Насколько важны скорость и технологичность в кредитовании?

РБКBiznes

«Никто не будет ждать дольше минуты»

Заместитель председателя правления «Уралсиба» Станислав Тывес — о том, насколько важны скорость и технологичность в кредитовании

Подготовила Юлия Живикина

ИИ-модели и быстрые решения

Технологии, которые применяются в разных сегментах кредитования для анализа платежеспособности, более или менее схожи. Мы используем сведения из кредитных бюро, данные телекоммуникационных операторов и строим на них модели с помощью искусственного интеллекта.

Действительно, начиная с 2019 года банк работает с данными телекоммуникационных операторов и анализирует, как человек пользуется сотовой связью, как давно он владеет телефонным номером, бывает ли в роуминге, какая у него модель смартфона. Все это помогает понять, стоит ли выдавать клиенту деньги и по какой ставке.

Некоторые сегменты рынка предъявляют повышенные требования к скорости и технологичности. Например, в POS-кредитовании.

POS-кредитование (от англ. Point of Sales — торговая точка) — вид потребительского кредита, выдаваемый непосредственно в магазине, гипермаркете, салоне продаж, а также на сайтах онлайн-торговли. Отличается коротким сроком рассмотрения заявки.

При этом виде кредитования заявка от клиента уходит из розничной сети сразу во множество кредитных организаций, в том числе в микрофинансовые организации (МФО). То есть нужно не просто корректно оценить платежеспособность заемщика, а сделать это максимально быстро.

Если ты оцениваешь клиента больше минуты, то никто не будет ждать твоего ответа. Поэтому важно не только качество источников и моделей, но и скорость работы инфраструктуры.

То же самое с автокредитованием. Заявки отправляются из дилерских центров в разные банки. И чтобы успешно конкурировать, требуются скорость и технологичность.

Усиление конкуренции

«Уралсиб» в настоящее время анализирует целесообразность выхода на рынок POS-кредитования. К этому нас подталкивают следующие причины.

Фактически сейчас основным драйвером рентабельности розничного банковского бизнеса являются кредиты наличными и кредитные карты. В рамках кредитов наличными основной объем кредитования приходится на существующих клиентов банков, кредитное качество которых обеспечивает необходимую маржинальность продукта и соответствует ожиданиям клиента по стоимости кредита.

Учитывая высокую конкуренцию на рынке как цифрового привлечения клиентов на кредитные карты, так и кредиты наличными, а также в привлечении зарплатных проектов, нам крайне важно еще больше диверсифицировать источники привлечения новых для банка клиентов.

Естественно, не последнюю роль играет и ужесточение регулирования в сегменте беззалогового кредитования.

С января Центробанк ввел прямые ограничения на выдачу необеспеченных потребительских кредитов и займов — так называемые макропруденциальные лимиты (МПЛ). Доля потребкредитов на срок свыше пяти лет теперь не должна составлять более 10% от их общего объема. Все, что будет выдано свыше этой доли, будет иметь заградительно высокий коэффициент потребления капитала. При этом в четвертом квартале 2022 года 46,3% кредитов наличными «Уралсиб» выдал на более длительные сроки.

Сейчас мы вынуждены снижать срок, что влияет на сокращение суммы кредита и общий объем выдач. Это заставляет нас увеличивать количество выдаваемых кредитов, чтобы наращивать объемы даже с учетом уже сниженной средней суммы кредита.

Поэтому мы активно смотрим на POSкредитование. Сам по себе это не самый прибыльный для банков сегмент, но он дает прямой выход на новую аудиторию. В случае выхода на этот рынок мы рассчитываем привлекать 50 тыс. клиентов в месяц.

Мы считаем, что за последние десять лет рынок POS-кредитования вышел на стадию высокого технологического развития. Во всех крупных торговых сетях работают кредитные брокеры, которые обеспечивают легкий вход и прозрачные правила игры.

Мы понимаем, что из-за новых ограничений Центробанка на рынок POS-кредитования могут выйти многие игроки. То есть конкуренция в сегменте POS-кредитов будет усиливаться. И это повышает требования к цифровой инфраструктуре, позволяющей быстро принимать решения о выдаче кредитов.

Цифровые каналы

С точки зрения инструментария мы готовы к выходу в новый для себя сегмент POS-кредитования.

«Уралсиб» уже работает на рынке автокредитов и вошел в топ-10 по объемам выдач в 2022 году. Поэтому мы считаем, что с точки зрения скорости принятия кредитного решения мы сможем конкурировать в сегменте POS-кредитования.

Кроме того, полтора года назад мы также начали экспансию на рынок кредитных карт через цифровые каналы. До этого банк, по сути, выдавал карты только своим действующим проверенным клиентам. Но затем мы вышли на высококонкурентный рынок привлечения через цифровых лидогенераторов, где очень велика конкуренция за клиентов и значимо выше стоимость риска.

По результатам 2022 года мы показали самый высокий темп прироста портфеля кредитных карт в процентном соотношении. И 38% карт банк выдал новым клиентам, о которых мы ничего не знали до момента подачи заявки. Поэтому и с точки зрения работы с более рискованным сегментом клиентов мы хорошо оцениваем свою готовность для выхода в POS.

Мы очень довольны своими инвестициями на привлечение клиентов в цифровых каналах. Можно подсчитать эффективность вложения каждого рубля и отследить путь каждой заявки: откуда человек пришел, как выглядел его клиентский путь, как отработала воронка.

И если банк смог выйти в такой сложный конкурентный сегмент, как кредитные карты, то может повторить этот опыт и в POS-кредитах.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Разворот на Восток» в цифрах и фактах «Разворот на Восток» в цифрах и фактах

Потенциал сотрудничества со странами Азии

РБК
Места пивной силы Места пивной силы

Карты путешествий во хмелю

Автопилот
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Век великолепного Век великолепного

Как дух эпохи правления Медичи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Самый быстрый медведь Самый быстрый медведь

Skoda Kodiaq RS стала нам ближе

Автопилот
Медовая квартира Медовая квартира

Основным акцентом в квартире, как виделось заказчикам, должен был стать цвет

Идеи Вашего Дома
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Вперед ногами Вперед ногами

Автороскошь в авангарде дизайн-переворота

Автопилот
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Приветы из прошлого Приветы из прошлого

Как и зачем необычные артефакты из прошлых эпох появлялись на известных картинах

Вокруг света
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Хорошие манеры Хорошие манеры

Никаких сушилок и стиралок, только водные процедуры — решила дизайнер

Идеи Вашего Дома
С видом на усадьбу С видом на усадьбу

Из окон этой квартиры открывается потрясающий вид на близлежащие кварталы

Идеи Вашего Дома
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
По одежде встречают По одежде встречают

Что носят тибетцы и почему им не нужна европейская одежда

Вокруг света
Яркие акценты Яркие акценты

Заказчик хотел интерьер спокойной цветовой палитры, но с яркими акцентами

Идеи Вашего Дома
Cпасибо, что живой Cпасибо, что живой

Парадокс Crosstrek

Автопилот
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Неприметные живые фабрики Неприметные живые фабрики

Как живые организмы синтезируют токсичные вещества

Наука и жизнь
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Хранители Неба: путешествие в Каргополье Хранители Неба: путешествие в Каргополье

Путешествие в Каргополье: где своды деревянных храмов хранят небеса

Вокруг света
Москва — Дагестан Москва — Дагестан

У дагестанцев есть уникальное умение — перенимать новое и сохранять самость

Seasons of life
Открыть в приложении