Как построить фабрику по производству балеток в Кирово-Чепецке

РБКBiznes

Элементы

Производство

Как построить фабрику по производству балеток в Кирово-Чепецке

Текст Владимир Гендлин
Фото Алена Кондюрина для РБК

Девять лет назад Александр Самохин, 23-летний предприниматель из Кирово-Чепецка, купил для приятеля партию кожи, а она не подошла. Самохин остался без денег и с товаром, покупать который никто не хотел. В итоге именно из этой неудачной сделки выросла фабрика обуви «Дельфин», один из крупнейших в стране производителей спортивной и танцевальной обуви.

Но тогда был кризисный 2008 год, и пришлось выкручиваться любыми способами. К тому времени разорилась местная фабрика, долгие годы шившая одежду и танцевальную обувь. Среди уволенных сотрудниц Самохин и нашел специалистов. Кожу кустарным образом превращали буквально во все, что можно было из нее сделать, — кошельки, ключницы, тапочки, чешки. Довольно низкого качества, признается Александр Самохин. Но за год удалось избавиться от всего сырья. Затем случилось неожиданное: некоторые покупатели вернулись с заказами.

Неудачная сделка неожиданно превратила Александра Самохина в крупного производителя обуви

Для расширения Самохин разместил производство в местной исправительной колонии — сотрудничество с ней продолжалось около двух лет. Александр Самохин решил производить уже не все подряд, а сосредоточиться на выпуске обуви для танцев. В первый год произвели около 5 тыс. пар. Тогда Александр сам работал менеджером по продажам — уверяет, что лично продал не менее 200 тыс. пар обуви: ездил по магазинам, как коробейник, и показывал товар.

Александр Самохин быстро понял, что ставку надо делать на Москву и Санкт-Петербург, где живут более обеспеченные заказчики и на которые, по данным маркетингового агентства Step by Step, приходится до 50% всего рынка танцевальных услуг России. Для этого пришлось отказаться от дешевого сырья и производства в колонии. Зато в течение нескольких следующих лет производство балеток, джазовок и чешек росло на 200–300% в год. Сейчас «Дельфин» выпускает около 50 тыс. пар обуви в месяц, говорит Самохин, которая продается примерно в 4 тыс. магазинов по всей стране.

«Мой остров»

«Утром открываю входную дверь — и я уже на производстве», — смеется Александр Самохин. Его квартира расположена прямо в здании фабрики. Это бывший детский сад, безликое кирпичное сооружение советских времен. Владельцу это даже нравится: к чему привлекать ненужное внимание? Зато внутри помещение оформлено ярко и стильно.

Кабинет гендиректора, расположенный на втором этаже, прямо над его квартирой, переходит в открытую веранду, которая одновременно и спортзал, и место отдыха: на стене — тренажер, рядом — боксерский мешок. Вся семья живет в квартире сына и так или иначе участвует в семейном деле: мама является учредителем в одной из компаний, отец работает в бизнесе. С веранды открывается вид на цветник и парники — это творчество бабушки, Павлы Леонидовны. «Это мой остров», — говорит Самохин то ли о цветнике, то ли обо всем доме-фабрике, отвоеванном у довольно безрадостной окружающей действительности.

По другую сторону от квартиры — складские помещения. «Тут остатков материала на 20 млн руб.», — кивает Александр на рулоны кожи. Поднимаемся на второй этаж, на стене висят фигурные железки. Это резаки разных размеров, которыми кроят материал для чешек, — ценная оснастка, их мастерят специалисты в Москве. «Этого добра на стене на $15 тыс.», — комментирует Самохин.

Верх обуви шьют швеи на бесшумных машинках, сегодня в цеху их около 30. Самая ответственная работа — сборка. На колодку натягивается материал и склеивается, затем молотками разбиваются и размягчаются швы, на носке материал собирается в складки. «Сборщики — наш золотой фонд. Вот эти складки сделать очень сложно, в мире единицы фабрик добиваются такого качества сборки, как у нас», — говорит Александр.

В числе прямых конкурентов Самохин называет компанию Grishko, основанную в 1989 году в Москве Николаем Гришко. Это один из крупнейших производителей танцевальной обуви в мире, продукция которого поставляется в том числе в Большой, Мариинку, Covent Garden и другие знаменитые театры. «Дельфин» такими клиентами похвастаться не может, поэтому Самохин формулирует свою стратегию так: у Grishko высококачественная обувь в дорогом сегменте, у «Дельфина» — высокое качестве в недорогом сегменте.

«Думаю, что по российским продажам мы их уже догнали либо перегнали», — говорит Александр Самохин, который при этом не раскрывает объем продаж в деньгах, как не раскрывают их Grishko и R-Class, другой крупный участник этого рынка. Это вообще характерно для ниши танцевальной и спортивной обуви, говорит гендиректор R-Class Роман Кукушкин: во всем мире это малый, поэтому непубличный бизнес. Зарубежные производители вроде Capezio и Bloch также не публикуют данных о продаже. При этом все участники рынка признают, что основную выручку всем участникам этого рынка приносят не профессиональные танцоры, а массовый сегмент.

Уровень эконом

Директор по развитию маркетингового агентства Step by Step Елена Пономарева оценила минимальную потребность российского рынка танцевальной обуви в 2 млн пар в год, или 3 млрд руб., при средней цене пары 1500 руб. Тот же Grishko, по данным Пономаревой, производит 600 тыс. пар обуви в год, при этом 80% уходит на экспорт.

Если «Дельфин» выпускает 50 тыс. пар в месяц, то он уже сравнялся по этому показателю с Grishko, а Самохин говорит, что при необходимости готов увеличить производство до 1 млн пар. Конкуренты сомневаются. «Исключено, таких объемов нет даже у Grishko. И даже если столько произвести, то это надо еще продать», — считает Кукушкин. Самохин говорит, что оценка рынка в 2 млн пар сильно занижена: «Я хорошо изучил рынок, на котором работаю, — он составляет не менее 4 млн пар в год».

Фабрика «Дельфин» за девять лет работы увеличила объем производства более чем в 100 раз

Правда, по словам Самохина, после очередного кризиса 2014 года рынок сильно изменился, точнее — изменилось позиционирование «Дельфина» на нем. Если изначально фабрика ориентировалась на премиум-сегмент, то сегодня спрос сместился на уровень эконом: потребители стали менее разборчивы к стилям и более практичны, их интересует обувь, которую можно использовать не только для танцев, но и в обычной жизни.

В 2015 году Самохин запустил производство спортивных костюмов (по его словам, ожидается крупный заказ на 90 млн руб.) — и создал производство спортивных тренажеров, которое уже приносит около $1 млн в год. А в этом году взялся за направление спортивного питания, которое собирается развивать вместе с партнером. От главной цели Александр Самохин все равно не отказывается, она указана на сайте компании: «Превратить обычную компанию в великую».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости

Зеленый подход к девелопменту: польза и подводные камни

РБК
Места пивной силы Места пивной силы

Карты путешествий во хмелю

Автопилот
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
В атмосфере спа В атмосфере спа

Дизайнер сделала ванную местом, где можно получать наслаждение от интерьера

Идеи Вашего Дома
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Природная палитра Природная палитра

Интерьер ванной комнаты выдержан в спокойной природной гамме

Идеи Вашего Дома
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Сто грамм с прицепом Сто грамм с прицепом

Собираем осколки пивной империи

Автопилот
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
Прогулка в облаках Прогулка в облаках

Эта кухня — очень нежная, гармоничная и в то же время функциональная

Идеи Вашего Дома
Арт-объект Арт-объект

Значение Hongqi HS3 в искусстве

Автопилот
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Яркие акценты Яркие акценты

Заказчик хотел интерьер спокойной цветовой палитры, но с яркими акцентами

Идеи Вашего Дома
У вас такие перья! У вас такие перья!

Как викторианская мода и мужские увлечения уничтожали дикую природу

Вокруг света
С видом на усадьбу С видом на усадьбу

Из окон этой квартиры открывается потрясающий вид на близлежащие кварталы

Идеи Вашего Дома
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
День мира День мира

Наш проект «День мира» родился из истории, начавшейся почти сто лет назад

Seasons of life
Генераторы заблуждений Генераторы заблуждений

Почему нейросети иногда лгут и чем мы из-за этого рискуем

Вокруг света
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
Кофе, яблоки, алыча Кофе, яблоки, алыча

Дина Рубина — мастерица передавать в тексте вкусы, текстуры и запахи

Seasons of life
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Открыть в приложении