: спасение пассажиров

28 сентября правительство назначило спасителем пассажиров «ВИМ-Авиа» группу «Аэрофлот». Источники РБК оценили расходы на перевозку людей в 1,8 млрд руб. По прямому распоряжению Путина развозить клиентов «ВИМ-Авиа» начали также два борта специального летного отряда «Россия» Управделами президента. К 2 октября практически все пассажиры были доставлены в Россию. Одновременно вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о наличии инвесторов, готовых купить «ВИМ-Авиа». По данным РБК, среди них бывший управляющий директор фонда TPG Aurora Борис Карлов, ранее пытавшийся реанимировать «Трансаэро». Новым владельцам в любом случае придется разбираться с претензиями пострадавших партнеров и пассажиров. Один только «Интурист» оценил ущерб от прекращения перевозок «ВИМ-Авиа» в 500 млн руб.

Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Чистый хайп и маркетинг» «Чистый хайп и маркетинг»

Что такое мемкоин и можно ли на нем заработать

РБК
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Разбор провальных технологий: технопатологоанатом Разбор провальных технологий: технопатологоанатом

Истории, которые могли бы стать прорывными, но так и не стали

ТехИнсайдер
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Изумрудный истребитель Изумрудный истребитель

Какой рыбак не знает зимородка, этого красавца в изумрудно-синем камзоле?

Наука и жизнь
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Солнце в спирали Солнце в спирали

Стеллараторы — новые фавориты в гонке за будущую термоядерную энергетику

ТехИнсайдер
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Как в кино Как в кино

Новые технологии в кино – динамически меняющийся фотореалистичный фон

ТехИнсайдер
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Открыть в приложении