Россиян всегда отличала помешанность на творчестве

РБКBiznes

Ошибка творца: почему вдохновение не лучший стимул для инноваций

«Нам деньги не нужны! Это иллюзия, заблуждение. Вот забудьте про то, что деньги — это проблема. Это действительно так. То есть деньги компанию, скорее, убьют. Если у компании есть потребность в деньгах, она их получит, но она с большой вероятностью погибнет. Определяет успех не наличие денег» (Константин, 1981 г. р., Новосибирск).

Россиян отличала помешанность на творчестве. С одной стороны, они были в чем-то похожи на своих коллег из Азии и Европы, — например, у всех информантов мы видели преобладание профессиональной идентичности над личностной или глубокую эмоциональную вовлеченность в деятельность фирмы, своего дела и процесс порождения новых продуктов. Но только у россиян творчество оказывалось своеобразной мантрой. Творческий характер работы как главная особенность их жизни, большие задачи, достойные вечности (а не приземленные и сиюминутные), создание «классных новых штук», которые в конце концов начинают работать и подтверждают твою способность творить, — все это подчеркивалось российскими технопредпринимателями как ключевые мотивы того, почему они стали заниматься технологическим бизнесом и продолжают это делать сейчас.

В интервью наших соотечественников эпитет «творческий» обычно наделен положительными коннотациями и характеризует человека, вещь или диспозитив с лучшей стороны. Часто в одном ряду с определением «творческий» употребляют другие позитивные характеристики: «одаренный», «думающий», «интеллигентный». Одновременно «творческий» значит «неструктурированный», «непланируемый», «импульсивный» и даже «безалаберный», «ситуативный». Однако в российском культурном контексте все эти недостатки прощаются талантливому творцу. Именно в творческом подходе к работе наши технопредприниматели видят свое отличие и конкурентное преимущество в сравнении с западными коллегами.

Россияне корейского происхождения, переехавшие работать в Южную Корею на долгий срок, подмечают, что в России слишком много творческих людей, а нужны бы жесткие и методичные бизнес-организаторы. Иногда засилье творческих личностей даже ведет к дисфункциям, когда каждый пытается добавить какую-то инновацию и тем искажает технологический процесс.

Тяга к вдохновению, творчеству и повышенной креативности, желание получать кайф от исследования мира являются тем барьером повседневности, который мешает коммерциализации разработок.

Зафиксированная в ходе анализа интервью приверженность отечественных технопредпринимателей к ценностям мира вдохновения — одна из самых интересных находок нашего анализа. Российские информанты в массе своей стали заниматься высокотехнологическим бизнесом, не только увлекшись задачей выстраивания эффективного производства (индустриальный мир), не только, чтобы заработать (мир рынка), но прежде всего потому, что стремились «заниматься любимым делом», или «техническим творчеством», и таким образом «реализовать творческий потенциал» и «самореализоваться». Они активно использовали слово «творчество» и его производные, описывая характер и содержание своей работы. В понимании отечественных технопредпринимателей именно творческая составляющая отличает их бизнес от обычного: «мы создаем новые технологии, а не перепродаем просроченные женские колготки». Они описывали удовольствие, получаемое от самого трудового процесса, когда «горели на работе», «творили», «реализовывали свою мысль в металле», «переживали озарения» и готовы были «не спать по ночам, чтобы поработать с новым оборудованием».

Отечественным технопредпринимателям важно «делать то, что любишь», а не «любить то, что делаешь» (как финны или тайваньцы). Такое отношение к труду акцентирует приоритет ценностей мира вдохновения, опирающегося на аффективное отношение к реальности и отрицающего прагматику рыночного мира.

«Я совершенно безалаберный человек. Потому что есть элемент творчества внутри себя» (Олег, 1963 г. р., Татарстан).

«Мне кажется, что мы — Россия — выделяемся и пока, может быть, еще тем, что у нас среднее образование, особенно в старшей школе, сильнее, чем на Западе. <...> То есть умение мыслить по-крупному, умение мыслить стратегически, мыслить наперед, может быть, отбросив шелуху» (Владимир, 1953 г. р., Санкт-Петербург).

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как социальная ответственность бизнеса меняет медицинское страхование Как социальная ответственность бизнеса меняет медицинское страхование

Почему растет рынок добровольного медицинского страхования

РБК
Места пивной силы Места пивной силы

Карты путешествий во хмелю

Автопилот
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
«Всегда» уже заканчивается «Всегда» уже заканчивается

Что может исчезнуть из нашей жизни раньше, чем мы успеем это осознать?

Вокруг света
Те и нет Те и нет

Tenet начинает и…

Автопилот
Арт-объект Арт-объект

Значение Hongqi HS3 в искусстве

Автопилот
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
Скрытые под водой Скрытые под водой

Редкие подводные артефакты, которые помогли найти ответы на непростые вопросы

Вокруг света
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Гейхеры & Cо Гейхеры & Cо

Надо ли заводить гейхеры и насколько они будут обременительны в уходе

Наука и жизнь
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Cпасибо, что живой Cпасибо, что живой

Парадокс Crosstrek

Автопилот
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее

Чем может угрожать таяние вечной мерзлоты, к каким последствиям это приведет?

Знание – сила
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Москва — Дагестан Москва — Дагестан

У дагестанцев есть уникальное умение — перенимать новое и сохранять самость

Seasons of life
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Приветы из прошлого Приветы из прошлого

Как и зачем необычные артефакты из прошлых эпох появлялись на известных картинах

Вокруг света
День мира День мира

Наш проект «День мира» родился из истории, начавшейся почти сто лет назад

Seasons of life
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
У вас такие перья! У вас такие перья!

Как викторианская мода и мужские увлечения уничтожали дикую природу

Вокруг света
Хорошие манеры Хорошие манеры

Никаких сушилок и стиралок, только водные процедуры — решила дизайнер

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении