Как рухнул бизнес «ВИМ-Авиа»

РБКBiznes

Крах / Авиация

Не взлетел

К курортному сезону 2017 года «ВИМ-Авиа» подошла в статусе одного из крупнейших чартерных перевозчиков России, но с летним пиком не справилась. Полеты были прекращены, владельцы уехали за границу, а 40 тыс. пассажиров, застрявших за рубежом, вернули в страну самолеты других авиакомпаний. Журнал РБК вспомнил ключевые эпизоды печальной саги о «ВИМ-Авиа»

Текст Настя Березина

Май: первые заторы

Клиенты «ВИМ-Авиа» впервые столкнулись с массовыми задержками. 29 мая в аэропорту Домодедово более суток не могли вылететь в Турцию и на Кипр пассажиры восьми рейсов. Аналогичные проблемы возникли и у тех, кто отбывал из Пулково. «ВИМ-Авиа» масштабный сбой объяснила поздним возвратом нескольких бортов из техобслуживания и ростом пассажиропотока в начале сезона отпусков.

Июнь: попытки спастись

1 июня «ВИМ-Авиа» сократила 13% чартерных рейсов. Компания объяснила, что антикризисными мерами пытается прервать задержки. В итоге, по подсчетам Ассоциации туроператоров России, 5 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа» доставили в конечные пункты другие перевозчики. Министр транспорта Максим Соколов обещал исправить ситуацию за неделю после возврата на маршруты самолетов, «проходивших тяжелую форму ремонта».

«ВИМ-Авиа» будет выполнять регулярные рейсы до 15 октября, после чего будет решаться дальнейшая судьба компании, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович

Июль-август: кризис усугубляется

Несмотря на усилия компании и властей, масштаб проблем продолжал увеличиваться. К концу июня число отмененных рейсов достигло 173, пострадали примерно 30 тыс. пассажиров, а еще 50‒70 тыс. оказались в зоне риска. Ультиматумы властей вплоть до угрозы запрета «ВИМ-виа» выполнять чартерные перевозки не подействовали ни в июле, ни в августе.

Сентябрь: приостановка рейсов

Пика кризис достиг 22 сентября. Из-за задолженности перед заправщиками сразу 14 рейсов «ВИМ-Авиа» не смогли вылететь из Домодедово. Перевозчик запросил у властей госгарантии на 840 млн руб., но получил отказ. 26 сентября компания полностью прекратила чартерные рейсы. В этот момент за рубежом находилось примерно 40 тыс. ее клиентов, еще 200 тыс. человек приобрели билеты на рейсы до конца года. В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве, а Росавиация насчитала «ВИМ-Авиа» более 7 млрд руб. задолженности по займам.

Сентябрь: бегство владельцев

27 сентября президент Владимир Путин наказал министра транспорта за кризис: Соколову было публично объявлено о неполном служебном соответствии. В тот же день РБК выяснил, что владельцы «ВИМ-Авиа» супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию. На родине они были обвинены в выводе средств за рубеж и заочно арестованы. Гендиректора Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву тем временем отправили под домашний арест.

Октябрь: спасение пассажиров

28 сентября правительство назначило спасителем пассажиров «ВИМ-Авиа» группу «Аэрофлот». Источники РБК оценили расходы на перевозку людей в 1,8 млрд руб. По прямому распоряжению Путина развозить клиентов «ВИМ-Авиа» начали также два борта специального летного отряда «Россия» Управделами президента. К 2 октября практически все пассажиры были доставлены в Россию. Одновременно вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о наличии инвесторов, готовых купить «ВИМ-Авиа». По данным РБК, среди них бывший управляющий директор фонда TPG Aurora Борис Карлов, ранее пытавшийся реанимировать «Трансаэро». Новым владельцам в любом случае придется разбираться с претензиями пострадавших партнеров и пассажиров. Один только «Интурист» оценил ущерб от прекращения перевозок «ВИМ-Авиа» в 500 млн руб.

Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Наука инвестировать Наука инвестировать

В каких областях и в каких объемах финансируются исследования малого бизнеса

РБК
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Новости науки Новости науки

Обнаруженная в ранней Вселенной грандиозная галактика и другие новости науки

Знание – сила
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Зажигаем звезды Зажигаем звезды

Подборка историй о людях, которые двигают прогресс небывалым

ТехИнсайдер
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
Жила-была золотая рыбка Жила-была золотая рыбка

Как золотые рыбки из аквариумов угрожают экологии

Наука и жизнь
«Картинки» натуралиста «Картинки» натуралиста

Что отражено в русских названиях птиц из семейства куликов?

Наука и жизнь
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Сарацинка, воительница, христианка Сарацинка, воительница, христианка

В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – сила
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
«Сейчас период повышения внутренней эффективности» «Сейчас период повышения внутренней эффективности»

Дмитрий Фосман — о перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Агроинвестор
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Ушедшее в народ Ушедшее в народ

Как сон мастера картонажа прославил духов Мексики?

Вокруг света
Фотосинтез — «игра с огнём» для растения Фотосинтез — «игра с огнём» для растения

Каким образом свет «питает» растение и как вызывает химические реакции?

Наука и жизнь
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Там, где свет слушает звук Там, где свет слушает звук

Как и для чего создаются гиперспектрометры и мультиспектральные камеры

Наука и жизнь
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
Открыть в приложении