Какие уроки нужно извлечь из 2020 года и что должен уметь работник будущего

РБКBiznes

«Трансформация бизнеса — это как бег по пересеченной местности»

О том, какие уроки нужно извлечь из 2020 года, что должен уметь работник будущего и почему нам всем пора принять перемены как данность, рассказали Ариндам Бхаттачарья и Николаус Ланг — соавторы книги «Больше чем просто великие», вышедшей в России в конце минувшего года

Беседовал Владимир Чубаров

Ариндам Бхаттачарья

Авторы «руководства по выживанию в эпоху неопределенности» — книги «Больше чем просто великие» — представляют BCG, одну из крупнейших консалтинговых компаний мира.

Ариндам Бхаттачарья, старший партнер офиса BCG в Нью-Дели. Специализируется на стратегиях роста компаний, а также на вопросах конкурентоспособности промышленных предприятий. В фокусе многих его научных работ — темы глобализации и глобальных бизнес-моделей. Соавтор книги «Глобальность: как конкурировать со всеми отовсюду и за все».

Ариндам Бхаттачарья

Николаус Ланг, старший партнер в мюнхенском офисе компании. Мировой эксперт в области связи, автономных транспортных средств и машиностроения. Является основателем и директором Центра инноваций в области мобильности BCG, лидер команды экспертов по городской мобильности и разработчиков цифрового бизнеса. Ланг также автор ряда публикаций на тему глобализации, глобальной цифровой трансформации, геополитики и влияния глобальных изменений на торговлю.

Николаус Ланг

РБК: Подзаголовок вашей книги — «Девять стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху социальной напряженности, экономического национализма и технологической революции». Прошлый год неожиданно дал многим компаниям возможность проверить действенность ваших советов. Какую стратегию в эпоху пандемии выбрали вы сами и весь консалтинговый сектор?

А.Б.: Консалтинговый сектор повернулся в сторону трех вещей: построения более устойчивой операционной модели, диджитализации своих процессов и усиления клиентоориентированности. Сфера консалтинга заточена на то, чтобы решать вопросы лицом к лицу с клиентами, а с приходом в нашу жизнь коронавируса мы стали оказывать услуги уже в новом формате хоум-офиса. Мы много говорим об этом в книге, о том, как стать более открытыми для клиентов в новой среде.

Н.Л.: Я бы отметил тот факт, что спрос на консалтинговые услуги вырос у тех секторов экономики и компаний, которые ранее в этом не слишком нуждались. Это, к примеру, туристические агентства, медицинские компании и страховые фирмы. В целом, BCG неплохо преодолел этот шторм.

«Стабильный мир — уже в прошлом»

РБК: 2020 год заставил поменять не просто наши привычки, а рабочую парадигму. В книге вы утверждаете, что настоящая корпоративная трансформация — это не марафон, а триатлон. Что под этим подразумевается?

Н.Л.: Когда мы используем такие сравнения, мы имеем в виду, что бизнесу нужно не просто преодолеть какие-то краткосрочные испытания. Ему нужно адаптироваться к новой среде. Если компания начинает трансформироваться, то этот процесс становится непрерывным. И ваша марафонская, спринтерская или какая угодно дистанция проходит не на стадионе с удобным покрытием и скамейками для зрителей, а по пересеченной местности, чей ландшафт постоянно меняется! Времени на передышку в этих условиях нет, и после такой «кризисной пробежки» будет ошибкой возврат к старым методам работы.

А.Б.: Добавлю, что в постоянных гонках компании нужно успеть поменять свою модель восприятия мира. Как бы это сложно ни было, нужно признать: стабильный мир — уже в прошлом.

РБК: Откуда должен происходить запрос на трансформацию? Это воля руководства или желание сотрудников?

А.Б.: Мы сходимся в том, что сердце, голова и руки — это три единства для развития. Многие компании строят отличные планы и хорошо делают свое дело, однако забывают про «сердце» — своих сотрудников. А они должны быть в центре всего. Если вы зажжете людей своей идеей и энергией изменений, то трансформация не вызовет негатива. Далее вашей целью будет сделать так, чтобы восприимчивость к изменениям стала частью культуры ваших подчиненных.

РБК: Какие уроки должен извлечь бизнес из последнего кризиса? Можете назвать три важнейших?

А.Б.: Первый урок: понимание потребностей клиента важнее, чем создание лучшего по качеству или функциональности товара. Теперь уже неважно, где живут ваши покупатели. Важно лишь доскональное знание их привычек и предпочтений. Тот, кто осознает, в чем действительно нуждаются его клиенты, будет успешен.

Второй: собирайте и используйте данные. Это теперь наивысшая ценность и ключ к выполнению первого урока.

Третий: создавайте выгодные условия для обучения сотрудников. Сегодня у людей, особенно молодых, фокус не на карьере, а на опыте, который они могут получить на работе. Та компания, которая даст больше опыта и возможностей для обучения, получит лучших работников.

Н.Л.: Мои три урока такие. Первый: не стремитесь сразу к глобализации. Попробуйте сначала увидеть, как ваш бизнес меняет мир и жизнь локальных сообществ. Например, бразильская компания Natura Cosméticos, которая не так давно совершила слияние с компанией Avon, начинала свой путь продаж органической косметики, фокусируясь на местных товарах в производстве и рынке в пределах страны.

Второй: шоковые условия для работы могут продолжиться. Держите в голове мысль о том, что правила игры могут резко измениться.

Третий: нельзя что-то придумать и спокойно отдыхать, глядя на то, как идет дело. Ваш бизнес теперь не островок спокойствия, а место для инноваций и изменений.

«Мир образования превратится в большой маркетплейс»

РБК: Раз уж мы заговорили об уроках: какова роль образования в современном мире и какую ценность оно сегодня представляет для людей?

А.Б.: Сейчас вся ситуация вокруг образовательного рынка перевернулась. Раньше университет играл главную роль, но теперь на арену выходят компании с собственными лабораториями, воркшопами и программами. Возможно, в будущем мир образования превратится в большой маркетплейс, где людям будет гораздо легче выбирать, где им учиться, чтобы потом выйти на работу.

Н.Л.: Я соглашусь и скажу, что сегодняшнее образование уже живет в синтезе с реальными компаниями и бизнесом. Кроме того, роль фундаментального образования по-прежнему будет большой, однако ему будет уделяться все меньше и меньше внимания по сравнению с реальными прикладными навыками и цифровыми компетенциями.

РБК: Допустим, я отказался от схемы вуз — работа и захотел запустить свой стартап. В какую сторону мне двигаться? Есть ли вообще сегодня понимание, на что делать ставку, чтобы проект получил больше внимания и, как следствие, — успеха и инвестиций?

Н.Л.: К сожалению, нет такого сектора, который был бы более успешен для старта. Я разве что могу посоветовать обратить внимание на такие сегменты, как развлечения, органическая еда и велнес-сектор. Скорее всего, там будет работаться чуть легче, чем при запуске своей ресторанной сети. Но подчеркну, что успех зависит во многом от вашего таланта как менеджера, а не от выбора сферы, в которой вы хотите развития.

А.Б.: Главное — почувствовать не то, куда идти, а как вы будете работать с клиентами. Начинающим предпринимателям я бы сказал следующее: думайте о конкурентном преимуществе. Решение или проект, которые совпадают с нуждами клиентов, самостоятельно займут нужную нишу, в какой бы сфере они ни были запущены.

«Это будет дивный новый и более сложный мир»

РБК: Многие называют кризис временем возможностей. Какие, по-вашему, новые горизонты он дал бизнесу?

Н.Л.: Отличительная особенность кризиса прошлого года, последствия которого мы чувствуем до сих пор, в том, что он затронул всех. И даже те, кто занимался онлайн-торговлей и доставкой товаров, работают на износ из-за повышенного спроса. Кризис потряс бизнес, и никто не был к нему готов, по крайней мере я таких компаний не знаю.

Если что-то и можно назвать возможностью в этой ситуации, то я бы отметил возникшие новые формы и способы работы, включая удаленную. Это будет в будущем иметь положительный эффект, например, на климатическую обстановку. Ну и в целом то, как мы научились работать теперь уже в любых условиях, впечатляет.

А.Б.: На мой взгляд, компании нашли в кризисе возможность сократить расходы так, чтобы не потерять в качестве. Особенно четко это видно на примере туризма. Те отели, которые стали меньше брать за номер, получили новую, большую клиентскую базу. И ради такого роста они вряд ли будут возвращать цены на прежний, докризисный уровень.

Другой возможностью для бизнеса станет развитие своего риск-менеджмента. Это направление позволит рассматривать сразу несколько стратегий, просчитывать разные варианты и, как следствие, лучше готовиться к будущим переменам, которые нас явно еще поджидают.

РБК: А как быть сотрудникам в эпоху перемен? Какие навыки нужно развивать?

А.Б.: Уверен, что им поможет тренировка навыка работы в маленьких коллективах на краткосрочных задачах, а также умения общаться в глобальных командах из разных стран с необходимостью подстраиваться под менталитет и часовой пояс.

Н.Л.: Преуспеет в карьере сегодня тот, кто сможет работать в agile-структурах и средах. Тот, кто сумеет совместить в себе навыки работы над программным обеспечением и сервисными решениями, займет лидирующие позиции в организации. Цифровые навыки тоже важно оттачивать: от программирования до UX/UI-дизайна.

РБК: Как будет выглядеть мир, в котором каждая компания возьмет вашу книгу «Больше чем просто великие» за основу и станет такой?

А.Б.: Это будет дивный новый и более сложный мир. Сейчас он проходит через большие перемены. Геополитическое мироустройство, роль государств, финансовые рынки — все либо поменялось, либо меняется прямо сейчас. С одной стороны, мир будет более разделенным, диверсифицированным, чем в 1990-е годы. С другой, благодаря интернету и технологиям он будет более интегрированным и близким. Понятное дело, что все это только прогноз. Но одно мы точно знаем: формирование этого мира и ответственность за него во многом ляжет не только на плечи государства, но и компаний.

Девять стратегий для тех, кто хочет стать больше чем великими

1. Переосмыслите профильные направления бизнеса так, чтобы вносить вклад в благосостояние общества и, соответственно, обеспечивать долгосрочный, стабильный совокупный акционерный доход, вместо того чтобы рассматривать социальную ответственность как непрофильный вид деятельности.

2. Предлагайте востребованные цифровые решения и персонализированные формы взаимодействия, а не только материальные продукты или услуги.

3. Растите не везде и сразу, а избирательно, то есть в тех направлениях, где можно рассчитывать на рентабельную долю рынка, используя при этом не отягощенные активами стратегии, которые отвечали бы требованиям локальной специфики, вместо того чтобы претендовать на универсальность.

4. Дополните традиционные цепочки создания ценности «цифровыми экосистемами» — динамичными «сетями источников ценности», способными создавать и реализовывать на практике решения, результаты и формы взаимодействия, которые хотят видеть потребители.

5. Инвестируйте в высокие технологии, мультилокальные заводы и модульные центры доставки, которые, в сочетании с возможностями снижения издержек, позволят представлять индивидуализированные предложения, действуя гибко и быстро.

6. Формируйте глобальную архитектуру данных и аналитический потенциал, позволяющий преобразовать данные из локального «выхлопа» хозяйственной деятельности в глобальное «топливо», позволяющее добиться преимущества в бизнесе.

7. Откажитесь от традиционной матричной организационной модели в пользу гибких и адаптивных, ориентированных на потребителя команд, деятельность которых обеспечивается возможностями платформы.

8. Привлекайте, повышайте квалификацию, вдохновляйте и развивайте технологически подкованных и заинтересованных сотрудников.

9. Стройте культуру непрерывной трансформации взамен традиционных обособленных инициатив проведения изменений.

Пока мы изучаем для вас новые тренды, поделитесь впечатлениями о журнале РБК на rbc.ru/vote

Фото: из личного архива; BCG; Ryan Lash / TED

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Неспешно пили предки наши Неспешно пили предки наши

Медиевист Олег Воскобойников — о путешествии вина по истории мировой культуры

РБК
Протокол «Дубайск» Протокол «Дубайск»

Какие автомобили можно увидеть в новом «Мажоре»

Автопилот
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Вложения со столетним горизонтом Вложения со столетним горизонтом

Производство орехов может быть высокодоходным, но не быстро

Агроинвестор
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Коми кукла Коми кукла

Живое воплощение народного искусства и культурного наследия

Знание – сила
Урожай рекордов Урожай рекордов

Растениеводы вышли на новые рубежи по сборам

Агроинвестор
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Инерционно-выжидающие инвестиции Инерционно-выжидающие инвестиции

В АПК — новые проекты, но компании рассчитывают на снижение стоимости кредитов

Агроинвестор
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Именинники декабря: основатели гидродинамики и сердечно-сосудистой хирургии

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Планеты «железные» и «алмазные» Планеты «железные» и «алмазные»

Насколько необычны миры «железных» и «алмазных» планет?

Наука и техника
Новые технологии в медицине Новые технологии в медицине

Биосовместимый титановый сплав, антибактериальные нити и диагностика инфекций

Знание – сила
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Открыть в приложении