Франция делает ставку на технологическую независимость

РБКBiznes

Коронакризис перезагрузит французскую экономику

Страна делает ставку на технологическую независимость, цифровые технологии и инновации в здравоохранении и образовании.

Текст: Софья Павлова

По прогнозам ЦБ Франции, в 2023 году динамика национальной экономики сможет вернуться к докризисному уровню

Согласно прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), в этом году ВВП Франции может вырасти на 5,8%. Даже с учетом второй волны распространения коронавируса и нового локдауна в марте и апреле 2021-го Минфин Франции рассчитывает на рост ВВП по итогам года в пределах 5%, приводят СМИ слова главы ведомства Брюно Ле Мэра. Как заявил в марте в эфире радио France Info глава Центробанка страны Франсуа Виллеруа де Гало, это будет самый сильный подъем французской экономики за последние почти 50 лет с 1973 года: «В прошлом году была беспрецедентная рецессия, а в этом году — исторический подъем». Восстановление экономики продолжится и в 2022 году, прогнозируют в ЦБ страны: рост составит 4%, в 2023 году динамика экономики вернется к докризисному уровню.

Франция вошла в число стран, наиболее пострадавших от глобальной пандемии как с точки зрения здоровья населения, так и по глубине воздействия коронакризиса на экономику. По данным МВФ, на фоне среднего по зоне евро падения экономики в 2020 году (минус 6,6%) ВВП Франции снизился на 8,2%. В крупнейших экономиках Евросоюза ситуация обстояла хуже только в Италии (минус 8,9%) и Испании (минус 11%).

При этом замедление темпов экономического развития в стране наблюдалось еще до пандемии. После экономического кризиса 2014–2015 годов Франция смогла увеличить темпы роста ВВП только к 2017-му, на 2,3%. Однако на протяжении двух следующих лет на фоне общемирового снижения темпов экономики динамика промышленного производства Франции и рост ВВП замедлились, и в 2019 году их прирост составил 0,4 и 1,5% соответственно.

Высокий уровень безработицы (в 2019 году при минимальном для Франции за пять лет уровне безработицы 8,5% трудоспособного населения этот показатель оставался выше среднего среди стран Евросоюза), высокие налоги и госдолг (уже в 2019 году достигал 98% ВВП и продолжает расти) аналитики ОЭСР относят к основным системным проблемам страны.

Основу экономики Франции (более 70% ВВП) составляет сфера услуг. В 2008–2018 годах доля промышленного производства в ВВП Франции неуклонно сокращалась с 18,81 до 16,9%, доля сельского хозяйства не превышала 1,65%, отмечают аналитики Счетной палаты РФ в страновом обзоре. Однако 68% экспорта обеспечивают промышленные предприятия, на страну приходится 3,5% мирового экспорта продукции обрабатывающих производств, в основном средней и повышенной технологичности.

Причем 60% промышленного экспорта направлено в Европу («Экономика Франции в Европе будущего». Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018).

Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности Франции — машиностроение, в том числе авиационная и космическая индустрия, автомобилестроение, электротехническое и электронное машиностроение, судостроение. Страна также является одним из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции, черных и цветных металлов (алюминий, свинец и цинк); в Западной Европе — крупнейшим производителем электроэнергии на АЭС.

Релокализация производств

Коронакризис усугубил существовавшие до него хозяйственные противоречия, в частности обострилась проблема делокализации производств в результате переноса части предприятий в Азию и на восток ЕС, отмечает автор научной статьи «Государство в экономике Франции: тест на коронавирус» («Современная Европа», 2020) доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований Национального исследовательского Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН Марина Клинова.

Возросло значение импортозамещения в национальной и европейской промышленности, даже несмотря на то, что себестоимость производства в азиатских странах ниже, отмечает Марина Клинова.

Например, развитое европейское автомобилестроение оказалось практически в полной зависимости от иностранных поставок аккумуляторов для электромобилей. Как писала Financial Times, до недавнего времени на Европу приходилось только 3% производства данных компонентов, да и те принадлежат азиатским компаниям. Лидеры на рынке — японские, южнокорейские и китайские производители.

Коронакризис нарушил цепочки поставок и показал уязвимость отрасли, отмечает научный сотрудник сектора исследований Евросоюза ИМЭМО РАН Юлия Баронина. Спад производства легковых автомобилей в 2020 году составил 44%, а снижение продаж — 25%. Восстановление французского автопрома будет проходить в контексте экологизации экономики, развития климатически нейтральных технологий и отказа от автомобилей на бензине и дизельном топливе. Французское правительство направило на поддержку отрасли €8 млрд.

Поддержка технологических компаний в целом — важный вектор достижения суверенитета страны, отмечает Юлия Баронина. В частности, летом прошлого года правительство создало фонд поддержки стартапов общим объемом €500 млн.

Чтобы снизить зависимость автопрома от импорта, Франция и Германия еще в 2019 году объявили о запуске совместного производства «Airbus аккумуляторы», которое должно быть реализовано во Франции на основе частно-государственного партнерства. Инвестиции в проект оцениваются в пределах €6 млрд.

Похожая зависимость наблюдается и в фармацевтике, отмечает Марина Клинова: 80% субстанций для производства лекарственных компонентов поступают из Азии. Например, во время пандемии резко сократились поставки из Китая продукции фармацевтики и парафармацевтики первой необходимости. Летом 2020 года президент Франции Эмманюэль Макрон инициировал организацию в стране критически важных фармацевтических и медицинских производств, пообещав местному бизнесу €200 млн на финансирование инфраструктуры и научных изысканий.

Релокализация производств может дать импульс развитию отраслей и посткризисному восстановлению экономики, уверены эксперты.

Дух реформ

В целом доля французского экспорта на рынке ЕС сокращается, отмечает завсектором региональных проблем и конфликтов, сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. В 2000 году она составляла около 12%, а к 2018-му снизилась до 9%. Основная задача французской экономики, по его словам, сохранить конкурентоспособность на рынке Евросоюза, что требует снижения издержек производства, затрат на оплату труда, налоговой нагрузки и средств на обеспечение этих условий бизнесу.

По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), практически все шансы у Франции для этого есть. Согласно докладу ВЭФ о глобальной конкурентоспособности (2020), страна замыкает десятку экономик, наиболее готовых к трансформации. Рейтинг из 37 стран, лидерами которого стали Финляндия, Швеция и Дания, основан на анализе 11 основных критериев, в том числе наличия инфраструктуры для цифровизации и энергетического перехода.

Примечательно, что ряд реформ трудового и налогового законодательства, призванных поддержать бизнес и оживить национальную экономику, Эмманюэль Макрон запустил практически с начала своего президентства. Например, повышение единого социального налога, которое затрагивало 60% французских пенсионеров, должно было освободить от налога на безработицу работников частного сектора, а отмена налога на крупные состояния — стимулировать крупных предпринимателей.

Однако эти и другие непопулярные меры вызвали в 2018 году волну протестов, получившую название «Желтые жилеты» (первыми против увеличения цен на топливо и ограничения скорости начали бастовать водители). В результате чрезвычайного экономического и социального положения правительство пошло на попятную, отменило ряд противоречивых мер, например повышение единого соцналога, и наложило мораторий на повышение цен на топливо.

Впрочем, сейчас дополнительные расходы госбюджета на погашение долгов, вызванных пандемией, а также частично — на восстановление экономики ляжет на общие плечи государств Евросоюза и Европейский центральный банк, отмечает Павел Тимофеев.

Так, в июле прошлого года саммит ЕС одобрил семилетний план восстановления сообщества с суммарным бюджетом €1,824 трлн: он включает, собственно, бюджет на 2021–2027 годы в €1074,3 млрд и фонд восстановления экономики после пандемии коронавируса объемом €750 млрд.

Ключевое решение в рамках создания фонда восстановления, как подчеркивал Эмманюэль Макрон, в том, что лидеры ЕС впервые в истории договорились размещать общие долговые обязательства Евросоюза, то есть деньги в долг возьмет весь ЕС, а не отдельные его страны, как было ранее. Для возврата долга ЕС намерен ввести «инновационные налоги», в частности налог на непереработанный пластик, налог на цифровые транзакции (Франция одной из первых ввела цифровой налог, затрагивающий интересы прежде всего трансграничных цифровых гигантов США), особый режим таможенных пошлин на товары из не входящих в ЕС стран с климатическими стандартами ниже, чем в Евросоюзе.

Как следует из пояснительной записки к национальному плану восстановления до 2023 года France Relance объемом €100 млрд, ЕС профинансирует 40% перезапуска французской экономики. Около трети средств (€34 млрд) Франция планирует инвестировать в повышение конкурентоспособности страны: в том числе €6,9 млрд — в поддержание технологической независимости, из которых €2,6 млрд направят на поддержку развития цифровых технологий (облачных и квантовых технологий, искусственного интеллекта и др.), около €2 млрд — на развитие инновационных проектов, в том числе в здравоохранении и образовании.

Основой экономики Франции является сфера услуг. Она обеспечивает более 70% ВВП страны

Франция в рейтингах

Франция входит в первую пятерку производителей вина, по оценке Международной организации виноградарства и виноделия (OIV) по итогам 2019 года. По данным международной Deloitte, крупнейшие производители товаров роскоши находятся во Франции и на долю французских компаний в 2019 году пришелся самый высокий показатель в совокупном объеме продаж 100 ведущих производителей товаров класса люкс. Согласно рейтингу Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2019 году Франция была признана лидером мирового туризма — по итогам 2018 года ее посетили 89,4 млн человек.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Дублер человека Дублер человека

Что такое ИИ-агенты, как они устроены и на что способны?

РБК
Места пивной силы Места пивной силы

Карты путешествий во хмелю

Автопилот
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Тачка отсчета Тачка отсчета

Традиции в хорошей форме

Автопилот
У вас такие перья! У вас такие перья!

Как викторианская мода и мужские увлечения уничтожали дикую природу

Вокруг света
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Вперед ногами Вперед ногами

Автороскошь в авангарде дизайн-переворота

Автопилот
Хорошие манеры Хорошие манеры

Никаких сушилок и стиралок, только водные процедуры — решила дизайнер

Идеи Вашего Дома
Москва — Дагестан Москва — Дагестан

У дагестанцев есть уникальное умение — перенимать новое и сохранять самость

Seasons of life
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Пена Атлантиды Пена Атлантиды

Ну какое пиво без Рыбинска?

Автопилот
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
Элегантная роскошь Элегантная роскошь

В цветовое решение интерьера решили заложить приглушённые естественные оттенки

Идеи Вашего Дома
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
«Всегда» уже заканчивается «Всегда» уже заканчивается

Что может исчезнуть из нашей жизни раньше, чем мы успеем это осознать?

Вокруг света
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Завтрак в мансарде Завтрак в мансарде

Почему романтиков и творческих личностей привлекает жизнь в мансарде?

Идеи Вашего Дома
Век великолепного Век великолепного

Как дух эпохи правления Медичи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
По одежде встречают По одежде встречают

Что носят тибетцы и почему им не нужна европейская одежда

Вокруг света
Открыть в приложении