Военные аэродромы востока Сибири

Вокруг светаHikoya

Проект РГО: Следы в небе

Летом 2021 года Русское географическое общество планирует провести экспедицию на военные аэродромы востока Сибири, оставшиеся от легендарной воздушной трассы Аляска − Сибирь, по которой в 1942−1945 гг. из США в СССР поставлялись самолеты

Аэродром Сеймчан, Магаданская область (из архивов РГО)

По соглашению ленд-лиза с октября 1941 года США предоставили Советской армии более 18 000 боевых и транспортных самолетов. Почти половину из этого числа советские военные летчики перегнали по маршруту из Фэрбанкса (Аляска) в Красноярск. Для этого были реконструированы уже имеющиеся аэродромы, а затем построены новые. Кроме того, вдоль трассы строились узлы связи и метеорологические станции.

Всего за время существования трассы по ней перевезли почти 20 000 тонн грузов. Порой самолеты перевозили и пассажиров, среди которых были послы СССР в США М. Литвинов и А. Громыко, а также вице-президент США Генри Уоллес, совершивший в 1944 году официальную поездку в Советский Союз. Из-за сложных метеоусловий полеты по Алсибу были небезопасны: за время эксплуатации трассы произошло 39 катастроф, в результате которых погибло более ста человек.

После войны аэродромы использовались для местных авиаперевозок, но затем многие из них оказались заброшены. Именно восстановление памяти об этой трассе – а возможно, в будущем и самих аэродромов – станет целью экспедиции РГО летом этого года. Рассказывает историк авиации Вячеслав Филиппов:

– Алсиб никогда не был популярной страницей истории войны. На это есть несколько причин. Во-первых, история ленд-лиза была не слишком выгодна с пропагандистской точки зрения: если мы дружим с Америкой, вспоминать о ней можно, если нет – нежелательно. Кроме того, грифы секретности с документов, связанных с Алсибом, были сняты только в середине 90-х. Я застал в живых многих ветеранов трассы и должен сказать, что никто не рвался освещать этот период войны, ссылаясь на документ о неразглашении.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Тайна дикого огурца Тайна дикого огурца

Как фермеры и пищевые предприятия научились манипулировать нашими рецепторами

Вокруг света
Киберспорт и интеллектуальная собственность Киберспорт и интеллектуальная собственность

Киберспорт — сложная и пока еще малоизученная правовая реальность

Наука и техника
Протокол «Дубайск» Протокол «Дубайск»

Какие автомобили можно увидеть в новом «Мажоре»

Автопилот
Город, который смотрит в море Город, который смотрит в море

Город-порт – это не просто география, это опыт

Знание – сила
Как животные покоряли воздух? Как животные покоряли воздух?

История «воздухоплавания» рептилий в пермском периоде

Наука и техника
Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты Риски ущерба имуществу: виды и способы защиты

Как страхование помогает защитить автомобиль

Наука и техника
Владивосток – город и порт Владивосток – город и порт

Владивосток – главный военный порт России на Тихом океане

Знание – сила
Как танки учились летать Как танки учились летать

Зачем учили летать танки?

Наука и техника
На краю стихий. Архангельск На краю стихий. Архангельск

История развития порта Архангельска

Знание – сила
От меди – к кремнию От меди – к кремнию

Как работают системы управления локомотивов

Наука и техника
Нескучный сад «проказника» Демидова Нескучный сад «проказника» Демидова

Жизнь и «дурашества» Прокофия Акинфиевича Демидова

Знание – сила
Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами Открытый код как двигатель прогресса: зачем делиться своими проектами

Почему открытый обмен информацией стал двигателем развития технологий

Наука и техника
Молочное торможение Молочное торможение

Прирост производства товарного молока замедлился почти вдвое

Агроинвестор
Эффект высокой базы Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Агроинвестор
Новости науки Новости науки

Механизм возникновения галактик, слияние черных дыр и Большой Барьерный риф

Знание – сила
Галактика в проводах Галактика в проводах

Рассказ Александра Маркова «Галактика в проводах»

Знание – сила
Коми кукла Коми кукла

Живое воплощение народного искусства и культурного наследия

Знание – сила
Ген свадебного угощения Ген свадебного угощения

Как отличия паттернов врожденного поведения формируются в эволюции?

Знание – сила
Всё кончено: война, республика, жизнь Всё кончено: война, республика, жизнь

Смерть Юлия Цезаря – трагедия и окончание жизни и истории старого Рима

Знание – сила
Забытые речные порты России Забытые речные порты России

Исчезнувшие и потерявшие свое былое значение порты

Знание – сила
Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы

Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» о Козьме Пруткове

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Резиденция монархов Аранхуэс и монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе

Знание – сила
В режиме планового роста В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Агроинвестор
Гигиенические истории Гигиенические истории

История из детства с привкусом керосина и французским ароматом хлорки

Знание – сила
«Знание – сила» — 100 лет «Знание – сила» — 100 лет

История науки в оптике собственного жизнеописания

Знание – сила
Ночные обезьянки сельвы Ночные обезьянки сельвы

Ночные обезьяны Южной Америки

Знание – сила
Антихрупкий АПК России Антихрупкий АПК России

Как монетизировать нестабильность в эпоху тарифных войн

Агроинвестор
«Пересекают мысли океан» «Пересекают мысли океан»

Как соединяли телеграфной линией Старый и Новый свет

Наука и техника
«Древние люди были гениальными» «Древние люди были гениальными»

Интервью с археологом Дмитрием Еньшиным о неолитической революции

Знание – сила
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

История развития компактного оружия: миниатюрные револьверы и пистолеты

Наука и техника
Открыть в приложении