Почему ESG-повестка нужна в первую очередь именно жителям России?

РБКBiznes

Андрей Шаронов: «У России нет задачи отделиться от всего мира»

Несмотря на изменение экономической ситуации в стране, Россия не отказывается от стратегической цели — достичь к 2060 году углеродной нейтральности. Глава «Альянса по вопросам устойчивого развития» Андрей Шаронов рассказывает, как новые условия сказываются на ESG-повестке и почему она нужна в первую очередь именно жителям России

Беседовал Марат Селезнев. Фото: Пётр Антонов

Андрей Шаронов, генеральный директор «Альянса по вопросам устойчивого развития» («ESG-Альянс»), созданного в январе 2022 года 28 ведущими российскими компаниями в качестве постоянно действующей платформы для диалога между бизнесом, государством и обществом. С 2013 по 2016 год был ректором бизнес-школы «Сколково», с 2016 по 2021 год — ее президентом. Ранее возглавлял инвестиционно-банковское направление в «Тройка Диалог», был заместителем мэра Москвы по вопросам экономической политики, работал в Минэкономразвития. Заслуженный экономист Российской Федерации.

Стратегическая повестка и глобальные игры

РБК: Останется ли ESG-повестка актуальной в новых экономических условиях?

А.Ш.: Сейчас почти все страны мира сползли вниз по пирамиде потребностей Маслоу. В некоторых случаях — вплоть до физического выживания, безопасности и снабжения продуктами питания. В такой ситуации говорить, что углеродные единицы по-прежнему важны, было бы нечестно.

Но значительная часть глобального сообщества и большое число людей в России считают, что ESG-повестка является стратегической. Со стратегической точки зрения все задачи остаются. Будут лишь тактические рекомбинации.

Даже после переориентации российского бизнеса на рынки Азии и Ближнего Востока мы все равно столкнемся с понятными и довольно жесткими ESG-требованиями.

РБК: В азиатских странах тоже жесткие требования?

А.Ш.: Компания Kept (бывшая KPMG. — РБК) проанализировала по нашему заказу ситуацию с ESG-инфраструктурой, требованиями, ландшафтом в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Исследование коснулось 13 юрисдикций и 19 бирж.

Так вот, во всех странах есть национальные политики в области устойчивого развития, социальной ответственности и корпоративного управления. При этом 90% бирж рекомендуют компаниям предоставлять нефинансовую ESG-отчетность, а 50% сделали это обязательным.

Требования Гонконгской и Шанхайской бирж к нефинансовым отчетностям выглядят строже, чем требования Лондонской биржи. Вообще Китай, как крупнейший торговый партнер Евросоюза, очень быстро движется к синхронизации своих таксономий с ЕС. К российским компаниям, которые будут торговать с КНР, также через какое-то время «прилетят» эти европейские требования, но уже через китайскую юрисдикцию.

РБК: Текущая политическая ситуация не помешает выработке единых глобальных стандартов ESG?

А.Ш.: Возможно, она замедлит процесс. Но стратегически видна тенденция на конвергенцию, на сближение национальных законодательных требований. Количество рейтингов будет уменьшаться, их методологии станут более похожими и сопоставимыми. Вся эта сфера станет более упорядоченной по всему миру. Поскольку у России нет задачи отделиться от всего мира, мы останемся частью глобальной экономики и будем вынуждены включиться в эту игру.

Безуглеродная Россия и перспективные болота

РБК: Как по вашему, Россия в последние годы скорее следовала глобальным ESG-трендам или сама задавала их?

А.Ш.: Точно не задавала. Хотя недавно я узнал, что в 1960-х советские исследователи были одними из лидеров научной мысли в области климатических изменений. Они говорили об антропогенном факторе, указывали на риски. В итоге повторилась история с генетикой: мы начали развивать тему, но по политическим причинам выпали из процесса.

Участие в международном движении — конференции в Рио-де-Жанейро, Киотском протоколе, Парижском соглашении по климату — не стало для России серьезным драйвером, который бы привел к появлению у нас рынка углеродных единиц. После Парижского соглашения дискуссии по ESG-повестке в России стали более интенсивными. Многие участники дискуссий утверждали, что выдвижение ESG-требований — это недобросовестная конкуренция со стороны развитых стран, которым значительно легче и дешевле приближаться к нужным показателям, чем России.

В 2021 году дискуссии закончились. Россия взяла на себя обязательства о безуглеродном статусе экономики. Правда, к 2060 году. Это честно. У Китая такие же сроки, у Индии — вообще 2070 год.

РБК: Россия может предложить миру какие-то глобальные проекты по устойчивому развитию?

А.Ш.: Сомневаюсь в этом. Нельзя сказать, что у нас есть какие-то домашние заготовки. С другой стороны, я часто слышу о том, что с точки зрения поглощения углекислого газа болота интереснее, чем леса. По крайней мере, там нет риска возгорания древесины. А ведь перед Россией сейчас стоит вызов — изменить ситуацию с лесными пожарами. Это будет огромный национальный и международный вклад в снижение парниковых выбросов.

Но мне кажется, что ESG-повестка нужна в первую очередь нам, людям, которые живут в России. Мы страдаем от последствий изменения климата, у нас куда менее благоприятно обстоят дела с экологией. Это сказывается на нашей жизни сегодня, а не только на жизни наших детей в будущем. Программы «Чистый воздух», «20 самых загрязненных городов» — это тоже часть ESG-повестки. Есть очень много аргументов в пользу того, почему ESG-повестка должна оставаться актуальной.

РБК: Какие сектора российской экономики сейчас можно назвать самыми ESG-ориентированными?

А.Ш.: Правильнее говорить об отдельных компаниях, а не о секторах. Даже в рамках одного сектора предприятия имеют разные возможности и разные проблемы.

Российские лидеры повестки: «Сбер», «ВКонтакте», «Ростелеком», большая тройка телекоммуникационных компаний. Еще я бы отметил «Русал» как общепризнанного производителя чистого алюминия.

Интересный опыт у X5 Retail Group. Они работают с упаковкой и продуктовыми отходами. Это очень важно, ведь в ESG еще есть S — социальная политика. Речь идет о борьбе с голодом. Есть страшные данные. Мир выбрасывает половину пищи, которая производится. Пища разлагается, выделяет не только CO2, но и метан. А по данным ООН, в мире недоедают более 2 млрд человек. Это касается и России.

Еще назову «Сибур» и «Газпром нефть», которые давным-давно в этой теме. Я очень рад, что эти компании продолжают себя видеть экспортерами, участниками глобального рынка, поэтому не снимают себя с повестки и никаких тактических послаблений себе не дают.

Социальные ожидания и корпоративная прозрачность

РБК: Сейчас в Европе энергетический кризис. На Россию при этом наложены санкции и технологические ограничения. Ожидаете ли вы, что в этих условиях экологическая составляющая отойдет на второй план, а на первый выйдет социальная?

А.Ш.: Это уже происходит. Энергетический кризис подвинул даже самых отъявленных сторонников климатического сдерживания в сторону угля.

Если говорить о России, то S-составляющая — социальная повестка и социальная ответственность — всегда были присущи нашим компаниям. Причем даже в большей степени, чем того требует законодательство.

Еще в советские времена сложилась ситуация, когда социалка была на балансе предприятий. И сегодня работники, жители городов и власти ждут от предприятий ответственности. Ждут, что компании не просто будут добросовестно платить налоги, но и будут что-то делать для своих сотрудников, для членов их семей, для местных сообществ. А в условиях экономического спада во всем мире и здесь, в России, ожидания только возрастают.

Кстати, во время пандемии мы видели, как крупные компании брали на себя очень большую дополнительную ответственность. Причем не только по отношению к своим сотрудникам, но и к населению муниципалитетов, где они работали.

РБК: S-составляющая не станет обязаловкой для бизнеса в условиях кризиса?

А.Ш.: Это предмет постоянной дискуссии. Тем не менее власть и бизнес договариваются. При этом S-повестка зачастую не навязывается сверху. Россия — сырьевая страна. Многие компании добывают сырье не в Московской области, а на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Они сталкиваются с нехваткой трудовых ресурсов в традиционных местах своего пребывания и вынуждены думать, как привлечь и удержать людей. Создают им условия, жизненную среду, чтобы это было похоже не на постоянную вахту, длительную командировку, а, скорее, на поселение, где семьи работников могут нормально жить.

РБК: Что будет с G-составляющей, которая формулируется как высокое качество корпоративного управления?

А.Ш.: Для продвинутых компаний, которые остаются экспортерами и хотят быть интересными для инвесторов, ничего не меняется. Они обязаны раскрываться.

G-составляющая также будет очень важна для локального национального инвестора. Несколько лет назад в России сильно выросло число розничных неквалифицированных инвесторов. На фоне относительно низкой инфляции они вышли на фондовый рынок за повышенной доходностью. У них не так много средств, но зато их самих очень много.

Если удастся создать понятные правила игры, защитить их интересы, объяснить про риски и ожидаемую доходность, то эти небольшие средства от индивидуальных инвесторов и домохозяйств станут очень ценными.

Кроме того, в G у нас входит антикоррупционный вопрос и вопрос гендерного равенства. Все это — часть национальной российской повестки.

Есть большая программа у Минтруда и инициатива внутри нашего ESG-Альянса. Некоторые компании нацеливаются на искоренение неравенства в оплате труда. Сейчас в среднем по России женщины получают примерно 75% от того, что получают мужчины на такой же должности. При этом число женщин в руководстве компаний сопоставимо с числом мужчин. Но по мере продвижения на верхние уровни их представительство резко снижается.

Государство как драйвер и голосование ногами

РБК: Каким вы видите развитие российского ESG-рынка?

А.Ш.: Надеюсь, через какое-то время нынешний уровень неопределенности снизится. И тогда регуляторы вернутся к ESG-повестке с коррективами.

Важно понимать, что наша страна очень сильно ориентирована на государство, эта культура у нас уже много-много веков. В этом смысле государство должно остаться одним из драйверов ESG-повестки.

В некоторых странах эту функцию выполняет группа активистов, потребителей, инвесторов. Например, в Европе люди голосуют ногами и деньгами за или против политики компании, покупая или отказываясь от продукции.

У нас с этим тяжелее. В России все большее число потребителей обращают внимание на углеродный след от товаров и услуг, но существенно меньше тех, кто готовы платить за меньший углеродный след. Государство должно это как-то компенсировать.

Но мы здесь не одиноки. Есть много стран с переходной экономикой, где роль государства значительно выше, чем роль гражданского общества.


Пирамида потребностей по Маслоу — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Чем будет заниматься «ESG-Альянс»

Андрей Шаронов: «Альянс по вопросам устойчивого развития» учрежден в этом году 28 компаниями, которые заинтересованы в продвижении ESG-повестки и хотят изменить ситуацию в стране. У нас несколько направлений работы.

Прояснение ситуации

с ESG-инфраструктурой. Сейчас мы создаем атлас ESG-инфраструктуры. Он покажет всех игроков, которые обеспечивают функционирование всей огромной вселенной под названием ESG. Заодно мы хотим понять, какие компоненты этой инфраструктуры у нас пропали из-за ухода международных игроков и как это компенсировать.

Рейтинги и рэнкинги

Что и как мы измеряем и стимулируем.

Региональная и муниципальная повестка

ESG-тема важна и для городов, и для небольших поселений России. Здесь есть смычка повесток компаний и муниципалитетов и по E, и по S, и, в меньшей степени, по G. Есть выражение: «Не может быть хорошего оркестра в городе, где не любят музыку». Это не вопрос мастерства музыкантов, это вопрос отсутствия спроса. Не может быть нормальной ESG-политики в стране, где люди не понимают, что это такое. Нужно минимальное просвещение, создание паттернов и стимулов к правильному поведению.

Национальные стандарты

ESG-отчетности. Компании хотят понять, что им показывать в отчетах, чтобы их воспринимали как ESG-ответственных. Они предлагают сделать градацию и просят им помочь начать двигаться по этой лестнице.

Рынки «зеленой» энергии,

углеродных единиц. Это все, что связано с прекращением выбросов или, наоборот, с увеличением поглощающей способности. Интересные темы для России — лесные проекты, болота. Есть пример Индонезии, где много болот, как и в России, и Индонезия успешно торгует углеродными единицами.

Образование

как на уровне магистров и бакалавров, так и на уровне переподготовки действующих сотрудников. Я слышу от наших компаний, что они невысоко оценивают качество образования в области устойчивого развития».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях

Впечатляющие сферы применения ИИ исследователями

РБК
Урожая — выше крыши Урожая — выше крыши

Как сити-фермеры превращают городские многоэтажки в сады и огороды

РБК
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Выбросить нельзя использовать Выбросить нельзя использовать

Как снизить объемы уничтожения просроченных продуктов питания

Агроинвестор
Разглядеть богатство под землей Разглядеть богатство под землей

Российские недра богаты, но нужно знать, где искать

Наука
Александр Аузан: «Уже в этом году Россия, думаю, выстроит экономику НЭПа 2.0» Александр Аузан: «Уже в этом году Россия, думаю, выстроит экономику НЭПа 2.0»

Александр Аузан — о параллельном импорте и новых правилах для бизнеса

РБК
Академик Олег Алифанов: Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом Академик Олег Алифанов: Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом

Надо ли людям летать в космос и остаемся ли мы космической державой?

Наука
На подходе — искусственный разум На подходе — искусственный разум

Смогут ли физики приблизить будущее?

Наука
На задворках Солнечной системы На задворках Солнечной системы

Какие тайны скрывают далёкие мало изученные миры?

Наука и жизнь
Встреча со скарабеями Встреча со скарабеями

Священный скарабей — вероятно, самый известный в мире жук

Наука и жизнь
Новые Прометеи: найден способ вырастить в организме вторую печень без операции Новые Прометеи: найден способ вырастить в организме вторую печень без операции

Открытие, которое может перевернуть представление о пересадке важных органов

Вокруг света
Гибрид «ридера» и бумаги: в Англии представили новый вид книг с дополненной реальностью Гибрид «ридера» и бумаги: в Англии представили новый вид книг с дополненной реальностью

Ученые поставили точку в вечном споре, какой вид книг лучше

Вокруг света
Под крышей Под крышей

Это пространство — помещение без окон и вне времени — превратили в мастерскую

Seasons of life
Королевство полной луны Королевство полной луны

Королевство Шато Шапито в Грузии — сказка, в которую очень хочется верить

Seasons of life
Словесные пощечины: почему мы неделями не можем выкинуть из головы обидные слова Словесные пощечины: почему мы неделями не можем выкинуть из головы обидные слова

Ученые заглянули в мозг людей, которые выслушивали неприятные комментарии о себе

Вокруг света
Слепой подводник: что мы знаем о русской выхухоли Слепой подводник: что мы знаем о русской выхухоли

Водяной крот — одно из самых ценных животных нашей страны

Вокруг света
Мертвым вход воспрещен: 5 мест, в которых нельзя умирать Мертвым вход воспрещен: 5 мест, в которых нельзя умирать

В мире есть места, где умирать людям по тем или иным причинам нельзя

Вокруг света
Готовы ли вы перейти на электричество? Готовы ли вы перейти на электричество?

Плюсы и минусы перехода на электрические подвесные моторы

Y Magazine
Madam Ladá Madam Ladá

Лада Бектемирова оставила дом, родных, собак и уехала почти в никуда — в Сенегал

Seasons of life
Быстрее не бывает Быстрее не бывает

Когда-то ученые ожесточенно спорили, может ли скорость света быть конечной

Вокруг света
Вокруг света Вокруг света

С улицы фасад напоминает оригами, а дальше — сад, которому больше ста лет

Seasons of life
Blue II: суперяхта XXI века Blue II: суперяхта XXI века

Blue II — эстетика труженика морей и «душа» классической моторной яхты

Y Magazine
Baltic 146 Path Baltic 146 Path

Особенности парусника Baltic 146 Path и этапы его создания

Y Magazine
Форсаж-92 Форсаж-92

Выставка, с которой снова начался российский автомобильный рынок

Автопилот
Между мирами Между мирами

О том, что дает «работа горя», делится доула Саша Леа Адина Уикенден

Seasons of life
Шаг за шагом Шаг за шагом

Какие вехи преодолело человечество, чтобы достичь нынешних скоростей?

Вокруг света
Тревожные сигналы: состав слюны человека может быть связан с суицидальными мыслями Тревожные сигналы: состав слюны человека может быть связан с суицидальными мыслями

Бактериальный состав слюны у людей, думающих о суициде, значительно отличается

Вокруг света
Красотка мисс Вандерли Красотка мисс Вандерли

Знакомимся с шикарным гибридным лимотендером от компании Falcon Tenders

Y Magazine
Попытка быть сложнее Попытка быть сложнее

Миксомицеты или слизевики – удивительная группа живых существ

Вокруг света
От ростральных зубцов до кровожадных челюстей: откуда у позвоночных такие устройства для жевания пищи? От ростральных зубцов до кровожадных челюстей: откуда у позвоночных такие устройства для жевания пищи?

Возможно, впервые зубы появились… из чешуи рыбы-пилы

Вокруг света
Открыть в приложении