Основатели компании Sperasoft помогают корпорациям создавать игровые вселенные

РБКBiznes

Подрядчики класса AAA

Основатели компании Sperasoft научились зарабатывать на помощи корпорациям в создании игровых вселенных Mass Effect, Assassin’s Creed и других игр-блокбастеров. Из Петербурга они построили глобальный бизнес стоимостью $27 млн

Текст Ирина Панкратова

Разработка игр с бюджетом в сотни миллионов долларов занимает не менее трех-четырех лет и требует усилий огромных команд — до 800 человек. Предприниматель из Санкт-Петербурга Игорь Ефремов ощутил себя винтиком этого масштабного процесса, посвятив более пяти лет карьеры корпорации Electronic Arts (EA; игры Need for Speed, FIFA, The Sims и др.). Позднее он придумал собственный формат бизнеса — разработку элементов инфраструктуры игр-блокбастеров на аутсорсинге. Вместе с партнерами Алексеем Кудряшовым и Марком Риззо, еще одним экс-сотрудником EA, Ефремов в 2004 году основал компанию Sperasoft. Она первой на российском рынке стала предлагать производителям AAA-игр (неформальный термин для класса высокобюджетных игр) совместную разработку контента. Сотрудники Sperasoft не просто выполняют отдельно взятые задания на аутсорсинге, а вливаются в команду разработчиков и участвуют в креативной части — «вносят свои знания, опыт и экспертизу», подчеркивает Ефремов.

Разработчики с приставкой «со-»

Первым крупным заказчиком стал бывший работодатель Ефремова и Риззо — Electronic Arts. Запуск бизнеса практически не потребовал инвестиций. «Вложили какие-то копейки. Основной инвестицией были наши трудозатраты, тогда каждый делал все, что мог», — вспоминает Ефремов.

Одним из первых крупных проектов стало участие в создании игры Mass Effect 2, релиз которой состоялся в 2010 году. Кроме того, предприниматели работали над франшизами FIFA, FIFA Street и FIFA World Cup. Позже в портфолио Sperasoft добавились Dragon Age, League of Legends, Star Wars: Battlefront и Assassin’s Creed Origins. В 2011 году выручка компании составила 16,4 млн руб.

Первый офис находился на Васильевском острове в Петербурге и расширялся пропорционально росту бизнеса: комнатка на несколько человек — помещение для 20 сотрудников — большое пространство для 50 специалистов. Когда штат увеличился до 100 человек, компания перебралась в Московский район города, где до сих пор занимает два этажа бизнес-центра.

На очередном этапе расширения в 2009 году офис Sperasoft появился и в Волгограде. На выбор места повлияло два фактора: на городском ИT-рынке практически не было конкурентов, а один из основателей Sperasoft Алексей Кудряшов сам родом из Волгограда. В 2015 году компания открыла офис и в Европе — в польском Кракове.

«Мы постоянно экспериментировали — с партнерами, клиентами, технологиями. В начале пути занимались только разработкой софта. А позднее сфокусировались на аутсорсинге и помощи в разработке игр на разных платформах — PlayStation, Xbox, ПК, мобильные», — перечисляет Ефремов. Такой формат работы на рынке геймдева называют co-development. По словам основателей Sperasoft, модель выгодна, поскольку экономит заказчику время и ресурсы: в штате можно держать разработчиков основного контента, а второстепенных персонажей и ответвления сюжетных линий переложить на плечи соразработчика. Sperasoft при этом никогда не создавала собственных игр и даже не ставила перед собой такой задачи, заверяет Ефремов.

Продать, но остаться

Год назад владельцы Sperasoft решили продать компанию. «Мы полностью вкладывали себя в бизнес, так что решение [о продаже] далось непросто, — говорит Ефремов. — Перевесило понимание, что так компания получит больше новых проектов и клиентов. При этом у нас не было даже мысли о выходе из бизнеса. Не представляю себе жизнь без Sperasoft».

Покупателем стал сервис-провайдер Keywords Studios, группа более чем из 50 студий с головным офисом в Дублине, которая, как и Sperasoft, специализируется на помощи в разработке сторонних проектов. В ее портфолио — For Honor, Uncharted 4, Halo 5, Watch Dogs 2.

Сумма сделки составила $27 млн. Из них $22 млн владельцы получили сразу, а $1 млн и оставшуюся сумму в акциях Keywords — спустя год. Приобретение Sperasoft вписалось в стратегию поглощений группы: ранее она приобрела тестировщиков VMC (за $66,4 млн) и Enzyme Testing Labs ($3,65 млн), а также аутсорсинговую d3t ($3,9 млн).

Sperasoft предоставила Keywords свои центры в России и Польше. Основатели по условиям сделки остались работать в компании. Ефремов занимает пост исполнительного директора, Кудряшов — финансового, Риззо — операционного.

С декабря 2017 года Sperasoft участвует в проектах четырех новых крупных клиентов — их названия компания не раскрывает. Также за этот год компания наняла более 160 новых сотрудников. В 2017-м выручка ООО «Сперасофт студия» приблизилась к 820 млн руб., но компания получила убыток в 26,8 млн руб., следует из данных СПАРК. По итогам девяти месяцев 2018-го выручка превысила 719 млн руб., а убыток сменился прибылью — в размере 14,6 млн руб., сообщили в компании.

Фото: Sperasoft

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Культурный гид Культурный гид

Читаем: циркулярная экономика, история равенства и крошечные империи

РБК
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
«Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует «Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует

Как арктические экосистемы приспосабливаются к изменениям климатических условий

Наука и жизнь
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Надеяться и делать Надеяться и делать

О стрит-арте: почему Португалия — не лучшая страна для современного художника

Seasons of life
Жизнь вечная Жизнь вечная

Глагол — это жизнь как она есть

Seasons of life
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Открыть в приложении